Проблемы эгоцентрической речи в концепцих Выготского и Пиаже




эгоцентрическая речь занимает промежуточное положение между внешней и внутренней речью. Эта речь, направлена не на партнера по общению, а на себя, не рассчитана и не предполагает какой-либо реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим

Согласно учению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и его социализацией. В этом компромиссе по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают элементы социализированной мысли. Благодаря этому эгоцентризм в мышлении, как и в речи, остепенно сходит на нет. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае является простым аккомпанементом, сопровождающим

основную мелодию детской деятельности. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональное значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И, наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, ее судьба есть тоже умирание,параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

По Л.С. В ыготском у, эгоцентрическая речь представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к

интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным путем детского развития. Функция эгоцентрической речи представляется Л.С. Выготским как самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки,

, соображения и мышления, это - речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. Эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба - перерастание во внутреннюю речь.

 

Проблема соотношения мышления и речи.

главным является вопрос о характере реальной связи между этими процессами, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития. Выготский выражает центральную идею проводившегося им исследования в формуле: отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно - от слова к мысли. Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание. Одним словом, мысль выполняет какую-то функцию. течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов. Внутренняя,смысловая сторона речи и звучащая фазическая сторона речи. Эти два плана хотя и образуют подлинное единство, но имеют свои

особенности, свои особые законы движения. Третий план движения от мысли к слову - тан внутренней речи.

Главной особенностью внутренней речи является ее - фрагментарность, сокращенность по сравнению свнешней. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит поопределенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее. Четвертый план речевого мышления есть сама мысль.. Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь, а представляет собой нечто целое, значительно большее чем отдельное слово. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах. путь от мысли к слову есть непрямой, внутренне опосредованный путь. Мысль из наших мотивов, потребностей,интересов, эмоций. Понимание чужой мысли становится возможным когда мы вскрываем ее действенную подоплеку.

Речевое мышление -динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось какпереход от одного плана к другому. Этот анализ проводился от внешнего плана к внутреннему. В речевом мышлении движение идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и, наконец - в словах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: