Содержание
1. Назначение
2. Персонал
3. Основные термины и определения
4. Инвентарь, сырье и материалы
5. Общие положения
6. Ответственность и полномочия
7. Документы
8. Процедура
9. Обучение
10. Литература
11. Распределение
12. Лист ознакомления
Назначение
Данная стандартная операционная процедура устанавливает порядок уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.
Персонал
Руководитель организации / индивидуальный предприниматель
Начальники (руководители) подразделений
Заместители начальника (руководителя) подразделений
Начальники (руководители) отделов подразделений
Заместители начальника (руководителя) отделов подразделений
Провизоры
Фармацевты
Санитарка (уборщица)
Основные термины и определения
Санитарный режим – распорядок дня, действия и условия деятельности, направленные на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарная одежда - халат (костюм) медицинский и другая защитная одежда, предназначенная для защиты медикаментов, материалов и готовой продукции от дополнительных микробиологических и других загрязнений, выделяемых персоналом.
Инвентарь, сырье и материалы
Инвентарь, сырье и материалы | Технические характеристики |
Пример: Ведра пластмассовые с мерной шкалой промаркированные (для замачивания уборочных материалов – с крышками) | Пример: 10 л, ООО «Диорит XXI», Россия |
Швабры промаркированные | 140см, ООО «Хозяин», Россия |
Щетки для мытья окон промаркированные | Hausmann, Австрия |
Щетка для чистки унитаза | ООО «ТПЩИ», Россия |
Тряпки для пола промаркированные | 70 × 80 см, ООО «Хозяин», Россия |
Салфетки из микрофибры Paclan Practi для протирки поверхностей промаркированные | 30 × 30 см, Paclan, Китай |
Салфетки марлевые четырехслойные | 30 × 30 см, ООО «Амелия Центр», Россия |
Губки поролоновые для мытья раковин | 80 × 55 × 22 мм, ООО «Торговый Дом НХК», Россия |
Лопатка для перемешивания растворов пластиковая 50 см | Ferrari, Италия |
Стакан мерный стеклянный | 500 мл, ООО «Лабтех», Россия |
Пакеты для сбора и утилизации отходов | 35 л, ООО «Росэкопласт», Россия |
Перчатки нитриловые | Размер M, “ECOLOGICAL PRODUCTS USA, LLC”, США |
Средство жидкое моющее «Прогресс» | 1 л, ООО «АСМ Медиа», Россия |
Универсальное порошкообразное моющее средство «Mr. Proper» | 400 г, ООО "Проктер энд Гэмбл", Россия |
Средство дезинфицирующее порошкообразное «Хлорамин Б» | 1 кг, «Цзясин гранд корпорейшн», Китай |
Средство чистящее порошкообразное «Comet» | 475 г, ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск», Россия |
Средство чистящее универсальное «Comet» (гель) | 500 мл, ООО "Проктер энд Гэмбл", Россия |
Средство для мытья стекол «Мистер Мускул» | 500 мл, ООО «СК Джонсон», Украина |
Мыло жидкое для рук «Бархатные ручки» с дозатором | 240 мл, производитель: концерн «Калина», Россия |
Контейнеры с педалью для сбора, хранения и транспортирования медицинских отходов промаркированные | 15 л, ООО «КМ-Проект», Россия |
и др. |
Общие положения
5.1. Санитарные требования к помещениям аптек.
5.1.1. Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке.
5.1.2. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже
1 раза в день.
5.1.3. Отделка помещений для хранения лекарственных препаратов (внутренние поверхности стен, потолков) должна быть гладкой и допускать возможность проведения влажной уборки.
5.1.4. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов.
5.1.5. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.
5.1.6. В коридорах, комнате отдыха персонала аптечной организации, кабинетах допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.д.
5.1.7. Декоративное оформление помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
5.2. Санитарные требования к оборудованию аптек.
5.2.1. Установка оборудования должна производиться на расстоянии не менее 0,5 метров от стен или другого оборудования, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, обеспечивать доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.
5.3. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
5.3.1. Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств.
Внимание! Сухая уборка помещений запрещается!
5.3.2. Генеральная уборка производственных помещений должна проводиться не реже
1 раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы. Полотки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.
5.3.3. Оборудование торгового зала подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.
5.3.4. Обработка холодильного оборудования снаружи проводится не реже 1 раза в неделю. Разморозка и последующая обработка холодильного оборудования изнутри проводится по режиму, указанному в руководстве по эксплуатации холодильного оборудования дезинфицирующим средством с моющим эффектом. Обработка полок внутри, без разморозки холодильного оборудования, производится при освобождении полок от лекарственных препаратов или при смене групп лекарственных препаратов на полках.
5.3.5. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляется в специально выделенном месте (комнаты, шкафы) раздельно. Ветошь (салфетки), предназначенную для уборки оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой, промаркированной, плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др).
5.3.6. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов.
5.3.7. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей.
5.3.8. Приготовление дезинфицирующих растворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями в помещении _________________________________. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезинфицирующих средств из числа разрешенных Минздравом России к применению на территории России.
5.3.9. При приготовлении дезинфицирующих растворов и проведении санитарной обработки помещений и оборудования аптечной организации необходимо использовать средства индивидуальной защиты.
5.3.10. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену.
5.3.11. Сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование, утилизацию отходов аптечной организации производится в соответствии с их классом опасности.
5.3.12. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.
5.3.13. Санитарный день в аптечных организациях проводится 1 раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт).
Ответственность и полномочия
6.1. Руководитель организации / индивидуальный предприниматель несет ответственность за назначение уполномоченного по качеству в аптечной организации, утверждение документов, необходимых для организации и функционирования системы качества; проведение аудитов системы качества.
6.2. Уполномоченный по качеству несет ответственность за организацию и функционирование системы качества в аптечной организации.
6.2.1. Уполномоченный по качеству в аптечной организации назначается приказом руководителя организации / индивидуального предпринимателя.
6.2.2. Уполномоченный по качеству обязан обеспечить следующие процессы непосредственно или через делегирование полномочий:
- разработку и поддержание в актуальном состоянии документов, необходимых для функционирования системы качества в аптечной организации;
- своевременное оповещение руководителя организации / индивидуального предпринимателя обо всех изменениях в правовом регулировании в сфере системы качества;
- проведение первичного и повторного обучения для специалистов аптечной организации по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.
6.3. Начальник (руководитель) подразделения несет ответственность за ознакомление сотрудников подразделений аптечной организации с порядком уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации, а также за его исполнение.
6.4. Иные сотрудники несут ответственность за порядок соблюдения правил уборки помещений и обработки оборудования в рамках исполнения должностных обязанностей.
Документы
7.1. Перечень документов, необходимых для обеспечения системы качества в аптечной организации:
- Приказ о назначении уполномоченного по качеству в аптечной организации;
- Стандартная операционная процедура по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации;
- Журнал учета получения и расходования дезинфицирующих средств для проведения дезинфицирующих мероприятий на объектах;
- Журнал учета проведения текущих уборок;
- Журнал учета проведения генеральных уборок;
- Журнал регистрации проведения санитарных дней;
- Журнал учета отходов;
- Технологический журнал учета отходов класса Б и В организации;
- Акты проверки с отчетом по аудиту системы качества;
- План обучения сотрудников аптечной организации и отчеты по проведенному обучению.
Процедура
8.1. Подготовительные работы
8.1.1. Сотруднику аптечной организации, осуществляющему уборку помещений и/или обработку оборудования необходимо подготовиться к работе: одеть комплект спецодежды и средства индивидуальной защиты;
8.1.2. Подготовить уборочные материалы и промаркированный уборочный инвентарь (салфетки, тряпки, щетки, швабры, ведра и др.);
8.1.3. Подготовить дезинфицирующие растворы для уборки помещений и/или обработки оборудования (описание приготовления дезинфицирующего раствора).
8.1.3.1. Приготовление дезинфицирующего раствора для уборки помещений:
8.1.3.1.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.
8.1.3.1.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.1.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.1.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.
8.1.3.1.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).
8.1.3.1.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.
8.1.3.2. Приготовление дезинфицирующего раствора для обработки оборудования:
8.1.3.2.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.
8.1.3.2.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.2.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.2.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.
8.1.3.2.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).
8.1.3.2.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.
8.1.3.3. Приготовление моющего раствора для обработки уборочного инвентаря:
8.1.3.3.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.
8.1.3.3.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.3.3. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.
8.1.3.3.4. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).
8.1.3.3.5. Моющий раствор используют свежеприготовленным.
8.1.3.4. Приготовление дезинфицирующего раствора для обработки уборочного инвентаря:
8.1.3.4.1. Налить в ведро вместимостью 10 л (при необходимости изменить) (количество) л воды.
8.1.3.4.2. Отмерить с помощью мерного стакана средство дезинфицирующее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.4.3. Отмерить с помощью мерного стакана средство моющее (указать название и объем / количество), налить / добавить его в ведро.
8.1.3.4.4. Перемешать с помощью лопатки в течение 20 секунд.
8.1.3.4.5. Добавить воды до метки (при необходимости изменить).
8.1.3.4.6. Дезинфицирующий раствор используют свежеприготовленным.
8.2. Основные работы
8.2.1. Уборка помещений и/или обработка оборудования аптечной организации проводится в соответствии с таблицей:
Вид уборки | Наименование дезинфицирующих / моющих растворов, концентрация, время экспозиции, способ обработки | Обрабатываемые поверхности |
Текущая (ежедневная) | Указать | Оборудование торгового зала |
Указать | Санитарно-техническое оборудование | |
Указать | Приспособления для очистки обуви от грязи | |
Указать | Пол | |
Генеральная (1 раз в неделю) | Указать | Оборудование торгового зала |
Указать | Шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения | |
Указать | Внешняя поверхность холодильного оборудования | |
Указать | Санитарно-техническое оборудование | |
Указать | Стены | |
Указать | Двери | |
Указать | Приспособления для очистки обуви от грязи | |
Указать | Пол |
Санитарный день (1 раз в месяц) | Указать | Оборудование торгового зала |
Указать | Шкафы для хранения лекарственных препаратов в помещениях хранения | |
Указать | Внешняя поверхность холодильного оборудования | |
Указать | Санитарно-техническое оборудование | |
Указать | Потолок | |
Указать | Оконные рамы | |
Указать | Межрамные промежутки | |
Указать | Стекла | |
Указать | Стены | |
Указать | Двери | |
Указать | Приспособления для очистки обуви от грязи | |
Указать | Пол | |
В соответствии с инструкцией | Указать | Внутренняя поверхность холодильного оборудования |
8.3. Заключительные работы
8.3.1. Пакет с отходами поместить на временное хранение в _________________(указать).
8.3.2. Слить в канализацию оставшиеся отработанные дезинфицирующие растворы после уборки помещений и/или обработки оборудования.
8.3.3. После использования уборочный инвентарь продезинфицировать.
8.3.3.1. Дезинфекцию уборочного инвентаря проводят в помещении _________________________(указать).
8.3.3.2. Прополоскать салфетки, половые тряпки в моющем растворе (указать).
8.3.3.3. Оставшийся моющий раствор вылить в канализацию.
8.3.3.4. Продезинфицировать салфетки и половые тряпки путем замачивания в дезинфицирующем растворе (указать) в течение (указать).
8.3.3.5. Ведра, швабры, щетки вымыть дезинфицирующим раствором, ополоснуть теплой водой (открыв краны воды питьевой и горячей).
8.3.3.6. Оставшийся дезинфицирующий раствор вылить в канализацию.
8.3.3.7. Убрать уборочный инвентарь для просушивания в места, предназначенные для его хранения.
8.3.4. Утилизировать отходы в соответствии со схемой обращения отходов в аптечной организации.
8.3.5. После окончания работы необходимо тщательно вымыть с мылом перчатки, не снимая с рук, после чего просушить их.
8.3.6. Снять перчатки, поместить их на место хранения / в контейнер для отходов (указать).
8.3.7. Комплект спецодежды, в котором проводилась уборка, поместить на место хранения.
8.3.8. В зависимости от типа уборки и класса собранных отходов заполнить необходимые журналы: Журнал учета проведения текущих уборок, Журнал учета проведения генеральных уборок, Журнал регистрации проведения санитарных дней, Журнал учета отходов, Технологический журнал учета отходов класса Б и В организации, выполненные на бумажном* или электронном носителе.
* - журнал, выполненный на бумажном носителе, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписью руководителя аптечной организации.
Обучение
Для всех новых сотрудников проводится обучение по порядку уборки помещений и обработки оборудования в аптечной организации.
Повторное обучение проводятся не реже 1 раза в год.
Литература
1. Приказ Минздрава России № 647н от 31.08.2016 г. "Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения";
2. Приказ Минздрава России № 646н от 31.08.2016 г. «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения»;
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 706н от 23.08.2010 г. «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
4. Приказ Минздрава РФ № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ№ 163 от 09.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Распределение
Подразделение | Количество копий | |
Оригинал | Руководитель организации / индивидуальный предприниматель | |
Копия 1 | Начальники (руководители) подразделений | |
Копия 2 | Уполномоченный по качеству |
Лист ознакомления
№ п/п | ФИО сотрудника аптечной организации | Дата | Подпись |
Приложение № 1