Конспект интегрированного занятия
«Наша Родина - Южный Урал»
Старшая группа комбинированной направленности «Катерок»
МБДОУ «ДС №73 г.Челябинска»
Воспитатель Реенсон Наталья Степановна
Воспитатель Хабибуллина Людмила Геннадьевна
Учитель-логопед Степанова Елена Геннадьевна
Педагог-психолог Киселева Дарина Игоревна
Цель: уточнить и расширить знания и представления детей о родном крае Южный Урал.
Задачи:
1.Развивать познавательный интерес к родному городу Челябинску, природе Южного Урала, творчеству уральских мастеров.
2.Пополнить знания детей о разных национальностях и культуре жителей Урала.
3.Расширить и активизировать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
4.Развивать мышление, память, произвольное внимание, познавательную активность.
5. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, интерес к культурному уральскому наследию народа.
6. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Используемые демонстрационные материалы:
- мультимедийное оборудование;
- презентация «Путешествие по Южному Уралу»;
- музей: куклы в национальных костюмах, каслинское литьё, златоустовская гравюра, макет «Горное озеро», карта Южного Урала.
Методы и приемы:
- наглядные: демонстрация слайдов презентации, сюрпризный игровой момент, демонстрация музейных экспонатов;
- словесные: загадки, вопросы, чтение детьми стихотворений, игра «Я начну, а ты закончи», игра «4й лишний».
- практические: физкультминутка, игровая ситуация, игра с мячом на развитие моторики.
Предварительная работа с детьми.
Разучивание стихотворений с детьми. Беседы о городе Челябинск и природе Южного Урала. Использование пособия «Береги родную природу» при беседе с детьми. Разучивание физминутки о животных.
Ход занятия.
Дети входят в групповую комнату, звучит песня в исполнении группы Непоседы: «Моя Россия, Моя страна». На слайде изображение карты России.
(1 слайд)
Воспитатель: Ребята, о чем эта песня? (о России).
Воспитатель: А что такое Россия? (Страна, в которой мы живем)
Воспитатель: Совершенно верно, мы с вами живем в самой великой и могучей стране России. Расскажите стихотворение о нашей стране.
1. Как велика моя земля,
Как широки просторы! (2 слайд)
Озёра (3 слайд),реки (4 слайд) и поля (5 слайд)
Леса (6 слайд), и степь (7 слайд), и горы (8 слайд).
2. Раскинулась моя страна от севера (9 слайд) до юга.
Когда в одном краю весна (10 слайд),
В другом –снега и вьюга (11 слайд).
3. Живём мы в радостном краю (12 слайд),
И знать его должны мы -
Страну Российскую свою,
Свой светлый край любимый! (13 Слайд)
Воспитатель: А мы с вами, ребята, живём в середине нашей страны, (показывает на карте страны), в замечательном краю. Кто знает, как он называется? (Урал).
Сегодня я вам предлагаю путешествие по родному краю. Согласны? Тогда занимайте места в нашем автобусе. (дети садятся на стульчики).
Музыка «Мы едем, едем, едем»
Воспитатель: 1 остановка. Посмотрите, где мы остановились? (Железнодорожный вокзал). Да, ребята, вокзал – это ворота города. А как называется город, в котором мы живём? (Челябинск). Предлагаю вам совершить прогулку по нашему городу.
(Демонстрируются слайды с различными знакомыми для ребят достопримечательностями города. Дети называют их. (Кукольный театр, площадь Революции, парк им. А.С.Пушкина, Драмтеатр, Цирк, река Миасс, улица Кирова, Краеведческий музей.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю посетить наш Краеведческий музей.
(Дети встают и делают 2 шага вперёд)
(Перед детьми развёрнуты 3 выставки:
1). природа Южного Урала, карта Челябинской области;
2). Национальности Урала (куклы в национальных костюмах);
3). Урал мастеровой: экспонаты каслинского литья и златоустовской гравюры.
Воспитатель знакомит детей с выставкой.
В конце экскурсии дети читают стихотворение уральского поэта Льва Сорокина «МОЙ УРАЛ».
1. Найдешь ли прекрасней
Уральского края!
Здесь горные речки
В ущельях играют;
2. Здесь горы
В зеленых лохматых уборах;
Высокие волны гремят на озерах;
3. Здесь людям в привычку
С природой роднится;
Здесь верные души
И честные лица.
4. Могуч и прекрасен
Любимый Урал-
Недаром он гордостью Родины стал.
Воспитатель: Интересно вам было в нашем музее? Отправляемся дальше, садитесь в автобус. (Дети садятся на стульчики)
Музыка «Мы едем, едем, едем»
- (На экране слайд ЛЕС) Где мы с вами оказались? Правильно, в нашем уральском лесу.
- Что вы здесь видите? (Деревья.)
(Слышаться чьи-то шаги).
Воспитатель: - Ребята, кто-то к нам идёт.
(Входит старичок-лесовичок).
Лесовичок. - Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: - Здравствуй, дедушка! Кто ты такой будешь и что делаешь в лесу?
Лесовичок. Я старичок-лесовичок. Я живу в этом замечательном и красивом лесу и охраняю его от разных непрошенных гостей. Но вам, ребята, я рад. Я давно за вами смотрю и вы мне очень нравитесь. Я вижу, как вы каждую прогулку наблюдаете за природой, вы её очень любите и как можете помогаете ей и оберегаете ее. Что нужно сделать, чтобы сберечь природу? (Не рвать цветы, не ломать ветки с деревьев, не бросать мусор, не жечь костры.) А как можно помочь природе? (Холодной зимой подкармливать птиц, белок в парке, весной садить цветы и другие растения, ухаживать за ними).
- А вы знаете, какие деревья растут в уральском лесу?
- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны угадать, о каком дереве идёт речь. Если правильно отгадаете, то это дерево появится на волшебном экране.
1. Белоствольные, стройные девицы. Распустили зелёные косицы. Стоят, шумят, серёжки висят. … (Берёзки)
2. Я знаю дерево одно, Любимо пчёлками оно: Нектар им щедро отдаёт, Что превратили в сладкий мёд. (Липа)
3. В том лесу, не в огороде, Только осень на подходе, Новый у нее наряд, Бусы красные висят. (Рябина)
4.Что же это за девица: ни швея ни мастерица? Ничего сама не шьёт, а
в иголках круглый год?" (Сосна, ёлка)
- Молодцы! Все загадки отгадали. А какие ещё деревья растут на Урале?
- Какие деревья называют лиственными?
- А какие хвойными?
- Молоды, вы знаете все деревья, которые растут на Урале. Но вот если бы в лесу росли одни деревья, то им было бы очень скучно и плохо без друзей. Вы догадались, кто друзья деревьев? (звери и птицы).
Воспитатель: Дедушка, а наши ребята сейчас расскажут и покажут, какие звери живут в наших уральских лесах.
Физминутка. (в кругу)
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
(Садятся на стульчики)
- Какие молодцы, почти всех зверей назвали. А какие птицы живут в нашем уральском лесу? (Слайды)