Слово аcимметрия в данном случае обозначает отсутствие симметрии мозговых полушарий. Билатеральная асимметрия - это такой тип асимметрии, при которой правый и левый объекты подобны друг другу, но их невозможно совместить путем обычных перемещений в пространстве. Каждый из таких зеркальных (энантиоморфных) объектов несет в себе черты, отличающие его от другого зеркального объекта только при сравнении с этим другим.
Типология асимметрий предполагает несколько оснований для классификаций. У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, т.е. доминирование активности структур одного полушария, и функциональную - специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.
По характеру проявления можно выделить три вида асимметрий: моторную, сенсорную и психическую.
Моторная асимметрия
Представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
Сенсорная асимметрия
Под cенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Однако с точки зрения такой асимметрии далеко не в равной мере изучены зрение, слух, осязание, обоняние, вкус человека. Сенсорные асимметрии (как и моторные) проявляются не изолированно, а только в целостной нервно-пcихической деятельности человека [2, с. 274].
Психическая асимметрия
Определение этой асимметрии более трудно. Она представляет собой неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической деятельности.
Моторные и сенсорные процессы человека, по всей вероятности, резко дифференцируется, когда они проявляются в сочетании с психическими процессами.
Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы. Они составляют для одного из двух главных видов познания человека - познания с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания с органами чувств. Психические процессы, зависимые от левого полушария, тесно соотносятся с двигательными асимметриями. Здесь уже дифференцируются психомоторные процессы.
Наиболее высокоорганизованным видом психомоторной деятельности является процесс формирования речи. Только на основе речи стало возможным формирование принципиально нового - абстрактного познания.
Это означает, что человек становится способным познать то, чего нет сейчас и здесь, чего он никогда в прошлом не видел, не слышал, не осязал; он приобретает способность приобщиться к общечеловеческому опыту, накопленному всеми предыдущими поколениями человечества знаниями.
Во втором плане определения психической асимметрии понимается нарушение симметрии собственно психических процессов - психосенсорных и психомоторных. Если в первом плане они выглядят различными по тому, что первые зависимы от функционирования правого, а вторые - от левого полушария мозга, то во втором плане они представляют различными по времени их формирования. Психосенсорные процессы формируются в настоящем времени при постоянном сопоставлении получаемых сейчас чувственных образов с образами прошлых восприятий субъекта [2, с. 274].
Определение функциональной асимметрии конечного мозга
Цель и задачи исследования
На основании изученного материала о латерализации функций большого мозга, была поставлена следующая цель: практически определить функциональную асимметрию большого мозга.
Задачи:
- Выявить доминантное полушарие;
Определить особенности высших психических функций у людей с доминированием правого или левого полушария.
Методика исследования
В экспериментальном исследовании приняли участие студентки 3 курса естественно-географического факультета.
Для решения поставленных задач проведено тестирование на определение двигательной и сенсорной асимметрии по результатам которого была рассчитана общая функциональная асимметрия конечного мозга.
«Определение функциональной асимметрии конечного мозга»
Условие: левый признак оценивается отрицательно (-1), нечетко выраженный левый признак (-0,5), неопределенный =0, нечетко выраженный правый признак (+0,5), четко выраженный правый признак (+1). Входе работы проводятся ряд тестов, требующих простых расчетов - вычисление среднего арифметического. Знак балла при этом терять нельзя.
Двигательная асимметрия (ДА):
1. Определите асимметрию рук (АР) используя тесты:
А) Тест «Замок» - сцепите пальцы в замок, доминирует та рука, большой палец который оказался сверху (Правая +1, левая -1).
Б) Тест «Поза Наполеона» - сложите руки на груди, доминирует та рука, которая оказалась сверху.
В) Тест «Хлопок» - похлопайте в ладоши, как бы аплодируя. Доминирует та рука, которая идет более активно и сверху.
Г) Тест «Пишущая рука» - доминирует та рука, которой человек пишет или рисует. Если он владеет обеими руками, то доминирует та, которую он использует чаще.
Д) Тест «Зубная щетка» - предлагается вспомнить, в какой руке находится зубная щетка, когда испытуемый чистит зубы. Эта рука считается доминирующей.
Вычислите АР сложив все баллы по тестам, с учетом знака, и разделив сумму на количество тестов (5).
2. Определите асимметрию ног (АН) по тестам:
А) Тест «Закидывание ноги» - сидя, закиньте ногу на ногу. Та нога, которая оказалась сверху, ведущая.
Б) Тест «Шаг» - из положения стоя, пройдите 1-2 м, та нога, с которой человек пошел, является ведущей.
В) Тест «Прыжок» - из положения стоя подпрыгните несколько раз на 1 ноге. Та нога, на которой человек начинает прыгать - ведущая.
Вычислите АН как среднее арифметическое.
Рассчитайте ДА как среднее арифметическое между АР и АН с учетом знака: АД=(АР+АН):2
Сенсорная асимметрия (СА):
3. Асимметрия зрения (АЗ) определяется по тестам:
А) Тест «Память» - испытуемому предлагается вспомнить любимую книгу, фильм, картину, время года и т.п. При этом экспериментатор смотрит испытуемому прямо в глаза и отмечает, в какую сторону он их отвел при воспоминании. Доминирует тот глаз, в сторону которого произошло смещение.
Б) Тест «Прицеливание» - испытуемому предлагается взять карандаш в вытянутую прямую руку и прицелиться двумя глазами на любой маленький предмет (удаленный на 2 м). Затем закрыть один глаз, и снова прицелиться. Повторить с другим глазом. Доминирует глаз, при закрытии которого карандаш смещается максимально.
Рассчитайте АЗ как среднее арифметическое.
4. Асимметрия слуха (АС):
А) Тест «Часы» - перед испытуемым ставятся механические часы. Предлагают поднести к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо доминирует.
Б) Тест «Телефон» - необходимо вспомнить, к какому уху подносит трубку человек, это ухо доминирует.
Рассчитайте АС как среднее арифметическое.
5. Асимметрия тактильная (АТ):
А) Тест «Кисть» - испытуемому предлагают вытянуть руки вперед ладонями вверх и ощутить их вес. Та кисть, которая кажется тяжелее - ведущая.
Б) Тест «Щека» - акварельной или косметической кисточкой производят легкое касание к щекам испытуемого по очереди несколько раз. Щека, которая ощущает касание сильнее - ведущая.
Рассчитайте АТ как среднее арифметическое.
Рассчитайте СА как среднее арифметическое между АЗ, АТ и АС с учетом знака: СА=(АЗ+АС+АТ):3
6. Рассчитайте общую функциональную асимметрию (ОА) по формуле:
ОА= (ДА+СА) x 100%
Объяснение:
1) От -100% до -50% - полное или почти полное левшество (доминирует правое полушарие).
2) От -50% до -10% - выраженное левшество.
) От -10% до +10% - амбидекстр (неопределенный).
) От +10% до +50% - выраженное правшество.
) От +50% до +100% - сильное, полное правшество (доминирует левое полушарие). [10, с. 91-92]
1 тип - отличается любовью к природе, творческой активностью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитивное, трудно подвергающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам, при малейшее давлении могут давать невротические реакции. Склонны к алкоголизму и наркомании. Часто встречаются среди хронических больных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с разными формами инфантильности, задержек развития, нарушениями речи, координации тонких, точных движений.
2 тип - имеет сходные характеристики, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие ярче. Возможны неврозы. Фобии, заикание и т.п. Степень социальной адаптации умеренная.
3 тип - распадается на две группы.
группа - слабо дифференцированные - по всем частным симметриям значения близки к 0. представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные. Весьма вероятна задержка развития.
группа - разносторонние - по всем частным симметриям значения большие, но взаимно компенсирующие. Такие люди легко адаптируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения.
4 тип - хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо планируют деятельность и достигают цели.
5 тип - отличается стремлением к жестокой логике и поведению, доминированию во всем. Стремление к «правде» приводит к многочисленным конфликтам с людьми и природой, что выражается в виде неожиданных событий «катастрофического» типа. Трудоголики, эмоциональная сфера которых слабо развита, интуиции не доверяют. При накоплении проблем могут резко перейти в патологию и стать похожими на людей 1 типа [8, с. 383].
Таблица 2. Особенности высших психических функций у людей с доминированием правого или левого полушария
Левое полушарие (ЛП) | Правое полушарие (ПП) |
Склонен к логическому мышлению | Склонен к конкретному мышлению |
Абстрактное мышление, мышление символами | Образное мышление |
Речистый, речь быстрая, большой словарный запас | Не очень разговорчив |
Большая двигательная активность | Медлителен |
Вербальный анализ | Невербальный анализ |
Целеустремленность | Склонен к созерцательности |
Способен к прогнозированию | Склонен к воспоминаниям |
Рационален | Эмоционален, интуитивен |
Аналитический склад ума | Синтетический склад ума, целостное восприятие (гештальт) |
Анализирует временную последовательность событий | Осуществляет пространственный анализ |
Восприятие дискретное | Восприятие непрерывное |
Западный техницизм | Восточный мистицизм |
Индуктивная обработка информации | Дедуктивная обработка информации |
Локальное представительство в мозге | Диффузное представительство в мозге |
Мышление направлено в будущее | Мышление направлено в прошлое |
Тяготеет к теоретической деятельности | Тяготеет к практической деятельности |
Результаты исследования
Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА): Расчетная таблица для ДА:
Студентка №1
№ теста | АР - балл за тест | АН - балл за тест |
1. | -1 | -1 |
2. | +1 | -1 |
3. | -1 | -1 |
4. | -1 | |
5. | +1 | |
Сумма баллов | -1 | -3 |
Среднее значение | -0,2 | -1 |
ДА=(-0,2+(-1)):2=-0,6
Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА): Расчетная таблица для СА:
Студентка №1
№ теста | АЗ - балл за тест | АС - балл за тест | АТ - балл за тест |
1. | +1 | -1 | -1 |
2. | -1 | -1 | -1 |
Сумма баллов | -2 | -2 | |
Среднее значение | -1 | -1 |
СА=(0+(-1)+(-1)):3=-0,6
Расчет общей функциональной асимметрии (ОА):
ОА= -0,6+(-0,6) х100% = - 60%
Вывод: У студентки №1 преобладает полное или почти полное левшество (доминирует правое полушарие). Она относиться к 1 типу - отличается любовью к природе, творческой активностью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитивное, трудно подвергающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам, при малейшее давлении могут давать невротические реакции. Склонны к алкоголизму и наркомании. Часто встречаются среди хронических больных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с разными формами инфантильности, задержек развития, нарушениями речи, координации тонких, точных движений.
Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА):
Расчетная таблица для ДА:
Студентка №2
№ теста | АР - балл за тест | АН - балл за тест |
1. | +1 | -1 |
2. | +1 | +1 |
3. | -1 | +1 |
4. | +1 | |
5. | +1 | |
Сумма баллов | ||
Среднее значение | -0,6 | -0,3 |
ДА=(0,6+(-0,3)):2= 0,15
Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА): Расчетная таблица для СА:
Студентка №2
№ теста | АЗ - балл за тест | АС - балл за тест | АТ - балл за тест |
1. | -1 | -1 | -1 |
2. | -1 | -1 | -1 |
Сумма баллов | -2 | -2 | -2 |
Среднее значение | -1 | -1 | -1 |
СА=(-1+(-1)+(-1)):3= -1
Расчет общей функциональной асимметрии (ОА): ОА=(0,15+(-1)) х100% = -42,5%.
Вывод: У студентки №2 выраженное левшество. Она относиться ко 2 типу и имеет сходные характеристики с 1 типом, но патологические тенденции выражены значительно слабее, а творческие ярче. Возможны неврозы. Фобии, заикание и т.п. Степень социальной адаптации умеренная.
Результаты тестирования на определение двигательной асимметрии (ДА): Расчетная таблица для ДА:
Студентка №3
№ теста | АР - балл за тест | АН - балл за тест |
1. | -1 | +1 |
2. | -1 | +1 |
3. | +1 | +1 |
4. | +1 | |
5. | +1 | |
Сумма баллов | ||
Среднее значение | 0,2 |
ДА=(0,2+1):2=0,6
Результаты тестирования на определение сенсорной асимметрии (СА):Расчетная таблица для СА:
Студентка №3
№ теста | АЗ - балл за тест | АС - балл за тест | АТ - балл за тест |
1. | +1 | +1 | -1 |
2. | -1 | +1 | -1 |
Сумма баллов | -2 | ||
Среднее значение | -1 |
СА=(0+1+(-1)):3=0
Расчет общей функциональной асимметрии (ОА): ОА=(0,6+0) х100%= +30%. Вывод: У студентки №3 выраженное правшество. Она относиться к 4 типу, у неё хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логическое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо планирует деятельность и достигает цели.
Заключение
Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга человека [1, с. 133]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами.
Мозг представляет cобой двухмашинный комплекс, одна подсистема которого (левое полушарие) специализирована на работе с дискретной информацией. Реализуя поcледовательное аналитическое восприятие сигналов, она осуществляет формально-логическое мышление. Другая подсистема (правое полушарие), специализированная на работе с непрерывной информацией и проводящая на основе синтетического восприятия параллельную обработку сигналов, выполняет наглядно-образное мышление.
Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эcтетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеcтву [3].
Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.
Список литературы
мозг латерализация полушарие двигательный
1) Бианки, В.Л. Асимметрия мозга животных [Текст] / В.Л. Бианки СПб.: Наука, 1985. - 295 с.
) Брагин, Н.Н. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н.Н Брагин, Т.А. Доброхотова М.: Медицина, 1988. - 468 с.
) Вейн, А. Мозг и творчество/ А. Вейн // Наука и жизнь. -1983. - №3.
) Кондрашихина, О.А. Дифференциальная психология - [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://psyera.ru/2477/mezhpolusharnaya-asimmetriya-mozga - Проверено: 10.04.1014
) Леутин, В.П. Психофизиологические механизмы, адаптации и функциональная асимметрия мозга [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. Новосибирск: Наука, 1988.-368 с.
) Макарьев, И.С. Если ваш ребенок - левша [Текст] / И.С. Макарьев. - СПб.: Лань 1995. -80 с.
) Николаева, Е.И. Психофизиология [Текст] / Е.И. Николаева. М.: ПЕР СЭ; Логос 2003. -624 с.
) Общий курс человека и животных [Текст] / В 2 кн. кн. 1/под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: Высшая школа 1991. -509 с.
) Психология и педагогика: Учебное пособие [Текст] / М.: Центр 1996. -332 с.
) Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2000. -128 с.
) Спрингер, С., Дейч, Г., Левый мозг, правый мозг: Перевод с английского. [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир 1983. -256-с.
) Фокин, В.Ф. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии [Текст] / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. Функциональная межполушарная асимметрия; под ред. Н.Н. Боголеповой, В.Ф. Фокиной. М.: Научный мир 2004. -728 с.
) Харитонов, В.М. Антропология [Текст] / В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година. М: ВЛАДОС 2004. -272 с.