Материалы к выступлению на совещании при директоре
Составитель: педагог-психолог Алексеева А.П.
ПСКОВ, 2011
Согласно определению, данному Т.А. Басиловой и Н.А. Александровой, с ложное (множественное) нарушение — первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вто-ричных расстройств. Термин «сложное нарушение развития» не дает предс-тавления о картине конкретных нарушений, он лишь обозначает проблему. Для правильного построения коррекционной работы специалистам необхо-димо выяснить, каким образом и насколько сильно нарушена та или иная функция, по каким причинам и когда возникли эти нарушения[2].
При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему ми-ру — это дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуаль-ного и личностного развития и дети с выраженным отставанием в умствен-ном развитии (при глубоких поражениях ЦНС)[2].
К биологическим причинам нарушенного развития у ребенка относят
различные заболевания наследственного или приобретенного характера, пос-ледствия травм и интоксикаций организма. Кроме биологических причин, современная медицина и психология серьезно рассматривают ряд неблаго-приятных социально-психологических факторов, которые могут также серь-езно осложнить интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие ре-бенка. Это воспитание ребенка с рождения в неблагоприятных внешних ус-ловиях, плохие уход и эмоциональный контакт с близкими, отсутствие любви и заботы со стороны окружающих взрослых, их равнодушие и даже жестоко-сть (сенсорная и психическая депривация, расстройства привязанности, дли-тельная разлука с матерью и т.д.).
В процессе обучения и воспитания обучающихся школ VIII вида трудно-разрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения в обществе и несформированность потребности в таком общении;
завышенная или заниженная самооценка; негативное восприятие других лю-дей; чрезмерный эгоцентризм и склонность к социальному иждивенчеству[1].
Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и умст -
венном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индивидуальных случаях может оказаться невозможным[3].
Несмотря на то, что дети со сложными нарушениями развития очень раз-ные, начальные этапы коррекционной работы требуют решения одних и тех же задач и соответственно единых подходов. Важнейшая задача — это нала-
живание общения ребенка и взрослого, активного с обеих сторон и на языке, доступном ребенку.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – основная орга-низационная форма для обсуждения стратегии сопровождения индивидуаль-ного обучения. Целью ПМПк является создание условий для построения ин-дивидуальной образовательной программы обучающихся и программы соп-ровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса.
Основными принципами коррекционно-развивающего обучения явля-ются следующие:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- прочность знаний, умений и навыков[2].
В процессе проведения занятий с ребенком, имеющим сложное наруше-ние развития, следует:
1) учитывать конкретное состояние ребенка в данный момент времени и перестраивать в соответствии с этим план занятий;
2) прислушиваться к темпу и ритму действий ребенка и приспосабливать к ним действия взрослого;
3) чередовать периоды активного воздействия на ребенка с паузами, во время которых взрослый может ожидать от ребенка ответа на свои действия;
4) Наблюдать за свободным поведением ребенка в начале занятия и чере-довать собственные интенсивные, стимулирующие действия с наблюдением за свободным поведением ребенка;
5) прекращать занятия при усталости или излишнем возбуждении ребен-ка[2].
К изобразительным наглядным средствам, используемым в процессе обу-чения, предъявляются следующие требования:
♦ четкость, красочность изображений;
♦ реалистичность изображений;
♦ изображения должны соответствовать задачам одного или нескольких занятий[2].
Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обес-
печивается посредством разработки целой системы, ориентированной на
конкретного обучающегося. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания для ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями. В нем учитываются периоды активности и работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечива-ется постоянной корректировкой индивидуальной образовательной програм-мы и учебного плана каждого обучающегося и мониторингом его учебных успехов и достижений[2].
В работе педагогов школы VIII вида педагог-психолог принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались индиви-дуальные особенности детей. Психологическое сопровождение работы пе-дагогов школы включает в себя:
*участие в работе школьного ПМПк;
*участие в работе Службы сопровождения школы;
*участие в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей;
*выступления на педагогических советах школы по вопросам помощи обу -чающимся в адаптации к условиям школы;
*индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам взаимоотношений с обучающимися;
*разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с деть-ми, педагогов и родителей по результатам диагностики успешности обуче-ния[1].
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития, невозможно получить
быстрый результат, т.к. динамика развития детей разворачивается медленно
и прогресс в обучении виден не сразу. Поэтому необходим совместный упорный целенаправленный труд педагогов и психолога школы по обеспечению максимально возможного учета индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе.
Список использованной литературы:
1) Алексеева А.П. Определение успешности социальной адаптации обучаю-щихся с интеллектуальной недостаточностью (в помощь педагогу школы VIII вида).// психологическое сопровождение педагогической деятельности: мате-риалы V областной научно-практической конференции/ науч. ред. и сост. В.М. Иванова. – Псков: ПОИПКРО, 2010. – 98 с.;
2) Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нару-шением развития: Пособие для родителей.// Издательство» Просвещение//
Электронный ресурс. – Режим доступа:
// https://www.prosv.ru/ebooks/Basilova_Kak-pomoch-malichu/index.html/;
3) ШипицынаЛ.М.«Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.