Лунная ночь в исходе зимы




 

 

Мы на полустанке,

Мы забыты ночью,

Тихой лунной ночью,

На лесной полянке…

Бред – или воочью

Мы на полустанке

И забыты ночью?

Далеко зашел ты,

Паровик усталый!

Доски бледно‑желты,

Серебристо‑желты,

И налип на шпалы

Иней мертво‑талый.

Уж туда ль зашел ты,

Паровик усталый?

Тишь‑то в лунном свете,

Или только греза

Эти тени, эти

Вздохи паровоза

И, осеребренный

Месяцем жемчужным,

Этот длинный, черный

Сторож станционный

С фонарем ненужным

На тени узорной?

Динь‑динь‑динь – и мимо,

Мимо грезы этой,

Так невозвратимо,

Так непоправимо

До конца не спетой

И звенящей где‑то

Еле ощутимо.

27 марта 1906

Почтовый тракт Вологда – Тотьма

 

 

Trаuмеrеi [8]

 

 

Сливались ли это тени,

Только тени в лунной ночи мая?

Это блики или цветы сирени

Там белели, на колени

Ниспадая?

Наяву ль и тебя ль безумно

И бездумно

Я любил в томных тенях мая?

Припадая к цветам сирени

Лунной ночью, лунной ночью мая,

Я твои ль целовал колени,

Разжимая их и сжимая,

В томных тенях, в томных тенях мая?

Или сад был одно мечтанье

Лунной ночи, лунной ночи мая?

Или сам я лишь тень немая?

Иль и ты лишь мое страданье,

Дорогая,

Оттого, что нам нет свиданья

Лунной ночью, лунной ночью мая…

Ночь с 16 на 17 мая 1906 (?)

Вологодский поезд

 

Трилистник обреченности

 

Будильник

 

 

Обручена рассвету

Печаль ее рулад…

Как я игрушку эту

Не слушать был бы рад…

 

Пусть завтра будет та же

Она, что и вчера…

Сперва хоть громче, глаже

Идет ее игра.

 

Но вот, уж не читая

Давно постылых нот,

Гребенка золотая

Звенит, а не поет…

 

Цепляясь за гвоздочки,

Весь из бессвязных фраз,

Напрасно ищет точки

Томительный рассказ,

 

О чьем‑то недоборе

Косноязычный бред…

Докучный лепет горя

Ненаступивших лет,

 

Где нет ни слез разлуки,

Ни стылости небес,

Где сердце – счетчик муки,

Машинка для чудес…

 

И скучно разминая

Пружину полчаса,

Где прячется смешная

И лишняя Краса.

 

 

Стальная цикада

 

 

Я знал, что она вернется

И будет со мной – Тоска.

Звякнет и запахнется

С дверью часовщика…

 

Сердца стального трепет

Со стрекотаньем крыл

Сцепит и вновь расцепит

Тот, кто ей дверь открыл…

 

Жадным крылом цикады

Нетерпеливо бьют:

Счастью ль, что близко, рады,

Муки ль конец зовут?..

 

Столько сказать им надо,

Так далеко уйти…

Розно, увы! цикада,

Наши лежат пути.

 

Здесь мы с тобой лишь чудо,

Жить нам с тобою теперь

Только минуту – покуда

Не распахнулась дверь…

 

Звякнет и запахнется,

И будешь ты так далека…

Молча сейчас вернется

И будет со мной – Тоска.

 

 

Черный силуэт

Сонет

 

 

Пока в тоске растущего испуга

Томиться нам, живя, еще дано,

Но уж сердцам обманывать друг друга

И лгать себе, хладея, суждено;

 

Пока прильнув сквозь мерзлое окно,

Нас сторожит ночами тень недуга,

И лишь концы мучительного круга

Не сведены в последнее звено, –

 

Хочу ль понять, тоскою пожираем,

Тот мир, тот миг с его миражным раем…

Уж мига нет – лишь мертвый брезжит свет…

 

А сад заглох… и дверь туда забита…

И снег идет… и черный силуэт

Захолодел на зеркале гранита.

 

Трилистник огненный

 

Аметисты

 

 

Когда, сжигая синеву,

Багряный день растет, неистов,

Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов.

 

И чтоб не знойные лучи

Сжигали грани аметиста,

А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

 

И, лиловея и дробясь,

Чтоб уверяло там сиянье,

Что где‑то есть не наша связь,

А лучезарное слиянье

 

 

Сизый закат

 

 

Близился сизый закат.

Воздух был нежен и хмелен,

И отуманенный сад

Как‑то особенно зелен.

 

И, о Незримой твердя,

В тучах таимой печали,

В воздухе, полном дождя,

Трубы так мягко звучали.

 

Вдруг – точно яркий призыв,

Даль чем‑то резко разъялась:

Мягкие тучи пробив,

Медное солнце смеялось.

 

 

Январская сказка

 

 

Светилась колдуньина маска,

Постукивал мерно костыль…

Моя новогодняя сказка,

Последняя сказка, не ты ль?

 

О счастье уста не молили,

Тенями был полон покой,

И чаши открывшихся лилий

Дышали нездешней тоской.

 

И, взоры померкшие нежа,

С тоской говорили цветы:

«Мы те же, что были, всё те же,

Мы будем, мы вечны… а ты?»

 

Молчите… Иль грезить не лучше,

Когда чуть дымятся угли?..

Январское солнце не жгуче,

Так пылки его хрустали…

 

Трилистник кошмарный

 

Кошмары

 

 

«Вы ждете? Вы в волненьи? Это бред.

Вы отворять ему идете? Нет!

Поймите: к вам стучится сумасшедший,

Бог знает где и с кем всю ночь проведший,

Оборванный, и речь его дика,

И камешков полна его рука.

Того гляди – другую опростает,

Вас листьями сухими закидает,

Иль целовать задумает, и слез

Останутся следы в смятеньи кос,

Коли от губ удастся скрыть лицо вам,

Смущенным и мучительно пунцовым.

.................

Послушайте!.. Я только вас пугал:

Тот далеко, он умер… Я солгал.

И жалобы, и шепоты, и стуки –

Все это „шелест крови“, голос муки…

Которую мы терпим, я ли, вы ли…

Иль вихри в плен попались и завыли?

Да нет же! Вы спокойны… Лишь у губ

Змеится что‑то бледное… Я глуп…

Свиданье здесь назначено другому…

Все понял я теперь: испуг, истому

И влажный блеск таимых вами глаз».

Стучат? Идут? Она приподнялась.

Гляжу – фитиль у фонаря спустила,

Он розовый… Вот косы отпустила.

Взвились и пали косы… Вот ко мне

Идет… И мы в огне, в одном огне…

Вот руки обвились и увлекают,

А волосы и колют, и ласкают…

Так вот он, ум мужчины, тот гордец,

Не стоящий ни трепетных сердец,

Ни влажного и розового зноя!

................

И вдруг я весь стал существо иное…

Постель… Свеча горит. На грустный тон

Лепечет дождь… Я спал и видел сон.

 

 

Киевские пещеры

 

 

Тают зеленые свечи,

Тускло мерцает кадило,

Что‑то по самые плечи

В землю сейчас уходило,

 

Чьи‑то беззвучно уста

Молят дыханья у плит,

Кто‑то, нагнувшись, «с креста»

Желтой водой их поит…

 

«Скоро ль?» – Терпение, скоро…

Звоном наполнились уши,

А чернота коридора

Все безответней и глуше…

 

Нет, не хочу, не хочу!

Как! Ни людей, ни пути?

Гасит дыханье свечу?

Тише… Ты должен ползти…

 

 

То и это

 

 

Ночь не тает. Ночь как камень.

Плача, тает только лед,

И струит по телу пламень

Свой причудливый полет.

 

Но лопочут даром, тая,

Ледышки на голове:

Не запомнить им, считая,

Что подушек только две.

 

И что надо лечь в угарный,

В голубой туман костра,

Если тошен луч фонарный

На скользоте топора.

 

Но отрадной до рассвета

Сердце дремой залито,

Всё простит им… если это

Только Это, а не То.

 

Трилистник проклятия

 

Ямбы

 

 

О, как я чувствую накопленное бремя

Отравленных ночей и грязно‑бледных дней!

Вы, карты, есть ли что в одно и то же время

Приманчивее вас, пошлее и страшней!

 

Вы страшны нежностью похмелья, и науке,

Любви, поэзии – всему вас предпочтут.

Какие подлые не пожимал я руки,

Не соглашался с чем?.. Скорей! Колоды ждут…

 

Зеленое сукно – цвет малахитов тины,

Весь в пепле туз червей на сломанном мелке…

Подумай: жертву накануне гильотины

Дурманят картами и в каменном мешке.

 

 

Кулачишка

 

 

Цвести средь немолчного ада

То грузных, то гулких шагов,

И стонущих блоков, и чада,

И стука бильярдных шаров.

 

Любиться, пока полосою

Кровавой не вспыхнул восток,

Часочек, покуда с косою

Не сладился белый платок.

 

Скормить Помыканьям и Злобам

И сердце, и силы дотла –

Чтоб дочь за глазетовым гробом,

Горбатая, с зонтиком шла.

Ночь с 21 на 22 мая 1906

Грязовец

 

 

О нет, не стан

 

 

О нет, не стан, пусть он так нежно‑зыбок,

Я из твоих соблазнов затаю,

Не влажный блеск малиновых улыбок, –

Страдания холодную змею.

 

Так иногда в банально‑пестрой зале,

Где вальс звенит, волнуя и моля,

Зову мечтой я звуки Парсифаля,

И Тень, и Смерть над маской короля…

...............

Оставь меня. Мне ложе стелет Скука.

Зачем мне рай, которым грезят все?

А если грязь и низость – только мука

По где‑то там сияющей красе…

19 мая 1906

Вологда

 

Из коллекции книжника

 

 

И. Ф. Анненский был директором Николаевской гимназии в Царском Селе, где учился Н. С. Гумилев. Четверостишие Анненского, написанное им на «Книге отражений» (СПб., 1906), свидетельствует о живой связи поэтических поколений (подпись Ник. Т‑о – псевдоним Анненского). Увидеть в расцвете талант Гумилева Анненскому не удалось, но первые успехи поэта были им отмечены в рецензии на сборник «Романтические цветы» (Париж, 1908): «Темно‑зеленая, чуть тронутая позолотой книжка, скорей даже тетрадка Н. Гумилева прочитывается быстро. Вы выпиваете ее, как глоток зеленого шартреза. Остается ощущение чего‑то сладкого, пряного, даже экзотического: обжигает, но чуть‑чуть… Сам Н. Гумилев чутко следит за ритмом своих впечатлений, а лиризм умеет уже подчинять замыслу. И это хорошо…»

Смерть И. Ф. Анненского в 1909 году оборвала наметившееся сближение поэтов… Гумилев написал стихотворение «Памяти Анненского» – оно открывает сборник «Колчан»:

 

…Был Иннокентий Анненский последним

Из царскосельских лебедей.

 

Анатолий Марков

 

 

Трилистник победный

 

В волшебную призму

 

 

Хрусталь мой волшебен трикраты.

Под первым устоем ребра –

Там руки с мученьем разжаты,

Раскидано пламя костра.

 

Но вновь не увидишь костер ты,

Едва передвинешь устой –

Там бледные руки простерты

И мрак обнимают пустой.

 

Нажмешь ли устой ты последний –

Ни сжатых, ни рознятых рук,

Но радуги нету победней,

Чем радуга конченных мук!..

 

 

Трое

 

 

Ее факел был огнен и ал,

Он был талый и сумрачный снег:

Он глядел на нее и сгорал,

И сгорал от непознанных нег.

 

Лоно смерти открылось черно –

Он не слышал призыва: «Живи»,

И осталось в эфире одно

Безнадежное пламя любви.

 

Да на ложе глубокого рва,

Пенной ризой покрыта до пят,

Одинокая грезит вдова –

И холодные воды кипят…

 

 

Пробуждение

 

 

Кончилась яркая чара,

Сердце очнулось пустым:

В сердце, как после пожара,

Ходит удушливый дым.

 

Кончилась? Жалкое слово,

Жалкого слова не трусь:

Скоро в остатках былого

Я и сквозь дым разберусь.

 

Что не хотело обмана –

Всё остается за мной…

Солнце за гарью тумана

Желто, как вставший больной.

 

Жребий, о сердце, твой понят –

Старого пепла не тронь…

Больше проклятый огонь

Стен твоих черных не тронет!

 

Трилистник траурный

 

Перед панихидой

Сонет

 

 

Два дня здесь шепчут: прям и нем,

Все тот же гость в дому,

И вянут космы хризантем

В удушливом дыму.

 

Гляжу и мыслю: мир ему,

Но нам‑то, нам‑то всем,

Иль люк в ту смрадную тюрьму

Захлопнулся совсем?

 

«Ах! Что мертвец! Но дочь, вдова…»

Слова, слова, слова.

Лишь Ужас в белых зеркалах

 

Здесь молит и поет,

И с поясным поклоном Страх

Нам свечи раздает.

 

 

Баллада

 

Н. С. Гумилеву

 

 

День был ранний и молочно‑парный,

Скоро в путь, поклажу прикрутили…

На шоссе перед запряжкой парной

Фонари, мигая, закоптили.

 

Позади лишь вымершая дача…

Желтая и скользкая… С балкона

Холст повис, ненужный там… но спешно,

Оборвав, сломали георгины.

 

«Во блаженном…» И качнулись клячи:

Маскарад печалей их измаял…

Желтый пес у разоренной дачи

Бил хвостом по ельнику и лаял…

 

Но сейчас же, вытянувши лапы,

На песке разлегся, как в постели…

Только мы как сняли в страхе шляпы –

Так надеть их больше и не смели.

 

…Будь ты проклята, левкоем и фенолом

Равнодушно дышащая Дама!

Захочу – так сам тобой я буду…

«Захоти, попробуй!» – шепчет Дама.

 

 

Посылка

 

 

Вам я шлю стихи мои, когда‑то

Их вдали игравшие солдаты!

Только ваши, без четверостиший,

Пели трубы горестней и тише…

31 мая 1909

 

 

Светлый нимб

Сонет

 

 

Зыбким прахом закатных полос

Были свечи давно облиты,

А куренье, виясь, все лилось,

Всё, бледнея, сжимались цветы.

 

И так были безумны мечты

В чадном море молений и слез,

На развившемся нимбе волос

И в дыму ее черной фаты,

 

Что в ответ замерцал огонек

В аметистах тяжелых серег.

Синий сон благовонных кадил

 

Разошелся тогда ж без следа…

Отчего ж я фату навсегда,

Светлый нимб навсегда полюбил?

 

Трилистник тоски

 

Тоска отшумевшей грозы

 

 

Сердце ль не томилося

Желанием грозы,

Сквозь вспышки бело‑алые?

А теперь влюбилося

В бездонностъ бирюзы,

В ее глаза усталые.

 

Всё, что есть лазурного,

Излилось в лучах

На зыби златошвейные,

Всё, что там безбурного

И с ласкою в очах, –

В сады зеленовейные.

 

В стекла бирюзовые

Одна глядит гроза

Из чуждой ей обители…

Больше не суровые,

Печальные глаза,

Любили ль вы, простите ли?..

 

 

Тоска припоминания

 

 

Мне всегда открывается та же

Залитая чернилом страница

Я уйду от людей, но куда же,

От ночей мне куда схорониться?

 

Все живые так стали далеки,

Всё небытное стало так внятно,

И слились позабытые строки

До зари в мутно‑черные пятна.

 

Весь я там в невозможном ответе,

Где миражные буквы маячут…

…Я люблю, когда в доме есть дети

И когда по ночам они плачут.

 

 

Тоска белого камня

 

 

Камни млеют в истоме,

Люди залиты светом,

Есть ли города летом

Вид постыло‑знакомей?

 

В трафарете готовом

Он – узор на посуде…

И не все ли равно вам:

Камни там или люди?

 

Сбита в белые камни

Нищетой бледнолицей,

Эта одурь была мне

Колыбелью‑темницей.

 

Коль она не мелькает

Безотрадно и чадно,

Так, давя вас, смыкает,

И уходишь так жадно

 

В лиловатость отсветов

С высей бледно‑безбрежных

На две цепи букетов

Возле плит белоснежных.

 

Так, устав от узора,

Я мечтой замираю

В белом глянце фарфора

С ободочком по краю.

1904

Симферополь

 

Трилистник дождевой

 

Дождик

 

 

Вот сизый чехол и распорот, –

Не все ж ему праздно висеть,

И с лязгом асфальтовый город

Хлестнула холодная сеть…

 

Хлестнула и стала мотаться…

Сама серебристо‑светла,

Как масло в руке святотатца,

Глазеты вокруг залила.

 

И в миг, что с лазурью любилось,

Стыдливых молчаний полно, –

Всё темною пеной забилось

И нагло стучится в окно.

 

В песочной зароется яме,

По трубам бежит и бурлит,

То жалкими брызнет слезами,

То радугой парной горит.

 

О нет! Без твоих превращений,

В одно что‑нибудь застывай!

Не хочешь ли дремой осенней

Окутать кокетливо май?

 

Иль сделаться Мною, быть может,

Одним из упрямых калек,

И всех уверять, что не дожит

И первый Овидиев век:

 

Из сердца за Иматру лет

Ничто, мол, у нас не уходит –

И в мокром асфальте поэт

Захочет, так счастье находит.

29 июня 1909

Царское Село

 

 

Октябрьский миф

 

 

Мне тоскливо. Мне невмочь.

Я шаги слепого слышу:

Надо мною он всю ночь

Оступается о крышу.

 

И мои ль, не знаю, жгут

Сердце слезы, или это

Те, которые бегут

У слепого без ответа,

 

Что бегут из мутных глаз

По щекам его поблеклым,

И в глухой полночный час

Растекаются по стеклам.

 

 

Романс без музыки

 

 

В непроглядную осень туманны огни

И холодные брызги летят,

В непроглядную осень туманны огни,

Только след от колес золотят,

 

В непроглядную осень туманны огни,

Но туманней отравленный чад,

В непроглядную осень мы вместе, одни,

Но сердца наши, сжавшись, молчат…

Ты от губ моих кубок возьмешь непочат,

Потому что туманны огни…

 

Трилистник призрачный

 

Nox Vitae [9]

 

 

Отрадна тень, пока крушин

Вливает кровь в хлороз жасмина…

Но… ветер… клены… шум вершин

С упреком давнего помина…

 

Но… в блекло‑призрачной луне

Воздушно‑черный стан растений

И вы, на мрачной белизне

Ветвей тоскующие тени!

 

Как странно слиты сад и твердь

Своим безмолвием суровым,

Как ночь напоминает смерть

Всем, даже выцветшим покровом.

 

А всё ведь только что сейчас

Лазурно было здесь, что нужды?

О тени, я не знаю вас,

Вы так глубоко сердцу чужды.

 

Неужто ж точно, Боже мой,

Я здесь любил, я здесь был молод,

И дальше некуда?.. Домой

Пришел я в этот лунный холод?

 

 

Квадратные окошки

 

 

О, дали лунно‑талые,

О, темно‑снежный путь,

Болит душа усталая

И не дает заснуть.

 

За чахлыми горошками,

За мертвой резедой

Квадратными окошками

Беседую с луной.

 

Смиренно дума‑странница

Сложила два крыла,

Но не мольбой туманится

Покой ее чела.

 

«Ты помнишь тиховейные

Те вешние утра,

И как ее кисейная

Тонка была чадра.

 

Ты помнишь сребролистую

Из мальвовых полос,

Как ты чадру душистую

Не смел ей снять с волос?

 

И как, тоской измученный,

Так и не знал потом –

Узлом ли были скручены

Они или жгутом?»

 

– «Молчи, воспоминание,

О грудь моя, не ной!

Она была желаннее

Мне тайной и луной.

 

За чару ж сребролистую

Тюльпанов на фате

Я сто обеден выстою,

Я изнурюсь в посте!»

 

– «А знаешь ли, что тут она?»

– «Возможно ль, столько лет?»

– «Гляди – фатой окутана…

Узнал ты узкий след?

 

Так страстно не разгадана,

В чадре живой, как дым,

Она на волнах ладана

Над куколем твоим».

 

– «Она… да только с рожками

С трясущей бородой –

За чахлыми горошками,

За мертвой резедой…»

 

 

Мучительный сонет

 

 

Едва пчелиное гуденье замолчало,

Уж ноющий комар приблизился, звеня…

Каких обманов ты, о сердце, не прощало

Тревожной пустоте оконченного дня?

 

Мне нужен талый снег под желтизной огня,

Сквозь потное стекло светящего устало,

И чтобы прядь волос так близко от меня,

Так близко от меня, развившись, трепетала.

 

Мне надо дымных туч с померкшей высоты,

Круженья дымных туч, в которых нет былого,

Полузакрытых глаз и музыки мечты,

 

И музыки мечты, еще не знавшей слова…

О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,

Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!

 

Трилистник ледяной

 

Ледяная тюрьма

 

 

Пятно жерла стеною огибая,

Минутно лед туманный позлащен…

Мечта весны, когда‑то голубая,

Твоей тюрьмой горящей я смущен.

 

Истомлена сверканием напрасным,

И плачешь ты, и рвешься трепеща,

Но для чудес в дыму полудня красном

У солнца нет победного луча.

 

Ты помнишь лик светила, но иного,

В тебя не те гляделися цветы,

И твой конец на сердце у больного,

Коль под землей не задохнешься ты.

 

Но не желай свидетелям безмолвным

До чар весны сберечь свой синий плен…

Ты не мечта, ты будешь только тлен

Раскованным и громозвучным волнам.

 

 

Снег

 

 

Полюбил бы я зиму,

Да обуза тяжка…

От нее даже дыму

Не уйти в облака.

 

Эта резанность линий,

Этот грузный полет,

Этот нищенски синий

И заплаканный лед!

 

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег –

То сверкающе белый,

То сиреневый снег…

 

И особенно талый,

Когда, выси открыв,

Он ложится усталый

На скользящий обрыв.

 

Точно стада в тумане

Непорочные сны –

На томительной грани

Всесожженья весны.

 

 

Дочь Иаира

 

 

Слабы травы, белы плиты,

И звонит победно медь:

«Голубые льды разбиты,

И они должны сгореть!»

 

Точно кружит солнце, зимний

Долгий плен свой позабыв;

Только мне в пасхальном гимне

Смерти слышится призыв.

 

Ведь под снегом сердце билось,

Там тянулась жизни нить:

Ту алмазную застылость

Надо было разбудить…

 

Для чего ж с контуров нежной,

Непорочной красоты

Грубо сорван саван снежный,

Жечь зачем ее цветы?

 

Для чего так сине пламя,

Раскаленность так бела,

И, гудя, с колоколами

Слили звон колокола?

 

Тот, грехи подъявший мира,

Осушавший реки слез,

Так ли дочерь Иаира

Поднял некогда Христос?

 

Не мигнул фитиль горящий,

Не зазыбил ветер ткань…

Подошел Спаситель к спящей

И сказал ей тихо: «Встань».

 

Трилистник вагонный

 

Тоска вокзала

 

 

О канун вечных будней,

Скуки липкое жало…

В пыльном зное полудней

Гул и краска вокзала…

 

Полумертвые мухи

На забитом киоске,

На пролитой известке

Слепы, жадны и глухи.

 

Флаг линяло‑зеленый,

Пара белые взрывы,

И трубы отдаленной

Без отзыва призывы.

 

И эмблема разлуки

В обманувшем свиданьи –

Кондуктор однорукий

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: