Технические средства, используемые для обработки информации в системах управления, делятся на две большие группы:
- средства оргтехники;
- средства вычислительной техники.
Средства оргтехники делятся на:
- средства сбора;
- средства передачи;
- средства хранения;
- средства отображения информации.
Средства вычислительной техники, используемые в настоящее время, делятся на:
- вычислительную технику общего пользования;
- персональные компьютеры.
Наибольшее распространение получили для создания систем обработки экономической информации персональные ЭВМ, которые являются основой комплекса технических средств создаваемых АСУ.
Под комплексом технических средств (КТС) понимают совокупность взаимосвязанных и (или) технических средств фиксации, сбора, подготовки, накопления, обработки, и представления информации и устройств управления ими, а средств оргтехники, предназначенных для решения задач и информационного обмена между различными техническими средствами. КТС должен обеспечивать автоматизированное прохождение от формирования до отображения результатов обработки, решение всего комплекса задач в подсистемах, максимальный охват подразделений управления энергосистем и предприятий подготовку и передачу в АСУ контроль передаваемой информации, достаточные технические возможности с точки зрения объема памяти и быстродействия, чтобы решать задачи в полном объеме, своевременно и эффективно.
Для решения комплекс технических средств должен включать группы технических средств:
- регистрации, и подготовки машиночитаемой информации;
- передачи;
- обработки;
- хранения и отображения (выдачи), т.е. преобразования ее в вид, удобный для восприятия человеком.
Средства регистрации, сбора и подготовки машиночитаемой информации включают различные устройства телемеханики, механизированной и автоматизированной фиксации информации о результатах и изменениях режима работы оборудования или процесса принятия решений и обработки данных. В результате функционирования этих средств производится соответствующая запись данных на машинном носителе информации или в памяти ЭВМ. Эффективность работы системы в целом в значительной степени определяется тем, насколько автоматизирован сбор первичной информации. Средства сбора, регистрации и преобразования информации должны обеспечить максимальное сокращение ручного труда, особенно при подготовке первичной информации. Даже самые эффективные алгоритмы и программы ничего не дадут системы управления, если информация для них будет готовиться и вводиться в ЭВМ вручную. Один из главнейших вопросов при создании АСУ – это вопрос автоматизации ввода первичной информации. Средства передачи информации служат для обмена информацией между пунктами ее возникновения и вычислительным центром.
Средства обработки информации предназначены для преобразования исходных данных, собранных из подразделений энергосистемы, предприятия или пунктов передачи, в выходные результаты, необходимые для управления.
Средства хранения и отображения (выдачи) информации состоят из набора различных технических устройств и устройств оргтехники накопления, поиска и размножения данных: карточек, устройств для группировки и хранения дискет, видеотерминальных устройств, световых табло, мнемонических схем, буквопечатающих аппаратов, устройств для передачи изображения и документов и др. Средства выдачи (отображения) позволяют получать требуемые сведения и результаты обработки информации на ЭВМ для принятия решений. При автоматизации диспетчерского управления важное значение имеют средства телеобработки данных, обеспечивающие обмен информацией между ЭВМ и обслуживаемыми ею территориально удаленными объектами.
Основные требования к комплексу технических средств могут быть сформулированы следующим образом:
- КТС должен обеспечивать решение установленного набора задач;
- структура КТС должна предусматривать возможность ее изменения и развития в случае изменения содержания и набора задач и совершенствования техники управления;
- КТС должен обладать необходимой кодовой, программной и технической совместимостью;
- технические средства должны быть максимально приближены к требованиям пользователей и достаточно просты в эксплуатации;
- построение и функционирование КТС должно быть сопряжено с минимально возможными капитальными и эксплуатационными затратами на приобретение техники и ее обслуживание. В энергетике техническое обеспечение (комплекс технических средств) организационно объединено в систему сбора и обработки данных.
Система сбора и обработки данных (ССОД) – это организационно-технический элемент, реализующей сбор, передачу, обработку, отображение и хранение данных. Система сбора информации, принятая в энергетике, состоит из управляющего вычислительного центра (УВЦ) с филиалами и периферийных пунктов (ПП). Периферийный пункт – это организационно-техническое подразделение ССОД, включающее периферийные технические средства и эксплуатирующий их персонал. Периферийные пункты могут быть двух типов: первичные пункты подготовки и передачи данных (ППД) и опорные пункты (ОП). Кроме пунктов, где формируется машиночитаемая информация, в систему сбора и передачи информации входят пункты (отделы, участки, подразделения и т. д.), в которых создается та информация, которая должна быть впоследствии передана на ПОД, СП, ВЦ – это источники информации (ИИ).
Первичный пункт подготовки и передачи данных – это периферийный пункт, обслуживающий один производственный энергетический объект. ППД имеет двусторонний обмен данными с УВЦ или ОП. Опор-пункт – это периферийный пункт, обслуживающий группу производственных энергетических объектов.
Функция обработки информации на ОП по отдельным задачам может выполняться полностью или частично. Поэтому при создании ОП должен быть рассмотрен и обоснован вопрос об уровнях агрегирования (обработки) информации. Чем выше уровень агрегирования информации на ОП, тем в большей степени ОП превращен в ВЦ если обработка ведется с использованием ЭВМ.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные области использования вычислительной техники в управлении энергетикой.
2. Какова структура автоматизированных систем управления в энергетике?
3. Назовите основные виды обеспечения АСУ.
4. Что такое организационная модель управления?
5. Опишите структуру информационного обеспечения АСУ.
6. Что такое база данных, банк данных, нормативно-справочная информация?
7. Опишите структуру математического обеспечения АСУ.
8. Что такое алгоритм?
9. Назовите основные виды технического обеспечения АСУ.
10. Какова классификация технических средств, используемых для обработки информации?