Задания для проведения муниципального этапа олимпиады
1.
Расставьте ударения в словах:
Премированный, сметливый, истерия, баловать, газопровод, кремень, ободрить, ополоснутый (стакан), углубить, оптовый.
2.
Подчеркните правильный вариант произношения.
Афера — афёра, новорожденный — новорождённый, истекший — истёкший, бытие — бытиё, опека — опёка, оседлый — осёдлый, свекла — свёкла, забеленный — забелённый.
3.
Определите значение приведенных ниже слов. Как называются такие слова? Заполните пропуски в предложениях.
1)
Спасательный —
Спасительный —
И хотя _____________ остров был уже на виду, лосенок, как видно, потерял силы (В. Песков).
Пришел ____________ пароход и стал спускать под воду водолазов (Б. Житков).
2)
Пуганый —
Пугливый —
Обычно _____________ и осторожные, олени стали появляться на железной дороге (В. Песков).
Чрезмерная осторожность _____________ врага затрудняла трем друзьям и без того неимоверно тяжелый путь (Б. Полевой).
3)
Удачливый —
Удачный —
Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом, но чтобы ловля была ____________, необходимо иметь сноровку (М. Салтыков-Щедрин).
Золотухиной, которая вообще в своих предприятиях была ____________, посчастливилось и на этот раз (М. Салтыков-Щедрин).
4.
Известно, что названия многих московских (и не только) улиц, переулков и т.д. связаны с названиями профессий людей, которые там когда-то жили. Например: Малая Брóнная улица и Большая Брóнная улица. Современные названия улицы получили по Брóнной слободé, населений которой первоначально составляли мастера-оружейники (брóнники), изготовлявшие в том числе «броню» — панцири, кольчуги и т.д. Определите, какие профессии дали названия перечисленным ниже улицам, переулкам.
1) улица Хамóвнический Вал;
2) Калáшный переулок;
3) Сыромятническая (Верхняя Сыромятническая, Нижняя Сыромятническая, Новая Сыромятническая) улица;
4) Гончáрная улица;
5) Большой Овчúнниковский переулок;
6) Скорняжный переулок;
7) Скáтерный переулок.
5.
В приведенных ниже отрывках найдите перифрáзы. Дайте определение термина перифрáз(а). Замените перифразы однословными наименованиями.
1) Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа, / В которых отразился век / И современный человек / Изображён довольно верно… (А.С. Пушкин. Евгений Онегин);
2) Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид, / Невы державное теченье, / Береговой её гранит… (А.С. Пушкин. Медный всадник);
3) Суровый Дант не презирал сонета; / В нём жар любви Петрарка изливал; / Игру его любил творец Макбета; / Им скорбну мысль Камоэнс облекал (А.С. Пушкин. Сонет);
4) Солнце нашей поэзии закатилось! … скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. (В.Ф. Одоевский);
5) В гражданстве северной державы, / В её воинственной судьбе, / Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, / Огромный памятник себе (А.С. Пушкин. Полтава).
6.
Многие русские географические названия вызывают у нас определённые ассоциации, нашедшие отражение в устойчивых словосочетаниях. Например: Тула — тульский пряник, тульский самовар и т.д. Какие устойчивые словосочетания связаны с названиями Тамбов, Курск, Рязань, Коломна, Вологда?
7.
Прочитайте фразеологизмы из чешского языка. Подберите русские эквиваленты.
Vyhazovat peníze z okna (Бросьте ваши деньги в окно); Zabít dvě mouchy jednou ranou(Убить две мухи одним ударом). Držet (někomu) palce (Держать кому-нибудь пальцы). Znát něco jako své boty (Знать что-то как свои ботинки). Chodit kolem horké kaše (Ходить вокруг горячей каши).
8.
Заполните пробелы в предложениях.
1) Слово перестреливаться образовано от слова _______________ _________________ способом.
2) Слово вывих образовано от слова _______________ _________________ способом.
3) Слово тотчас образовано от ______________ _________________ способом.
9.
Рассмотрите синтаксические конструкции, встречающиеся в литературе XIX века и языке русских эмигрантов. Почему они являются отступлениями от нормы современного русского языка? Каковы причины появления подобных конструкций?
Запишите предложения, исправленные вами в соответствии с современной нормой.
1. Я с сестрой в Институте получили хорошее образование и знание языков (Н. Горская, «Воспоминания»).
2. Софья и я, мы не любим сладкого (Ф. Достоевский, «Подросток»).
3. Дело идёт о том самом блестящем молодом человеке, который несколько лет до того появился на петербургском горизонте (В.Д. Набоков, «Воспоминания»).
4. Я сама с младшим братом Владимиром нашли очень бедный деревянный дом (О. Третьякова-Апухтина).
5. Оказывается, 10 дней перед этим, премьер получил полицейский рапорт (Л. Васильчикова).
6. Лида и я, мы пишем статью в сборник Реформатского (частное электронное письмо, лингвист, 67 лет, 22 года в Канаде).
7. Циркуляр был разослан три месяца после обещания (С. Волконский, «Родина»).
10.
Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова:
Се же бяше по смотрению Божию быти сему, яко да от Бога книжное учение будет ему, а не от человекь; еже и бысть. Скажем же и сие, яко от Божиа откровениа умhти ему грамоту. Въ единъ убо от днии отець его посла его на взыскание клюсят. [Так и Саул] иже посланъ бяше отцомь своим Киссом на взыскание осляти; он же шед обрhте святого пророка Самоила <…>. Сице и блаженныи отрокъ <…> послан бо бысть отцомь своим Кирилом <…> обрhте етера черноризца, старца свята, странна и незнаема, саномъ прозвитера <…> И рече ему старець: «<…> И о грамотh, чадо, не скръби: вhдыи буди известно, яко от сего дне дарует ти Господь грамотh умhти зhло добрh <…>» (Житие преподобного Сергия Радонежского)