Вопрос 3. Политические и правовые идеи средневековых ересей.




Вопрос 1. Основные черты и особенности политической и правовой идеологии средних веков.

Церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества. Мировоззрение средних веков было богословским – теологическим. Все достижения античной культуры отвергались как языческие.

Схоластика – от греческого ученый или школьный – систематическая средневековая философия, представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основный источник мировоззрения – Библия.

Одной из центральных проблем схоластики было соотношение веры и разума, религии и философии. Высшим и чуть ли не единственным источником истины признавалось Священное писание, тексты которого были исходным пунктом и важнейшим аргументом в схоластических спорах (диспутах). Ни господствующая идеология, ни ереси не предавали проблемам государства и права ведущего значения по той причине, что идеология защищала власть в любом ее проявлении, а право сводила к проявлениям власти. Ереси же выступали за истинную Христову Церковь как общину верующих, сосредоточившую в себе власть, отождествляя право с религиозными нормами всеобщего равенства, справедливости, взаимопомощи. В большей мере проблемы государства и права обсуждались в борьбе за власть между духовенством и феодалами.

Притязания на власть католической церкви обосновывались теократическими теориями, чья суть сводилась, что государство должно быть подчинено церкви. Широкое распространение – теория двух мечей.

Вопрос 2. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский.

К 13 веку завершилось создание схоластики. В построении этой концепции большую роль сыграл Фома Аквинвский (1225-1274). Работы Фомы Аквинского – «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.

От Аристотеля Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть животное политическое, что означает – в людях от природы заложено стремление жить вместе, общаться, то есть в одиночку человек жить не может. Цель государственности – общее благо; обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Именно достижениям этой цели предполагается хранение данной сословной структуры. Согласно Фоме – мир лежит в Иерархии форм – во главе иерархии – Бог – подчинение низших форм. Большое место в политико-правовой доктрине Аквинского занимает учение о законах, их видах и соподчиненности --- Пирамида законов Фомы Аквинского. Четыре вида законов, основываясь на трудах Аристотеля (два вида – естественое и установленное).

Вечный

Естественный ß Пирамида законов

Человеческий

Божественный

 

Вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего Вселенной.

Естественный закон – отражение Вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ (законы общежития, стремление к самосохранению, продолжению рода, обязывает также уважать достоинство людей и т.д.). Но сами по себе естественные законы по исполнению не обязательны.

Человеческий закон – отражение естественного закона в действующем праве. Его предназначение силой и страхом принуждать людей выполнять законы естественные.

Божественный закон (Библия) – он необходим людям по двум причинам – 1. Человеческий закон не способен искоренить зло. 2. Из за человеческого несовершенство человек не может в полной мере осознать что есть зло и добро.

Большое внимание Фома уделяет обоснованию сословного неравенства, это тоже божественное установление. Учения Фомы Аквинского (Томизм) – томизм считается официальной доктриной католицизма. Учения Фомы Аквинского о государственной власти; он различает три элемента государственной власти – сущность, происхождение, использование. Сущность власти – то есть порядок управления (господство и подчинение) установлено Богом. Воспроизводя классификацию Аристотеля форм государства, Фома придает значение лишь некоторым из них. Основным признаком государственной власти он считает право издания законов, в правильных формах существует законность. Фома Аквинский – сторонник монархии; тиранию также порицает.

Вопрос 3. Политические и правовые идеи средневековых ересей.

Формой политико-правовой идеологии оппозиционной феодализму были еретические движения.

Первое крупное еретическое движение началось в 10 веке в Болгарии – это движение Богомилов – милые Богу люди. Распространилось в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси и некоторых других странах.

Принято различать два основных типа ереси: Бюргерская (зажиточные горожане) и Крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь, выражающая интересы зажиточных горожан и части низшего дворянства была направлена главным образом против католической церкви и духовенства на богатство и политическое положение которых она претендовала. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, упразднение феодальных привилегий и сословного строя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: