Ассортимент дизельных топлив
+В зависимости от условий применения по ГОСТ 305-82 установлены следующие марки дизельного топлива: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое). На автомобильном транспорте используются дизельные топлива всех марок.
Дизельные топлива получают при переработке нефти, при этом разрешается добавка присадок. Гарантийный срок хранения – 5 лет.
По общему содержанию серы каждая марка топлива делится на две подгруппы: в топливах 1-й подгруппы её должно быть не более 0,2 %, а в топливах 2-й подгруппы – 0,4 % для марки "А" и 0,5 % для марки "Л" и "3".
Дизельные топлива с содержанием серы более 0,2 % применяют только при условии, что в двигателе применяется масло с противокоррозионной присадкой (например, нафтенат цинка 0,3 %).
Согласно новой форме условного обозначения топлив, содержание серы обязательно указывается в их маркировке при поставке и на всех документах, включая паспорт. К марке летнего топлива добавляются цифры, соответствующие содержанию серы (в % масс.) и температуре вспышки (в 0С), например, Л-0,2-40; к марке зимнего – содержание серы (% масс.), например, А-0,4. У зимнего дизельного топлива с температурой застывания не выше – 45 0С цетановое число должно быть не менее 40.
Топливо марки Л можно применять при температуре окружающего воздуха 0 0С и выше, марки З – при -20 0С и выше, марки А – при -50 0С и выше.
На дизельное топливо потребителю выдается паспорт, в котором наиболее важными величинами являются: цетановое число, вязкость при 20 0 С, температура помутнения и застывания, содержание серы и фактических смол.
По ТУ 38.401-58-170-96 выпускают городские экологически чистые летнее и зимнее дизельные топлива:
- летнее ДЭК-Л, для применения при температуре –5 0С и выше;
- зимнее ДЭК-З, для применения при температуре – 25 0С и выше;
- летнее с присадкой ДЭКП-Л, для применения при температуре –5 0С и выше;
- зимнее ДЭКП-З, для применения при температуре – 15 0С и выше.
В летние топлива вводят антидымную присадку (ЭФАП-Б или Лубризол - 8288), в зимние – антидымную и депрессорную. Это снижает показатели дымности и токсичности отработавших газов на 30-35 %.
Основными показателями качества, ответственными за экологические последствия выбросов отработавших газов дизелей, являются:
- массовая доля серы;
- массовая доля ароматических углеводородов, связанная с цетановым числом дизельного топлива;
- фракционный состав, характеризующий пределы выкипания топлива.
В табл. 3 приведены действующие, а также перспективные отечественные и зарубежные требования к дизельным топливам по ряду экологических показателей. Отечественные дизельные топлива по ГОСТ 305-82 не соответствуют европейским нормам EN-590 по содержанию серы и имеют в среднем несколько меньшее цетановое число.
Таблица 3
Требования к экологическим показателям дизельных топлив
Наименование показателей | Нормы экологических показателей дизельных топлив | ||||||
Отечественные | Зарубежные | ||||||
Действующие | Вводимые | Действующие нормы по EN-590 | Перспективные | ||||
«Л» по ГОСТ 305-82 | «З» по ГГОСТ 305-82 | ДЭК-Л | ДЭК-З | Предложение комиссии ЕС | Предложение АСЕА | ||
Цетановое число | 49-летнее 45-зимнее | ||||||
Фракционный состав, 0С, не выше: конец перегонки 96 % перегоняется при температуре | - | - - | - | - | - | - | - |
Массовая доля серы, %, не более | 0,2 | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,035 | 0,003 |
Плотность при 20 0С, кг/м3не более |
Для удовлетворения экологических требований массовая доля ароматических углеводородов должна быть не более 10 % (отечественная промышленность выпускает – до 28 % ароматических углеводородов в дизельном топливе).
Европейский стандарт EN 590 ( действует с 1996 г.) предусматривает выпуск дизельных топлив для различных регионов. Для районов с умеренным климатом выпускается 6 марок дизельных топлив (A, B, C, D, E и F). Для районов с холодным климатом предусмотрен выпуск 5 классов (0, 1, 2, 3 и 4) дизельного топлива с низкотемпературными свойствами (табл. 4).
Таблица 4
Характеристики дизельных топлив для районов с холодным климатом
(по Европейскому стандарту EN 590)
Наименование показателя | Класс топлива | ||||
Температура помутнения, 0С, не выше | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 |
Предельная температура фильтруемости, 0С, не выше | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
Температура помутнения 4 класса составляет минус 34 0С. Содержание серы в дизельном топливе определяет количество выброса, образующегося в отработавших газах диоксида серы (табл. 5). В 1996 г. в Европе было введено ограничение на содержание серы в дизельных топливах до 0,05%. Для удовлетворения экологических требований массовая доля ароматических углеводородов должна быть не более 10% (в отечественных дизельных топливах эта величина составляет 23-28%).
Таблица 5
Количество выброса диоксида серы при сжигании 1 т дизельного топлива
Содержание серы в топливе, % | Масса выброса диоксида серы, г/кг топлива |
0,2 | 3,6 |
0,1 | 1,8 |
0,05 | 0,9 |
Рекомендации по сезонному применению дизельных топлив для регионов Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 30.09.2005 г. № 217-ст введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия».
Утвержденный новый российский национальный стандарт является унифицированным с европейским стандартом EN 590-2004 «Топливо дизельное. Технические требования и методы испытания» и соответствует современным требованиям к двигателям и топливу экологических классов Евро-3, Евро-4 и Евро-5.
В новом отечественном стандарте ГОСТ Р 52368-2005 (как и в EN 590) предусмотрена выработка шести сортов дизельного топлива для умеренного климата и пяти классов — для холодного и арктического климата вместо трех сортов летнего, зимнего и арктического топлива в устаревшем ГОСТ 305-82 (для экологических классов Евро-2 и ниже).
Рекомендуемое сезонно-климатическое применение дизельных топлив с учетом их низкотемпературных свойств позволяет обеспечивать надежный пуск, прогрев и эксплуатацию дизельных двигателей всех типов в данных климатических условиях, позволяет значительно снизить расход топлива и, соответственно, снизить количество вредных выбросов с отработавшими газами, т.е. в целом должен повыситься и уровень экологической безопасности, и уровень технической надежности эксплуатируемых автомобилей.
Ниже приведена таблица из Приложения ГОСТ Р 52368-2005 с целью обеспечения рационального сезонного применения дизельных топлив в регионах Российской Федерации по показателю предельной температуры фильтруемости (
3. Закрепление: ответить письменно на вопросы.
1) Какие требования предъявляют к дизельным топливам?
2) Назовите марки дизельных топлив и дайте их расшифровку.
3) Дайте определение прокачиваемости дизельных топлив. Какие факторы на нее влияют?
4) Какие факторы влияют на экологические свойства топлива?.
4. Домашнее задание. Повторить конспект. Составить таблицу:
Требования к экологическим показателям дизельных топлив