ЛЕКЦИЯ № 2
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Это форма мышления, которая отражает предмет в его существенных признаках.
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА – то, в чем предметы схожи между собой или чем они отличаются друг от друга.
СУЩЕСТВ. ПРИЗНАКИ - с необходимостью пренадлеж., адекватно отражают внутреннюю сущность (студент 2 курса – человек, учащийся ВУЗа, уащ. 2 курса)
НЕСУЩЕСТВ. ПРИЗНАКИ могут принадлежать или не принадлежать, они не отражают сущность предмета (студ. 2 к – голубоглазый, высокий, спортсмен)
ПОНЯТИЕ И СЛОВО
1. Понятия всегда выражают словами или словосочетаниями, но не каждое слово есть понятие. Слово должно показывать предмет мысли. Не являются понятиями- междометия, возгласы и т.д.
2. Одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному (стол, тейбл)
3. В языке существуют слова-синонимы (труд-работа, родина-отечество), они пишутся по-разному, но их смысл одинаковый.
4. В языке сущ. Слова-омонимы, они одинаковы по звучанию, но разные по смыслу (коса. Кулак)
СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ
Любое понятие обладает СОДЕРЖАНИЕМ и ОБЬЕМОМ.
СОДЕРЖАНИЕ – совокупность существенных признаков предметов, которые мыслятся в данном понятии.
ОБЬЕМ - совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии.
Обьем понятия визуально изображают с помощью кругов Эйлера
Между содержанием и обьемом понятия существует непосредственно связь, которая выражается в законе обратного отношения:
1. УВЕЛИЧЕНИЕ содержимого понятия приводит к образованию понятия с МЕНШИМ обьемом и наоборот
А – студент 2 к. (чел, уч-ся ВУЗа, у-ся 2 курса)
В – студент 2 к. СИБД
С – студент 2 к. СИБД, фак-та ЕП
Д – студент 2 к. СИБД фак-та ЕП, гр ЕП-11, Вилкин
ВИДЫПОНЯТИЙ
1. Понятия делятся на единичные, общие и пустые
ЕДИНИЧНЫЕ – обозначают только один предмет (г. Севастополь)
ОБЩИЕ – 2 и больше предметов (студент, боксер)
ПУСТЫЕ – не обозначают ни одного предмета реальной действительности (вечный двигатель)
2. Конкретные и абстрактные
Конкретные – отдельный предмет, вещь, явление (блакнот, тетрадь)
Абстрактные – свойства, обозначают свойства предметов или отношения между ними (храбрость, безответственность)
3. Положительные и отрицательные
Положительные – фиксируют наличие признаков у предмета (экзамен по логике)
Отрицательные – отсутствие признаков у предмета (безпорядок, анти, не..)
4. Безотносительные и соотносительные
Безотносительные – предметы, существ. Раздельно, которые мыслятся вне отношении к другим предметам. (столица Укр, студент отличник, преступление и наказание)
Соотносительные – предметы, признаками которых выступают их отношения друг к другу (родители-дети, начальник-подчиненный,север-юг)
Дать логическую характеристику понятия – значит указать к какому виду понятий оно принадлежит.
Ст-т 2 курса Иванов – единичное, конкретное, положительное, безотносительное.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Понятия
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ | НЕСРАВНИТЕЛЬНЫЕ |
имеют некоторые общие признаки, которые позволяют сравнивать понятия. (ДУБ-ОСИНА) | не имеют общие признаки, относительно позволяющие их сравнивать к данным областям действительности (ТРЕУГОЛЬНИК –ЧЕЛОВЕК) |
СРАВНИМЫЕ
Совместимые | Несовместимые |
Понятия, обьекты которых полностью или частично совпадают | Понятия, обьекты которых не совпадают ни полностью, ни частично, но понятия содержать признаки на основе которых можно их сравнивать |
1. Равнозначность - в таком отношении находятся понятия обьекты которых совпадают, хотя содержимое может быть различным
2. Соподчинение – 2 и больше непересекающихся понятий, подчиняются общему понятию
3. Пересечение – 2 и больше понятий, обьемы которых частично совпадают
4. Противоположность – в таком отношении находятся понятия одно из которых содержит признаки одни, а другие признаки не совпадают с ними, но в сумме обьем понятия составляет лишь часть обьема понятия
5. Подчинение – понятия, обьем одного из которого входит в обьем другого
6. Противоречие – понятие, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – исключает эти же признаки.
ЛЕКЦИЯ № 3
«ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ПОНЯТИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Обобщение понятий – перейти от понятия с МЕНШИМ обьемом, но БОЛЬШИМ содержанием к новому понятию с БОЛЬШИМ обьемом, но меншим СОДЕРЖАНИЕМ.
А- студент 2 к. СИБД
Б-студент 2 к.
В – студент
Ограничение понятий – значит прейти от понятия с БОЛЬШИМ обьемом, но МЕНШИМ содержанием к новому понятию с МЕНЬШИМ обьемом, но большим содержанием
А – спорсмен
Б – спортсмен тежеловес
В – спортсмен тяжеловес из Индии
Определениепонятий – это логические операции, раскрывающие содержание понятий, отвечающий на вопрос: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Структура понятий: студент (определение) учащийся ВУЗа (определимое)
Все определения делятся на : РЕАЛЬНЫЕ и НОМИНАЛЬНЫЕ
Реальные – определения. Раскрывающие существенные признаки самого предмета
Номинальные – определения, по средствам которого вместо описания какого-либо предмета вводится новый термин, обьясняющий значение термина, его происхождение и т.д.
ПО СПОСОБУ РАСКРЫТИЯ ПРИЗНАКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА:
ЯВНЫЕ и НЕЯВНЫЕ.
К ЯВНЫМ относятся определения содержащие прямое указание на присущие предмету существенные признаки. ЯВНЫЕ определения бывают 2 видов
1. Определение через род и родовое отличие – указывали на ближайшее родовое понятие и называли отличительные признаки
2. Генетическое определение – указывает на способ образования предмета
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ соразмерным, то есть определяемое и определяющее понятия должны быть одинаковыми по обьекту
Логическая ошибка – несоразмерность определения.
А) слишком широкое понятие (логика - наука о мышлении)
Б) слишком узкое понятие (логика – наука о формах мышления)
Ф |
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО заключать в себе круга
Логич. Ошибка –круг в определении
(Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение; Вращение – движение вокруг оси)
Разновидностью круга в определении является ТАВТОЛОГИЯ – определяющее понятия повторяют определяемое. (Идеалист – человек идеалистических взглядов)
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЖНО быть четким и ясным
Логич. ошибка – двусмысленность определения (Жизнелюб – человек, который сам любит пожить и другим не мешает)
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕ ДОЛЖНО быть отрицательным (Логика – не социология)
5. НЕЛЬЗЯ допускать логические противоречия в самом определении
НЕЯВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – определения через указание на оношение предмета к своей противоположности. (Свобода – познанная необходимость. Взможность- потенциальная действительность)
ПРИЕМЫ, ЗАМЕНЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Описание – полное, точное указание признаков предмета (событие, проишествие)
2. Характеристика – указание отличительных признаков единичного предмета
3. Сравнение – образная характеристика предмета