Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности, которые определяет А.И.Савенков, необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самими ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе умозаключения.
В связи с этим у детей дошкольного возраста, по мнению автора, через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения, такие как:
· Умение видеть проблемы;
· Умение выдвигать гипотезы, строить предположения;
· Умение задавать вопросы;
· Умение оперировать понятиями «явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность»;
· Умение классифицировать;
· Умение наблюдать;
· Умение делать выводы;
Проводя простую манипуляцию с предметами, ребенок познает окружающий мир, развивает интеллект, мышление, умение видеть и наблюдать.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явление.
Тема: «Свойства воды»
Образовательные цели: познакомить детей с основными свойствами воды. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опыта с водой.
Развивающие цели: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к воде.
Сентябрь | |||
№ | Тема | Цель | Материал |
1. | «Какая вода на вкус» | Исследовать воду на вкус. | Три стакана с питьевой водой, сахар, лимон. |
2. | «Узнаем, какая вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) | Стакан с водой, соль, сахар. |
3. | «Имеет ли вода форму» | Узнать, имеет ли вода форму. | Поднос, стакан с водой, голубой или синий карандаш. |
4. | «Всегда ли вода бывает прозрачной?» | Исследовать воду на прозрачность. | Стакан с водой, стакан с молоком, чайную ложку. |
Октябрь | |||
1. | «Очистим воду» | Можно ли очистить воду? | Стакан с водой, заварка чая, песок, бумага, марля, ситечко. |
2. | «Игра цвета» | Узнать, можно ли получить новый цвет путем смешивания разных цветов. | Три стакана с водой, краски разных цветов. |
3. | «Поплывет, не поплывет» | Исследовать плавучесть предметов. | Таз с водой, монетку, гвоздь, камешек, пластмассовую крышку, кусочки ваты, простой карандаш. |
4. | «Испарение воды» | Узнать за сколько дней испарится вода в стакане | Стакан с водой, простой карандаш |
Ноябрь | |||
1. | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с одним из свойств воды | Три стакана с водой, пакеты для льда, краски разных цветов. |
2. | «Как воду превратить в лед» | Познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). | Стакан с водой, пакеты для льда. |
3. | «Как из снега получить воду» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле) | Ведерко со снегом. |
4. | «Снег. Какой он?» | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, рассыпчатый, липкий, скрипучий). Исследование во время прогулки. | Снег. |
Декабрь | |||
1. | «Снег и лед-это вода» | Убедиться в том, что снег и лед состоят из воды. | Поднос, лупа, синий карандаш, снег, лёд. |
2. | «Из чего состоит пар» | Убедиться в том, что пар состоит из воды. | Термос с горячей водой, зеркальце, простой карандаш. |
3. | «Состояния воды» | Исследовать различные состояния воды. | Друшлаг, стакан с водой, снег, лед. |
4. | «Вырастим кристаллы» | Путем испарения воды получить кристаллы соли | Вода, соль |
5. | «Наливаем – выливаем» | Исследовать наполняемость сосудов с узким и широким горлышком. | Сосуды, воронка, пипетка, трубочка, мензурка. |
Тема: «Воздух»
Образовательные цели: Познакомить детей с основными свойствами воздуха. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.
Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.
Январь | |||
№ | Тема | Цель | Материал |
1. | «Воздух в воде» | Наблюдать процесс попадания воздуха в воду | Стакан с водой, трубочку для коктейля. |
2. | «Игра с соломинкой» | Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке. | Пустой стакан, стакан с водой, трубочку для коктейля. |
3. | «Подыши на зеркальце» | Проверить, есть ли в воздухе вода. | Зеркальце. |
Февраль | |||
1. | «Веер» | Ощутить давление воздуха при помощи веера. | Три листа разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа). |
2. | «Как передвигаются предметы» | Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. | Карандаш, вата, кубик. |
3. | «Воздушный шарик» | Исследование давления воздуха. | Воздушный шарик, воронку, стакан с водой. |
4. | «Воздух и предметы» | Исследовать падение предметов в воздухе. | Три тетрадных листа (один смять), два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монеткой. |
Тема: «Свойства бумаги»
Образовательные цели: познакомить детей с основными свойствам бумаги. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.
Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь
Воспитательные цели: воспитывать бережное отношение к природе.
Март | |||||
№ | Тема | Цель | Материал | ||
1. | «Свойства бумаги» | Познакомить детей с основными свойствами бумаги. | Газеты, кусок ткани, целлофановый пакет. | ||
2. | «Как бумага сгибается» | Узнать, как сгибается бумага. | Альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист. | ||
3. | «Заполни коробку» | Проверь, сколько места занимает бумага в пространстве. | Коробка из-под обуви, стопку газет, ножницы. | ||
4. | «Исследуй бумагу на прочность» | Узнать, может ли бумага служить мостом. | Три бруска, две половинки альбомного листа | ||
Апрель | |||||
1. | «Перенеси горох» | Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал. | Тетрадный лист, крупа, носовой платок. | ||
2. | «Отпечатки» | Узнать, можно ли делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток (картофель, морковь, свекла) | Бумага, овощи. | ||
3. | «Таинственные письма» | Узнать, можно ли писать или рисовать на бумаге молоком, лимоном, луковым соком. | Бумага, лук, молоко, лимон. | ||
4. | «Звуки бумаги» | Исследовать звук, который издает звук. | Три тетрадных листа, газетный лист, альбомный лист, лист цветной бумаг | ||
Тема: «Природные материалы»
Образовательные цели: познакомить детей со свойствами природных материалов: почва, песок, глина
Развивающие цели: Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь
Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к природе.
Май | |||
№ | Тема | Цель | Материал |
1. | «Свойства природных материалов» | Установить, какие материалы имеют природное происхождение. | Стаканчики, камни, орешки, веточки, ракушки. |
2. | «Оттиск на пластилине» | Исследовать поверхность природного материала методом отпечатка | Шишки, грецкий орех, ракушки, пластилин |
3. | «Природные материалы и вода» | Исследовать взаимодействие природных материалов с водой. | Стаканчики, с песком, с солью, камнями, ракушки. |