Проводя регулярные наблюдения на озерах, реках, ручьях, вы можете узнать, как жизнь их обитателей зависит от состояния окружающей среды. Каково влияние человека на место и среду обитания живых существ водоемов.
Выберите 500-метровую полосу вдоль побережья водоема. Это и будет территория ваших исследований. Внутри этой полосы выберите 50-метровый участок для измерений, наблюдений, исследований. Постарайтесь заполнить в протоколе как можно как можно большее число пунктов.
А Общие сведения.
А1 Участники
1 Школа (организация) -
2 Класс (группа) -
3 Фамилии участников исследования -
4 Руководитель (педагог) –
5 Контактные адреса, телефоны –
А2 Место исследования:
1 Озеро
2 Река
3 Ручей
4 Область, район, населенный пункт –
5 Название озера, реки, ручья (которое есть на карте и которое принято у вас) –
6 Водный бассейн (это вся территория, с которой вода стекает в море в вашем регионе) –
7 Конкретное место проведения исследований (опишите его своими словами) –
А3 Дата исследования (день, месяц, год) –
Б Описание территории исследований (всей 500-метровой полосы).
Б1 Что представляет собой берег озера (реки).
От того, что представляет собой берег водоема, зависит многое: как быстро дождевая вода стекает в водоем, какие животные обитают на данной территории, каков уровень рН воды. Обследуйте территорию и отметьте в таблице цифрой 1 наиболее характерное для вашего участка, цифрой 2 – следующее по степени обычности и т.д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте ничем.
На побережье: | 0 – 10 м от воды | 10 – 50 м от воды |
Лиственный лес, кусты | ||
Хвойный лес | ||
Луг, поляна (без выпасов) | ||
Болотистое место | ||
Пастбища | ||
Поля, огороды, сады | ||
Населенный пункт | ||
Зона отдыха | ||
Прочее |
В пункте 9 можно отметить какие-то особенности, например, развалины, строения, гидросооружения и т.д.
Б2 Склон берега.
Отметьте галочкой тот пункт, который больше всего подходит к характеру берегового склона на вашем участке:
- Крутой склон, обрыв
- Склон умеренной крутизны
- Пологий склон
В 50 – метровый исследовательский участок
В1 Течение воды (на ручьях и реках, но можно измерить течение на выходе из озера).
Параметры течения важны, чтобы определить, какие животные и растения могут жить в данном потоке. Некоторые могут быть унесены водой, другие способны прикрепиться к субстрату и удерживаться на месте.
1. Ширина водного потока (В) в дм -
Измерьте ширину веревкой, рулеткой или другим способом.
2. Глубина водного потока (D) в дм –
Погрузите палку вертикально в воду, затем выньте и измерьте длину мокрой части. Не втыкайте палку в дно, иначе измерения будут неверными.
3. Скорость течения (Н) в дм\сек. на середине потока -
Используйте мячик или другой плавающий предмет. Отмерьте 10-метровый участок, где мячик может проплыть без помех. Бросьте мячик в воду чуть выше по течению от точки начала отсчета. Измерьте секундомером время, за которое мячик проплывет 10 метров, разделите 10м (100дм) на число секунд и вы получите скорость течения в дм\сек.
4. Расход воды (F) в л\сек -
На основании предыдущих трех показателей можно вычислить полный расход воды. Или измерить его непосредственно, если у вас маленький ручей.
В2 Как выглядит дно на исследуемом участке?
Тип дна определяет, какие животные и растения могут быть здесь встречены, т.к. живые организмы приспособлены для обитания на определенном типе дна. Зайдите в воду как можно глубже, и, используя маску для подводного плавания, внимательно осмотрите дно.
Заполните таблицу: цифрой 1 отметьте наиболее характерное, цифрой 2 –следующее по степени обычности и т.д. Если что-то из перечисленного отсутствует, не отмечайте ничем.
Дно покрыто живыми растениями | |
Слой полуразложившихся растений (листья). Упавшие в воду деревья. | |
Илистая грязь (разложившиеся части растений, на ощупь маслянистая масса). | |
Глина | |
Песок сыпучий, мелкий. | |
Мелкая галька, крупный песок (2-20мм) | |
Камни (2-20см) | |
Валуны, скальные породы. | |
Г Растения и животные
Г1 Какие типы растений можно найти в вашем водоеме?
Пройдите по берегу и поищите те растения, которые можно обнаружить прямо с суши. Пользуйтесь определителем растений. Запишите то, что удалось определить. Затем посмотрите то, что растет в воде. Используйте маску для подводного плавания, чтобы взглянуть на подводные растения. Принесите домой в пластиковых пакетах образцы растений для более тщательного исследования, а так же образцы планктона в бутылках или банках для изучения под микроскопом.
Заполните таблицу. Если вам не удалось найти ни одного растения из указанной группы, поставьте галочку в графе «Нет». Если найдено менее 5 растений – в графе «Редкие», если более 5 – в графе «Массовые». Если в указанной группе всего 3 или менее видов (разновидностей), сделайте отметку в разделе «Мало видов (разновидностей)», если больше 3 – в разделе «Несколько видов (разновидностей)» и запишите, сколько конкретно видов (разновидностей) вы нашли.
Группа растений | Нет | Редкие | Массовые | Массовые |
Мало видов (разновидно стей) (число) | Несколько Видов (разновид ностей) (число) | |||
Полупогруженные Плавающие Длинные подводные Короткие подводные Мхи Водоросли Фитопланктон (микроскопический) | ||||
Прочие |
Результат этого исследования можно рассматривать, как меру биологического разнообразия на вашем участке. Большее число найденных групп может означать большее количество различных видов (разновидностей) в каждой группе, что и является показателем большего биологического разнообразия. Водоемы с высоким биоразнообразием наиболее устойчивы к отрицательным внешним воздействиям.
Можно сделать собственный протокол и включит в него свои группы растений.
Г2 Каких животных можно встретить в вашем водоеме?
Сначала поищите животных, которые живут рядом с водоемом на суше. Запишите результаты. С помощью сачка соберите животных в воде. Поместите всех в белую эмалированную миску с водой. Постарайтесь рассортировать всех пойманных животных по маленьким бутылочкам или баночкам с водой. Используйте определитель. Подсчитайте количество определенных животных и занесите в протокол. Возьмите образцы планктона в баночках с водой для исследования под микроскопом. Результаты занесите в протокол. Если вам не удалось найти ни одного животного из той или иной группы, поставьте галочку в графе «Нет». Если найдено менее 5 особей – в графе «Редкие», более 5 – в графе «Массовые». Если в указанной группе всего 3 или менее видов (разновидностей), сделайте отметку в разделе «Мало видов (разновидностей)», если больше 3 – в разделе «Несколько видов (разновидностей)» и запишите, сколько конкретно вы нашли.
Результат этого исследования, так же, как в случае с растениями, может служить показателем уровня биологического разнообразия. Водоемы с большим биоразнообразием более устойчивы к отрицательным воздействиям.
Можно сделать собственный протокол исследования животных на основании зоологической литературы о систематике и включить его в отчет.
ГРУППА ЖИВОТНЫХ | НЕТ | РЕДКИЕ | МАССО ВЫЕ . | МАССО ВЫЕ |
Мало видов (разновид ностей) | Несколько видов (разновид ностей) | |||
1 Животные на воде и над водой: Птицы Водомерки Прочие | ||||
2 Животные в воде: Рыбы Черви Пиявки Моллюски, в том числе двустворчатые Водяные пауки, клещи Ракообразные Личинки насекомых: -стрекоз -поденок -веснянок -вислокрылок -ручейников -комаров Плавунцы Водомерки Лягушки, тритоны, их головастики Прочие | ||||
Можно сделать свой вариант протокола по рыбам и включить его в отчет. Для этого можно провести контрольные обловы рыбы. Или расспросить местных жителей о наличии и количестве рыбы в водоеме. В протокол внесите способы лова рыбы, место и месяц вылова, видовую принадлежность и количество по каждому виду.