Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Что такое Витраж?............................................................................ 4
Классификация витражей…………………………………………. 4
Витражи Сен-Дени………………………………………………… 5
Витражи в России………………………………………………….. 6
Имитации витражей……………………………………………….. 7
Середина XIX века…………………………………………………. 8
Витражи Императорского стеклянного завода…………………… 9
Витражи периода эклектики………………………………………. 10
Конец XIX — начало XX века…………………………………….. 11
Витражные ателье в России………………………………………... 13
Витражи в стиле модерн…………………………………………… 14
Упадок витражного дела в России………………………………… 16
Заключение………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………. 18
Введение
Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Витраж настолько привлекает своим разнообразием и своими красками, что сейчас витраж является очень популярным видом искусства.
Но что же такое витраж? Какие виды витража бывают и когда в первые появился этот вид искусства?
В своем реферате я постараюсь раскрыть все секреты этого изделия.
Что такое Витраж?
Витраж — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архи
Классификация витражей
Рис. 1 Классификация витражей
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Пескоструйный витраж
Спечной витраж (фьюзинг)
Травленый витраж
Литой витраж — Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стёкол используется цементный раствор и металлическая арматура-текстурном сооружении.
История витража
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. По одним данным оно зародилось ещё до нашей эры, мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в Древнем Риме и в храме первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н.э были застеклены цветными стеклами.
Один из известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
В 1930 году археологами при рамкопках были обнаружены три стеклянных фрагмента Ииусуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.
Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только финуры, но и текстовые жизнеописпния Христа, Марии и прочих святых.
Витражи Сен-Дени
Рис. 2 Базилика Сен-Дени
Базилика Сен-Дени названа в честь первого епископа Парижа - святого Дионисия, который пришел из Рима проповедовать христианство сначала в Испанию, затем в Галлию.
В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере 1ом здесь был основан монастырь бенедиктинцев и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.
Нынешняя базилика знаменует в истории архитектуры Франции момент перехода к готике, она была первым сооружением в этом стиле, построенным при аббате Сугерии, или по -французски Сюже, в 1137-1144 годах. Готический стиль знаменит витражами, это искусство получило большое развитие во время готики в виду того, что сами стены храмов превратились в каменные кружева, лишившись мощной тектоники романского периода.
Храм стал примером для следующих церквей эпохи готики.
Витражи в России
В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами». В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стёкол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стёкол между собой. В этот «восстановительный период» Европа ещё не могла поставлять витражи на внешний рынок.
Имитации витражей
Рис. 3 Имитация витража
Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стёкла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стёкол, образующих в оконном переплёте простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); (проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году.
Середина XIX века
Рис. 4 Витраж XIX века
До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.
Впоследствии витражи стали распространённым элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России.
Витражи Императорского стеклянного завода
Рис. 5 Императорский стеклянный завод
Рис. 6 — копия картины «Святое семейство» (слева)
Копия картины Т. А. Неффа,, Ангел молитвы “ (справа)
Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стёкла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения. Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года.