Программа исследования
Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь между гиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери.
Задачи:
1. Исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников, сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между личностными характеристиками матери и формированием гиперактивного поведения ребенка.
2. Подбор необходимых методик для проверки гипотезы.
3. Формирование контрольной и исследуемой групп.
4. Обработка полученных данных методами математической статистики.
5. Обсуждение полученных результатов.
Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведение проявляется у детей, матери которых отличаются сочетанием следующих личностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости".
Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуется как гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагоги шестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынской средней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3. В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две группы детей 7-10 лет (гиперактивных и негиперактивных). Была выбрана данная возрастная группа детей, так как именно в этом возрасте наблюдается наибольший процент проявления гиперактивного поведения..
После обработки анкет были выделены две группы детей: в первую группу вошли гиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17 мальчиков); во вторую группу вошли негиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17 мальчиков). Затем были сформированы две группы матерей (исследуемая и контрольная). В исследуемую группу вошли матери гиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группу вошли матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32 года.
Предмет: личностные характеристики матерей гиперактивных детей.
Методический инструментарий:
Для формирования групп матерей (контрольной и исследуемой) необходимо сначала выделить группу гиперактивных детей и группу детей, поведение которых не характеризуется как гиперактивное. Для этого использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Анкеты представлены в приложениях 1, 2.
При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение ребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и более для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классные руководители детей.
Для исследования личностных характеристик матерей использовался многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла.
Те дети, у которых в результате анкетирования родителей (матерей и отцов) средний балл 9 и выше и одновременно в анкете педагогов 15 баллов и выше у мальчиков, 11 баллов и выше у девочек, были признаны гиперактивными. Это пороговая граница установлена на основе рекомендаций, предложенных разработчиками использованных анкет И.П.Брязгуновым, Е.В.Касатиковой [4, с.77-78].
В контрольную группу были выделены дети, у которых в результате анкетирования родителей и педагогов нет высоких баллов ни по одной из анкет.
Те женщины, у которых балл по шкале С (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) 11 и ниже (3 стена и ниже), и одновременно балл по шкале Е (конформность - доминантность) выше 12 (7 стенов и выше), были признаны обладающими сочетанием высокой доминантности и эмоциональной неустойчивости. Эти пороговые границы были установлены на основе рекомендаций, данных в книге А.В.Батаршева "Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство".
В контрольную группу вошли матери детей из контрольной группы.
Высокие показатели по факторам М (праксерния - аутия), Q1 (консерватизм - радикализм) считались при наличии 15 баллов и выше (7 стенов и выше) по первому фактору и 10 баллов и выше (7 стенов и выше) по второму фактору. Высокие показатели по фактору Q4 (фрустрированность - нефрустрированность) - 14 баллов и выше (7 стенов и выше).
Процедура эксперимента. Сложность процедуры исследования заключается в том, что нередко родители гиперактивных детей, уставшие от постоянных назиданий, замечаний и упреков по поводу поведения их детей, с нежеланием идут к психологу или, отчаявшись, ждут немедленного разрешения их проблемы.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - анкетирование родителей (матерей и отцов) и педагогов для выделения детей в контрольную и исследуемую группы с целью дальнейшего формирования групп матерей. Для этого использовались анкеты для педагогов и для родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Тестирование каждой пары родителей проводилось индивидуально. В результате обработки анкет были сформированы группа детей с признаками гиперактивного поведения и контрольная группа детей, а также соответственно две группы матерей.
Второй этап - исследование личностных характеристик матерей при помощи многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла. Так же как и в первом случае, это индивидуальная процедура. Испытуемый получает стимульный материал теста, а также бланк ответов к тесту [2, c.35-39]. Так как инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность отвечать на вопросы самостоятельно без контроля исследователя.
Результаты исследования
В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две группы детей 7-10 лет. Группа детей, поведение которых характеризуется как гиперактивное (результаты таб.2) и контрольная группа (результаты таб.3). Использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковым (см. приложение 1,2). Анкеты обрабатываются следующим образом.
Родители проставляют в анкете (приложение 1) соответствующие цифры: 0 - отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2- присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.
Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для мальчиков, поведение ребенка можно считать гиперактивным.
Учителя отвечают на вопросы анкеты (приложение 2). Принимается только "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).
Если общее число баллов 8 и более, поведение ребенка можно считать гиперактивным.
Таблица 2.