Природоресурсное право представляет собой совокупность отраслей, регулирующих отношения по использованию и охране (в том числе рациональному, устойчивому) природных ресурсов.
В отличие от других отраслей права, в том числе экологического, с которым природоресурсное право составляет общую сферу правового регулирования, природоресурсное право - это собирательный термин, который охватывает несколько равнозначных правовых образований, регулирующих природоресурсные отношения. Само название уже показывает ту область общественных отношений, на которую природоресурсное право распространяется.
При определении понятия «природоресурсное право» и его места в правовой системе Республики Беларусь мы исходим из общепринятого в юридической науке разделения общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды, на две группы:
- отношения, связанные с использованием природных ресурсов и других полезных свойств природной среды дляудовлетворения материальных и иных потребностей общества (природоресурсные отношения);
- отношения, связанные с охраной окружающей среды от вредного воздействия на нее в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности и обеспечением экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (природоохранные отношения).
Возникновение и развитие природоресурсного права в системе права Республики Беларусь определяется следующими признаками:
- во-первых, наличием специфических природоресурсных отношений, которые связаны с удовлетворением жизненно важных потребностей человека за счет природных благ;
- во-вторых, особенностями объекта правового регулирования, по поводу которого складываются правовые нормы.
Правовое регулирование этих отношений в настоящее время основывается на концепции устойчивого развития, получившей развитие применительно к природоресурсным отношениям в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. В данном документе обозначена стратегическая цель в области воспроизводства, рационального использования и охраны природного потенциала, которая состоит в использовании меньшего количества природных ресурсов на единицу экономического результата. В области государственной природоресурсной политики Беларуси предусматривается формирование эффективной системы управления, развитие рыночных отношений в области природопользования, внедрение безопасных инновационных технологий добычи и переработки, оптимизация платежей за добычу (изъятие) природных ресурсов с учетом их экономической оценки.
Объективной предпосылкой формирования природоресурсного права является такая форма взаимодействия общества с окружающей средой, как природопользование (использование природных ресурсов в процессе хозяйственной и иной деятельности). Возникающие при этом общественные отношения подвергаются правовому регулированию с целью установления требований по рациональному (устойчивому) использованию и восстановлению природных ресурсов (в тех случаях, когда они не являются исчерпаемыми), а также их охране в интересах настоящего и будущих поколений.
Общим объектом является вся совокупность общественных отношений. Выделение общего объекта наряду с родовым, видовым и непосредственным, имеет определенное методологическое и практическое значение, так как познание отдельного и особенного облегчается путем уяснения общих свойств и признаков изучаемых явлений. Выделение общего объекта позволяет глубже познать конкретные общественные отношения. Общий объект конкретизируется путем установления родового, видового и непосредственного объекта.
Под родовым объектом понимается совокупность однородных общественных отношений. Видовым объектом является относительно узкая группа общественных отношений одного вида.
Непосредственный объект — это конкретное общественное отношение
Природные ресурсы являются родовым объектом природоресурсных отношений. Они характеризуются экономическими и экологическими признаками, которые учитываются о правовом регулировании соответствующих отношений. Экономически значимые признаки природных ресурсов связаны с их использованием в качестве средства производства или предмета потребления, что предполагает определение их экономической ценности при включении в экономический оборот. Экологическая значимость природных ресурсов заключается в том, что природные компоненты (объекты), в составе которых эти ресурсы выделяются, являются частью окружающей среды и выполняют определенные экологические функции, а кроме того, их функционирование определяется объективными законами природы, которые не поддаются правовому регулированию.
Общее юридическое понятие природных ресурсов дается в Законе «Об охране окружающей среды». В соответствии со ст. 1 данного Закона природные ресурсы - компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Наличие разнообразных полезных свойств, присущих природным ресурсам, позволяет проводить их юридическую классификацию и осуществлять целевое использование. В соответствии с принципом приоритета природоресурсного законодательства в регулировании соответствующих отношений (ст. 2 Закона «Об охране окружающей среды») перечень природных ресурсов дается в отраслевом природоресурсном законодательстве.
Предметом природоресурсного права являются природоресурсные отношения, т.е. общественные отношения по. использованию природных ресурсов, их восстановлению и охране.
В объективном смысле природоресурсные отношения охватывают использование и охрану любых полезных свойств природной среды, т.е. всю сферу природопользования. В то же время не все природоресурсные отношения могут быть урегулированы правовыми нормами, некоторые - из-за невозможности правового воздействия на данные отношения, некоторые - в силу их незначительности и недостаточной общественной значимости. Поэтому в предмет природоресурсного права мы включаем те виды природоресурсных отношений, признаки которых соответствуют легальному определению понятия «природопользование» и включены в предусмотренный законодательством перечень видов природопользования.
Законом «Об охране окружающей среды» природопользование определяется как хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Это понятие указывает на нормативные критерии, позволяющие отграничить природоресурсные отношения, составляющие предмет природоресурсных отраслей права, от отношений по охране окружающей среды, составляющих предмет экологического права.
Правовые нормы, регулирующие природоресурсные отношения, систематизированы по объектному признаку и охватывают использование ресурсов земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, и составляют природоресурсное право в широком смысле. Оно характеризуется унификацией основных понятий и категорий в природоресурсной сфере общественный отношений, а также общностью механизма правового регулирования данных отношений. При этом нормативная правовая база, закрепляющая этот механизм, развивается в рамках каждой отрасли природоресурсного права.