ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ.
Смена в ДОЛ делится на периоды:
1. Организационный период (первые 2-3 дня)
2. Основной период
3. Итоговый период (последние 2 дня)
Организационный период
Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Конечно, для одних детей этот переход происходит легко, почти незаметно, для других — этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня жизнь в лагере станет привычной и приятной, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».
Задачи организационного периода
Для ребенка важно | Для педагога важно |
- Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания. - Научиться ориентироваться в лагере. - Узнать план смены. - Сориентироваться в режимных моментах. - Почувствовать себя нужным, быть принятым в коллективе сверстниками и взрослыми. - Определить свое место (статус) в коллективе. - Сформировать умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов. - Сформировать чувство «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу. | - Запомнить имена всех детей. - Выявить лидера. - Выявить интересы детей. - Сплочение коллектива. - Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда. - Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований). - Выстроить работу с напарником: формирование групповых норм, ценностей и традиций. - Обеспечить детям чувства защищенности, самостоятельности. |
Дела, которые вы можете провести в начале смены:
1. Мероприятия на знакомство и целеполагание
2. Тропа доверия
3. КВЧГ (кто во что горазд), чтобы узнать таланты ребят
4. Огонек знакомств
5. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»
6. Операция «Вперед, спасатели!» — по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора.
7. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.
8. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
9. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».
10. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.
11. Музыкальный час с разучиванием первых песен.
12. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.
13. Оформление первых страниц бортжурнала «День за днем».
14. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.
15. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.
Основной период
- Для чего ребенок едет в лагерь?
ЧТО ТАКОЕ ОТДЫХ?
¾ Организация разнообразной деятельности для самореализации ребенка.
¾ Оздоровление детей
Задачи основного периода
Для ребенка важно | Для педагога важно |
- Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. - Бодро пересечь «экватор» смены. - Участвовать в межотрядных и дружинных делах. - Реализовать собственные идеи. - Самореализоваться, как личность. - Чему-то научиться. - Отдохнуть. - Дышать свежим воздухом. - Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. - Проявить свою самостоятельность. - Возможность проявить себя лидером (дежком). | - Мотивировать детей на активное участие в смене. - Дать возможность каждому ребенку реализоваться. - Сплотить отряд. - Обсуждать проведенные дела с детьми, учить анализировать собственную деятельность, делать самоанализ. - Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. - Заложить основы самоуправления. - Создание положительного эмоционального настроя. - Поддержание положительного эмоционального настроя. - Стремиться увеличить время пребывания детей на природе. |
Дела, которые вы можете провести в основный период:
1. Спортивные игры.
2. Тренинги, групповое взаимодействие («Кораблекрушение» и др.).
3. Ролевые игры на сплочение («Ночь Триффидов» и др.).
4. Творческие игры (Конкурс актерского мастерства, «Солнечный денек», «Шоу без комплексов», «Кинофестиваль», «Крестики-нолики» и др.).
5. Интеллектуальные игры («Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный ринг», «Логическая рулетка» и др.).
6. Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход «Экологическая тропа», разные этапы туристических соревнований и др.).
7. Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.
8. Тематические дни («День девочек», «День вежливости», «День Нептуна», «День самоуправления» и т.д.).
Итоговый период
Итоговый период — заключительный период смены, в процессе которого происходит рефлексия и реадаптация детей.
Задачи итогового периода
Для ребенка важно | Для педагога важно |
- Не потерять новых друзей в городе. - Получить одобрение за свой труд. - Услышать как можно больше теплых слов. - Построить ближайшую перспективу на жизнь в городе. - Подвести итоги смены. - Закрепить приобретенные знания и умения (общаться, сотрудничать и т.д.). | - Подвести итоги смены с детьми. - Проанализировать смену с напарником. - Построить планы на будущее. - Оформить итоги смены. - Настроить детей на оптимистический лад. |
Дела, которые можно провести в итоговый период:
1. Итоговые огоньки (для отряда, для лагеря).
2. Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
3. Анкетирование.
4. Костер.
5. Награждение детей по номинациям в отрядах, подведение итогов отрядных конкурсов.
6. Музыкальные вечера.
7. Гала-концерт.
8. День Ангела Хранителя.
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ
РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
ДЕНЬ | |||||||
ДЛЯ ВОЖАТЫХ | Знакомство, представление, предъявление требований, установление уровня отношений | Узнавание, диагностика, заполнение педагогической документации | Анализ ситуации, закрепление комфортной обстановки | Анализ ситуации, корректировка перспектив смены | Организация коллективной работы, предоставление возможности выбора | Создание атмосферы творчества, формирование зон взаимодоверия | Индивидуальная работа, работа с микрогруппами |
ДЛЯ ДЕТЕЙ | Узнавание, открытия, заявка на… | Складывание отношений, норм коллективной жизни | Высказывание позиций, точки зрения, вопросов, просьб | Получение представления о перспективах смены | Заявки на лидерство, поиск и определение комфортной группы | Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков | Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков |
ДЕНЬ | |||||||
ДЛЯ ВОЖАТЫХ | Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, формирование зон взаимообучения | Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ | Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ | Создание ситуации выбора | Смена лидеров, переформирование микрогрупп | Предоставление возможности выстраивания дальнейших перспектив | Создание ситуации выбора, продолжение обучения |
ДЛЯ ДЕТЕЙ | Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков | Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков | Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков | Самопроявление и самооценка в ситуации | Самопроявление в ситуации и самооценка собственной деятельности | Общность коллектива, ценность совместной работы | Реализация интересов, потребностей, мотивов |
ДЕНЬ | |||||||
ДЛЯ ВОЖАТЫХ | Смена позиции, индивидуальная работа, диагностика | Индивидуальная работа, диагностика | Предоставление возможности самоопределения | Замер результатов работы | Переформирование групп, смена лидеров | Индивидуальная работа, подготовка к встрече новых ребят | Рефлексия совместной деятельности |
ДЛЯ ДЕТЕЙ | Самостоятельные действия | Коррекция поведения и отношений в коллективе | Обсуждение вопросов, выход на общие понимания | Самостоятельные действия | Самооценка собственной деятельности | Начало реадаптации | Рефлексия совместной деятельности |
Советы начинающему вожатому
1. Помни, что ты организатор деятельности детей, а не деятельности для детей. Составляй планы работы вместе с детьми, сообща обсуждай и решай проблемы. Человек развивается в деятельности, заботься о росте ребенка.
2. Начиная организовывать дело, заинтересуй ребенка. Интерес рождает желание действовать.
3. Поручая дело ребенку, подумай о возможностях его выполнения, о готовности самого ребенка. Будь готов поддержать инициативу, помочь в решении организационных вопросов. Вмешивайся только тогда, когда попросят помощи, но не выпускай контроля ни на минуту. Контроль — это способ показать свою заинтересованность в успешном исходе дела.
4. Формируй свою команду помощников. Это старожилы лагеря, нестандартные ребята, имеющие свои увлечения. Стремись сделать весь отряд своей командой.
5. Строй свои отношения с отрядом так, чтобы все понимали: выполнять нормы лагерной жизни и помогать вожатому намного выгоднее и интереснее, чем капризничать, хулиганить. Для этого умей отметить каждого за его успехи и добрые дела. Тот, кто выполняет поручения, должен быть уверен в твоей поддержке и доверии. Выдвигай только действительно необходимые требования, умей их обосновать. Не стоит требовать, если не имеешь средств отреагировать на невыполнение этих требований. Думай о последствиях, прежде чем дать слово. Держи свое слово.
6. Что бы ни случилось, помни, ты должен быть «на высоте». Будь готов к постоянному саморазвитию.
7. Умей анализировать каждый свой шаг и учи этому детей, учись на ошибках, не допускай их повторения.