Изобразительное искусство.




1. Скульптура как вид изобразительного искусства.
Изобразительное искусство –
суммарный собирательный термин, включающий в себе целую группу искусств: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство (отчасти архитектуру, фотографию)

Итак, скульптура (ваяние), - в переводе с лат. «ваяние» - высекать. Это, как и архитектура, объёмно-пространственный вид искусства, но по своей природе изобразительно как живопись и графика.
Скульптура воздействует языком пластики, воспроизводит объём средствами лепки или высекания. Материалы: бронза, мрамор, дерево, гранит, дианит и т.д.

Можно выделить следующие виды скульптуры:

· Круглая (обработана со всех сторон)

· Плоскостная (рельеф) - один из видов скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона.

Выделяется так же барельеф (с фр.''низкий рельеф'') - разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью фона не более, чем на половину своего реального объёма;
горельеф (с фр.''высокий рельеф'') - разновидность выпуклого рельефа, в котором изображение возвышается над плоскостью фона более, чем на половину своего реального объёма (воспринимается как полноценная скульптура, очень много возвышается над плоскостью; (горильеф - гора));
контррельеф –
углубленный рельеф.

По назначению скульптура делится на:
1. Монументальную - та скульптура, которая связана с архитектурным зданием или пространством; или памятники, которые очень большие и их видно с большого расстояния;
2. Станковую - имеет самостоятельное значение, небольших размеров и может быть расположена в помещении или в интерьере, рассмотрение с близкого расстояния.
3. Декоративную - для украшения.

2. Живопись как вид изобразительного искусства.
Изобразительное искусство –
суммарный собирательный термин, включающий в себе целую группу искусств: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство (отчасти архитектуру, фотографию).

Живопись - в отличии от пространственных видов искусства, живопись - плоскостной вид ИЗО. Основные средства выразительности: цвет, светотень, линии.

Живопись по назначению:

1. Монументальная - наиболее древняя по происхождению, неразрывно связана с архитектурой. Возникла в органической связи с архитектурой и рассчитана на определенное место, предоставленное ей архитектурным пространством.
Техники монументальной живописи:
• Мозаика - изображение из цветных камней (смальт) или керамических плиток;
• Фреска (с итал.''фреско'' - свежий) - живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными в воде; • Те'мпера (от итал.''темпераре'' - смешивать краски) - живопись красками, связующим звеном которой выступают эмульсии (яичный желток).

2. Станковая - создается на станке (т.е. мольберте) - картины. Наибольшее развитие получила начиная с эпохи Возрождения. Древние времена - энкаустика (восковые краски), средние века - темпера, Возрождение - живопись масляными красками на досках или холсте.

3. Графика как вид изобразительного искусства.
Изобразительное искусство –
суммарный собирательный термин, включающий в себе целую группу искусств: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство (отчасти архитектуру, фотографию).
Графика (от греч.'графо'' - пишу, рисую) - истоки восходят к рисункам первобытного человека. Основное в графике - рисунок. Наиболее характерные изобразительные элементы - линия, штрих, пятно. Графическими принято называть произведения, которые выполнены на бумажной основе.
Специфическая особенность – лаканичность изобразительных средств, дающих чёткое быстро воспринимаемое изображение главного.
Техники: цветной (или графитный) карандаш, восковые мелки, тушь, гуашь, пастель.
Гравюра (от фр.''вырезать'')- раздел или вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравюром.
Основные разновидности гравюры:
1. Ксилография - вырезать на дереве;
2. Линогравюра - вырезать на линолиуме;
3. Литография - на камне;
4. Офорт - на металле.

4. Жанры изобразительного искусства.
Изобразительное искусство –
суммарный собирательный термин, включающий в себе целую группу искусств: живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство (отчасти архитектуру, фотографию).
Жанр (в переводе - род, вид) - тип художественного произведения.
1. Портрет - дает представление о внешнем облике человека, также передает внутренний мир и социальный статус.
Бывает: групповой, парадный, индивидуальный, парный, интимный (камерный) и автопортрет.
2. Пейзаж - воспроизводит окружающую человека природу.
Бывает: городской, сельский, морской (марина и их пишут маринисты).
Бывает: эпический, лирический, романтический и классицистический;
3. Натюрморт (с фр.''мертвая природа'') - изображение мира вещей (орудия быта, труда, овощи и фрукты, продукты);
4. Батальный жанр - визуализирует военные события;
5. Исторический жанр - повествует о важных моментах жизни общества, приоткрывает завесу времени;
6. Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, их нравы и быт, социальный и национальный уклад;
7. Религиозный жанр - визуализирует события священных догматов, главные герои – герои из Библии и Евангелия;
8. Мифологический жанр - отражает представление людей о происхождении мира (Боги, герои и т.д.); 9. Аллегорический жанр - иносказательно визуализирует то, что не может иметь непосредственно изобразительный характер (Матвеев ''Аллегория живописи'');
10. Ню - изображение обнаженной натуры.

5. Первобытное искусство (основные этапы развития).
Первобытное искусство охватывает период от появления homosapiens до возникновения классовых обществ.
Первобытное искусство носило синкретический характер (не разделенный, как единое целое). Художников (как в современном понимании) в то время не было, им мог стать любой более менее способный охотник.

Этапы:

- каменный век (палеолит, мезолит, неолит);

- бронзовый век;

- железный век.
Каменный век:
Палеолит
- древнейший этап развития культуры и искусства. Большое количество памятников найдено в Южной Азии, Европе и Северной Африке.
Наиболее ярко представлен росписями стен и потолков пещер:
1. контурные изображения звериных голов;
2. контурные изображения человеческой руки, обведенной краской;
3. «макароны» (проведенные извилистые линии пальцами по сырой глине).

В росписях стен проходит весь животный мир того времени. Все изображения животных отличались точностью и детализированностью, в отличии от изображений человека (они практически отсутствовали или были схематичны).
Изображения на скалах наносились петроглифами (petros - камень, glif - резьба) - изображения или знаки, выбитые или высеченные на какой-либо поверхности.
Первобытный человек изображал животных не ради эстетического удовольствия, а ради магического или ритуального удовольствия (характера).
Постепенно происходит переход от простого контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. А также использовались выступы на поверхности.
• Пещеры: Альтамира (Испания была обнаружена в 1867 году и ей не было дано никакого значения, а в следующий раз археологом Марселином Дерсауоло в 1875(77) годах и ему никто не поверил. Её особенность в том, что там использовались красноватые или оранжевые оттенки в изображениях животных. Залы в ней протяженностью около 300 метров.), Ласко (была открыта в 1940 году. Первые пещерные росписи были открыты в 1867 году (школьники нашли изображения огромных животных (их сравнивают с изображенями в Секстинской капелле Микеланджело), Ньо/Нью, Фон-де-гом (Франция).
Существовало мобильное искусство - пластика (мелкие фигурки и статуэтки). Были найдены женские статуэтки "Палеолитическая Венера" ("Венера из Виллендорфа").

Основные черты:
1. отсутствие черт человеческого лица;
2. непропорциональные конечности;
3. гипертрофированные материнские черты.

 

Мезолит
Происходит плавный переход к земледелию и скотоводству. Человек акцентирует внимание не на частное, а на общее.
Человек в изображение вводит себя. Появляется многофигурная композиция, в которой человек играет главенствующую роль.
С одной стороны - новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период (появляются элементы схематизма, исчезает красочность);
С другой стороны - одновременно возникает более целостный и содержательный взгляд на мир (события показаны в из взаимосвязи).
В это время исчезает красочность, появляются элементы схематизма.

 

Неолит (или неолетическая революция)
Человек научился выжигать глину: появляется керамика (называют керамическим веком), а это значит, что появляется мелкая пластика, художественные ремесла, которые положили начало=> декоративному искусству.

БРОНЗОВЫЙ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕКА
Преобладающее значение получает монументальная архитектура или меголитическая (мего - большой, литос - камен), связанная с развитием религиозных представлений.
К ней относятся:
1. менгиры - одинокие, вертикально стоящие, сигаровидные каменные столбы (высота от 1 до 20 метров, вес до 300 тонн). Были связаны с религиозными представлениями, стояли рядом с жилищем; 2. дольмены – архитектурное начало выражено ярче; погребальные или культовые сооружения из 2-4 вертикально поставленных плит, перекрытых горизонтальной плитой (имеются опоры и перекрытия - основные составляющие архитектурного сооружения);
3. кромлехи - представляет собой расположенные по кругу или не замкнутой кривой, каменные плиты или огромные монолитные столбы (самый яркий пример Stonehange (Стоунхэндж) в Англии, 30 км. от Лондона).

 

6. Искусство древнего Египта.
Египет в переводе - "тайна, загадка".
Основные принципы верховной власти и искусства Др.Египта - незыблемость и непостижимость. Для Египтян смерть была неприемлемой, они верили, что умерший может и должен воскреснуть, поэтому искусство должно было дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни. Труд художника почитался и считался священным действием. Древне египетское искусство носило застойный и консервативный характер.
Традиционно историю искусства Древнего Египта принято делить на следующие этапы:
1. Додинастический (когда не была сформирована династия Фараона);
2. Древнее царство;
3. Среднее царство;
4. Новое царство;
5. Поздний период
.
1.ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
В этот период, между нижним и верхним Египтом шли битвы.
Плита Фараона Нармера - 60см, положила начало царствию Фараона. Имеет две стороны: главную и оборотную сторону. Там изображены все каноны искусства, после которой все будут так же творить. Чем выше статус человека, тем в больших масштабах отображался герой на лицевой стороне. На оборотной стороне изображено единение верхнего и нижнего Египта.
Пиктография - картинное, рисуночное письмо. Изображение дано по горизонтальным поясам (построчное, не было понятия перспективы). Как правило: голова и ноги - в профиль, а туловище дано в анфас.
2.ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО.
Первый расцвет древнеегипетского искусства. Ведущая роль была у архитектуры, тесно связанной с заупокойным культом.
Главный тип здания – гробница, которая внешними средствами передавала идею божественной власти фараона. Мастаба - в перев. с арабского "каменная скамья". На её основе была построена пирамида фараона Джосера в Саккаре. 6-ти ступенчатая, высота около 60 метров, символизирует лестницу, по которой бы Фараон уходил в иную жизни (после смерти). Автор - зодчий Имхотеб.
Самые известные пирамиды: пирамида Хеопса (166,6 м.), пирамида Хефрена (145,5 м.) и пирамида Микерина (65,5м.). «Все на Земле боится времени, и только время боится Пирамид».
Скульптура была непременным атрибутом всех Египетских храмов или усыпальниц. Все они отличались портретным сходством (чтобы душа покойного переместилась в это изображение двойника). Сфинкс у пирамиды Хефрена - длина 57 метров, высота 22 метра, рост и уши в рост человека. Кто это - вариантов много. Тело льва и голова человека.
Две разновидности скульптуры:
1. Стоящие - фигура напряженно выпрямлена фронтально, руки плотно прижаты к телу, голова приподнята, взгляд устремлен в даль левая нога делает шаг вперёд (прим. статуи вельможи Ранофера);
2. Сидящие - фигуры сидят в торжественных позах, словно в оцепенении; руки симметрично положены на колени или одна согнута, а другая к груди; ноги грозно по-старчески поставлены одна возле другой; взгляд устремлён в даль (прим. статуя фараона Хефрена).
Примеры: Скульптурная группа "Принц Рахотеп и его жена Нофрет" (тело мужчины имело более темный коричневый цвет, а женщины- бледноватый). Глаза инкрустированны.
Статуя "Писца Каи", Статуя "Селький староста" (из дерева), Статуя "Карлик Сенеб и его семья" • В профиле головы глаз изображался целиком. Рука - тыльная сторона, пальцы плотно прижаты друг к другу.
3.СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО.
Преобладали все те же традиции, которые были заложены в предыдущий период.
Особенности - индивидуализация, каждый мог себе поставить монумент. Идея равенства после смерти.
Строились Стеллы ("каменная плита") (прим."Стелла вельможе Хенену"
Формируется новый тип заупокойного храма (на смену мастопа, пирамиды):
1. сооружаются у скалы, но не в пустыне;
2. усложняется композиция происхождения (состоит из нескольких террас +пирамида). Пример: "Храм Ментухотепа 1-го"
Статуи стали изображаться под открытым небом.
Появляется новый тип - кубическая скульптура (голова как-будто заключена в куб).
4.НОВОЕ ЦАРСТВО.
Развивается строительство храмовых комплексов.
Появляется 3 разновидности храмов:
1. Наземные (находятся на земле)- храм Карнакский и храм Луксорский;
2. Полускальные (половина на ровной поверхности, половина в земле) - храм царицы Хатшепсут
3. скальные (полностью в земле). 1. Наземные. Пример: храм Карнакский и храм Луксорский. - храм Рамзеса 2 в Абу-Симбел
Стоящие скульптуры - красочность росписи, каноничность сохраняется.
5. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД.
В этот период всё чаще изображалась семья, герои искусства в кругу семьи. Фараон Эхнатон ввёл единобожие.
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора. Я

7. Эгейское искусство (крито-микенское).
Эгейское искусство является первым периодом Античности. Ещё выделяют гомеровский период, архаику, классику и эллинизм)
Это связующее звено между Древним Египтом, Древней Грецией и Римом.
Впервые немецкий археолог Генрих Шлиман открыл Микены, Артур Эванс - античный археолог, открыл архитектуру, живопись Кносского дворца (который наход. на острове Крит); Первым поставил вопрос о связи древнего Египетского искусства с эгейским.
Все эти открытия сделаны на рубеже 19-20 вв.
Искусство острова Крит А.Эванс назвал Минойским (имя царь Минос) и поделил на периоды:
1. ранний;
2. средний;
3. поздний.
• Центр Эгейского искусства => остров Крит (город Кнос) - на острове Крит жил Зевс, похитил Европу (сын Минос), миф о боге Минотавре.
"Кносский дворец" - располагался на равнине, стороны смотрели к морю, реке, оврагу, словно вырастал на холме (его построил Дедал).
Отличительные черты:
1. ассиметричность (в расположении залов не было четкой системы: нижний этаж - подсобные комнаты; верхний - залы, водопровод, покои);
2. материал - камень и дерево;
3. красные, деревянные колонны;
4. иррациональная форма колонн (узкое основание и расширение к верху);
5. изображение двойственной секиры (символ плодородия) - Лабрис (<=слово лабиринт);
6. росписи (красочные, яркие цвета; животный мир - тематика разнообразна);
7. изображение быка - символ, главный герой (большой по размеру), "Дамы в голубом", "Парижанка" - картины, связь с древним Египтом (лицо в профиль, глаз целиком), Найдены статуэтки со змеями в руках.
• Не строили храмов (не было) - предполагалось, что богиням поклонялись на улице.
• Развита керамика = Камариес. Герои - водный мир (рыбки, дельфины) Южного Побережья Крита (пример: скульптура "Ваза с осьминогом").
• В результате землетрясения искусство перемещается с острова Крит на материк Древней Греции (Микен, Интелин) - строили крепости, которые носили оборонительный характер (крепостные сооружения) и в отличии от о.Крита, строились не на равнинах, а на возвышенностях => появляется название Акрополь (верхний город).
Отличия:
1. Строгая симметрия в постройках (стены толщиной до 10 м., высота до 20 м.);
2. Роспись - сюжеты, тематика меняется т.к. были воинственными (сцены охоты, сражений). • "Львиные ворота в Микенах" - единственный образец монументальной скульптуры в Эгейском искусстве.
• "Злотобильные минены" (золотые маски) - знать хоть немного информации на экзамене.
Из золота были выполнены диадемы, покрывающие лица усопших маски, нагрудники, наплечники, пояса. Тонкие золотые маски сначала были выдавлены в форме, а потом отчеканены.
Одна из найденных золотых масок изображала овальное молодое лицо с высоким лбом, широкими дугообразными бровями, длинным прямым носом и удивительно маленьким ртом с тонкими губами.

Но самой замечательной среди всех найденных оказалась одна маска, которая сохранилась гораздо лучше, чем все остальные. Она воспроизводит черты, испокон веков считающиеся эллинскими: узкое лицо, длинный нос, большие глаза, крупный рот с несколько пухловатыми губами... У маски — глаза закрыты, кончики усов чуть закручены кверху, подбородок и щеки закрывает окладистая борода.

 

8. Искусство Античности: Древняя Греция.
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.
1. Гомеровская Греция (или Гомеровский период)
2. Архаика
3. Классика
4. Эллинизм.
1. Гомеровский период
Называют темными временами искусства Др.Греции. Период назван в честь Гомера, в связи с тем, что вся информация об этом периоде была известна из-за информации о нем и его произведениях На смену ахейцам приходят дорийцы.
• Ведущее - гончарное ремесло, которому свойственна точность, простота. Преобладает геометрический стиль, в основе которого – линейный орнамент. Постепенно появляются примитивные схематичные изображения человека - пример на Вазах из Дипилона.
2. Архаика.
В переводе с греч. означает "Древний".
Появляются все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Др.Греции. Время первого расцвета греческого искусства (наука, театр и т.д.).
•Архитектура. В период архаики была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой для развития всего древнегреческого зодчества. Появляются различные типы общественных сооружений: театры, стадионы, агоры, акрополи (самый известный - "Афинский акрополь") и храмы (наиболее богатое и монументальное строение греческого полиса). Все достижения архитектуры того времени (конструктивные и декоративные) связаны со строительством храмов.
Сложились несколько типов храмов:
1. Антовый храм (выступы внутри – анты (боковые выступы стен); крыша была двускатной и покрыта черепицей);
2. Простиль; (выступы снаружи)
3. Амфипростиль (амфи - с обеих сторон снаружи);
4. Периптер (оперенный со всех сторон одним рядом колонн) - самый распространенный тип храмов в др.греческом зодчестве (прим.Парфенон);
5. Диптер (два ряда колонн вокруг).
Складывается "ордерная система" (от лат."порядок" или "строй"). Ордер (в узком смысле) - система соотношений между колоннами (несущая часть) и антаблементом (весомая часть - то, что лежало между ними).
Три вида ордера:
1. Дорический - самый прочный и тяжелый на вид. Пропорции приземисты и мощны. Отличаются мужественным величием, суровой простотой и торжественной монументальностью.(Фриз: триглиф и метопа);
2. Ионический - более лёгкий, нарядный, изящный. Такому храму свойственно впечатление праздничности, нарядности, грации. Появляются воллюты - завершения колонн в виде завитков. Фриз идёт сплошной рельефной полосой;
3. Коринфский - самый лёгкий из всех. Сложился в эпоху Классики как ещё более насыщенный декором, вариант Ионического ордера. Отличительная особенность - капитель в виде корзины с растительным орнаментом.
Греки обращались к Дорическому и Ионическому ордерам, а Коринфский очень любили использовать древние римляне. Греческие храмы были полихромными (они раскрашивались), выделялись различные архитектурные элементы (триглиф, метопа).
• Скульптура.
Наивысшее достижение архаической скульптуры - разработка образа человека в статуях богов, богинь, героев, воинов, юношей- куросов (курос с греч."юноша"), девушек-кор (кора - "девушка" с греч.). Обобщенный образ человека. Изображались куросы нагие (признак атлетичности и героизма, состояния приподнятости над обыденностью и как своеобразная парадная одежда). Архаическая улыбка и архаический апполон. Изображения кор - в хитонах, перосах (закрытое/задрапированное тело одеждой).
• Вазопись. Период её расцвета. Преобладало два стиля вазописи: 1. Чернофигурный - фигура черная, рисовали лаком; 2. Краснофигурный - на вазе оставлялось место, остальное красилось черным лаком, а остатком цвета вазы делался рисунок. Геометрический орнамент уступает сюжетно-повествовательным мотивам. Эксекий и Клитий - самые известные вазописцы.
3. Период Классики
4. Период Эллинизма

9. Искусство Античности: Древний Рим.
Разрушали искусство др.Греции, потом резко стали вывозить из Греции предметы искусства. Утилитарность мышления - в искусстве видели практическое назначение => были распространены те виды искусства, которые обладали практическим назначением.

Проявлялась:
1. Строительство дорог ("Аппиева дорога") - дороги имели важное стратегическое значение;
2. Возведение сложных инженерных сооружений (акведуки, мосты, гавани);
3. Развитие градостроительных идей (строгая планировка городов, исходящая из расположения римских военных лагерей);
4. Изобретение бетона (в архитектуре: создание огромных внутренних пространств, свободных от опор и развитие мощных сводчатых и купольных конструкций);
5. Создание общественного типа площади, под названием "Форум" (самый известный - "Романум" или "Римский форум");
6. Основными типами сооружений становятся не храмы, а форумы, амфитеатры, дворцы и т.д. (все то, что воплощало могущество Римской республики и империи);
7. Обращение к греческому ордеру, но отношение к нему пересматривается.
Ордер в Риме постепенно лишается своего конструктивного значения и превращается в элемент декоративного украшения. В греческом зодчестве колонна является несущим элементом/опорой, а в римской архитектуре ордеру отводится декоративная роль, а опорой служит стена. Изобрели имитацию колонны полу-колону - "пилястру".
В архитектуре - ведущая роль официальной гражданской архитектуры.
В скульптуре - развитие индивидуального портрета и протокольно- повествовательного рельефа.
• Пример индивидуального портрета - "Римский Патриций с масками предков".
"Колизей" (от лат."колоссальный") - вмещает в себя ок.50 тыс.зрителей. Три яруса, форма эллипса, "Пантеон" (от лат. "храм Богов") - покровитель семьи богов, толщина стен до 6 метров, диаметр купола равен высоте всего храма, "глаз Пантеона", Рафаэль писал в нем;
Триумфальные арки. Могли быть 1, 3 и 5-ти пролётными. Встречали героев и победителей. Самые известные: "Триумфальная арка Тита" и "Триумфальная арка Константина". Украшены барельефами или горельефами.
"Колонна Трояна" - 40 м., протокольно-повествовательный рельеф, отображает все исторические события последовательно;
"Термы" - бани. Культурно-развлекательный центр, который каждый патриций обязательно их посещал. Там были библиотеки, бассейн, зал для покоя. Самые известные - "Термы Карракалы"; Создают конные монументы ("Конный монумент Марка Аврелли") - стала основой для всех дальнейших конных монументов;
Создаются "базиллики" - царские дома.

10. Искусство Византии.
В VI веке формируются черты византийской-художественно-образной системы. Излюбленной техникой монументальной живописи Византии была мозаика. Если в античности украшали обычно пол здания, в Византии стали украшать мозаикой стены. Кубики смальты - стекловидной массы, украшенной окисью металлов в разные цвета, а затем подвергшиеся обжигу, составляли яркие композиции. Кубики отличались по размеру и форме друг от друга, поэтому поверхность не была идеально гладкой. Неровная поверхность подчеркивала оттенок цвета, создавала мерцание тона. Первоначально, как в мавзолее св. Константина в Риме, мозаика была в основном орнаментальна, в ней использовались христианские символы: виноград, лоза - символы крови Христа, павлин - символ вечной жизни.

Наиболее ценный в художественном смысле ансамбль интерьера был создан в церкви св. Витале в Равене. Мозаики были сосредоточенны главным образом в алтаре. Фигуры подчинялись структуре архитектурных членений. В мозаиках нижней части апсиды изображен торжественный выход императора Юстиниана и его жены Феодоры. Пропорции фигур вытянуты, под одеждами не чувствуется объема тела. Все изображение дано на мерцающем золотом фоне.

Императрица Феодора со свитой. Мозаика собора Сан-Витале.532-547гг.

Византия - родина иконописания. Икона пишется на доске. В Византии в основном использовались кипарисовые, а на Руси липовые и сосновые доски. Из отдельных досок сбивался щит, который укрепляли с обратной стороны специальными шипами (шпонами) от возможного покоробления. Доска высушивалась, в ней выдалбливалось небольшое углубление, окруженное полями. Затем средник царапали чем-нибудь острым, проклеивали, наклеивали паволоку, то есть холст, а сверху снова наносили клей. Сутки спустя на нее наносили побел - хорошо размешанную жидкость из клея и мела. Когда побел высыхал в течении трех-четырех дней, на доску наносили левкас VI-VII раз, затем шлифовали мокрой пемзой. Потом делался предварительный рисунок углем, черной краской. Контуры нимбов, голов, фигур и зданий часто процарапывали, чтобы облегчить в последующем наложение золота и краски. Краски в основном применяли из минеральных пигментов. Икону писали темперой. Разнообразие оттенков получалось при смешении нескольких пигментов со связующим веществом или при наложении слоев друг на друга. Особенность иконописания - накладывания одного красочного слоя только поверх полностью высохшего предыдущего.

Краски художник накладывал в определенной последовательности. Сначала покрывался фон, затем горы, здания, затем одежды, только потом лицо. Цель иконописи - воплощение Бога в телесном образе. Сохранившиеся до нашего времени иконы относятся к 6 веку. Особую роль в иконах играет образ Христа, с правой рукой, поднятой в жесте благословения, и с Евангелием в левой руке. Для передачи божественности образов формируется особый тип изображений. Выработались принципы "обратной перспективы", согласно которым точка схода зрительных линий находится не за предметами, а впереди них.

Фон византийских икон обычно золотой. Иногда золотом прорисовывали контуры фигур и складки одеяний, иногда сеткой золотых линий покрывали всю одежду. Наличие золота придавало изображению мистический характер.

11. Искусство Средневековья.
Тысячелетний период с 5 по 15 века принято называть Средневековьем. Искусство Средневековья является и продолжением и антитезисом античного искусства. Характеризовали средние века, как период между Античностью и Новым временем. Джорж Вазари (представитель эпохи Возрождения, известный архитектор и художник) считал этот период "безобразным и диким". Средневековая эпоха заложила культурную общность Европы.
Одна из главнейших особенностей средневекового искусства - его тесная связь с религией. Религия (церковь) стала мощной идеологической силой и важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры и искусства Средневековья. Мировоззрение было религиозным (теологическим). Главным заказчиком произведений искусства выступала Церковь.
Периоды:
1. Дороманский (6-10 века) - закладывались черты стиля;
2. Романский (11-12 века);
3. Готический (конец 12, 13 и 14 века).

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - термин появился в первой половине 19 столетия, когда была обнаружена связь Средневековой архитектуры с Римской (от лат. Roma - Рим, или romanus - римский).
• Архитектура.
Строили: 1. Укрепленные феодальные замки - не только жилища, но и крепости; устройство диктовалось необходимостью защиты и обороны; строились на скалах, холмах, островах рек и озер (башня "Донджон" - последнее убежище феодала в случае осады);
2. Церкви и монастыри (городской кафедральный собор - как художественный центр и объединение всех видов искусства,творческих усилий народа). В основе любого Собора лежала базилика. (прямоугольник поперек - трансепт).
К чертам романского стиля относят монолитность, тяжеловестность, приземистость, устойчивость, масштабность. Так же характерны полукруглые и полуциркульные арки, малое количество окон, фрески на окнах, сверху вид креста.
Скульптура в то время носила поучительный характер.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Этапы:
12 в. – расцвет романского стиля+ зарождение готического (ранняя готика)
13 в. – вершина готики (зрелая)
14-15 в. – распад стиля
Родина - Франция. Основа готики – церковное зодчество.
Термин "готика" возник в эпоху итальянского возрождения, как выражение пренебрежения к искусству варварского племени. Данный стиль был реабилитирован только в начале 19 века. Церковное строительство переходит к горожанам (ранее монастыри).Помимо богослужений проводятся лекции, мистерии, праздники.
Появление артемий - товариществ каменщиков, братьев по таинству архитектуры. Храмы становятся более: нарядными, изящными, лёгкими, динамичными (высокие - вознесение к Богу).
• Главное отличие Романского и Готического стилей - устойчивая каркасная система, в которой всю конструктивную роль выполняют стрельчатые своды (прорезанные сетью ребер - нервюр), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контр-форсы, опоры). По арк-бутанам (арки) нагрузка распределяется на контр- форсы. Вход в виде перспективного портала (Нотр-Дам в Париже), крыльцо нависает(Реймский собор).
Все виды искусства подчинялись архитектуре.

12. Изобразительное искусство эпохи Возрождения.
Родина Возрождения – Италия.(13 в.) Возрождали Античность.
Термин «Возрождение» впервые употребил Джорджо Вазари для определения эпохи, характеризующей «возрождение искусства Италии после долгих лет упадка в период Средневековья»
Позже (1855) Жюль Мишле называл «Ренессанс» новым рождением мира и человека.
Характерной чертой можно считать гуманизм – признание ценности человека как личности. Пико Мирондола в своё время сказал «Я ставлю тебя в центр Вселенной» - это стало девизом эпохи Возрождения.
В отличие от романской и готической культуры средневековья, культура возрождения носила светский характер. Всего можно выделить несколько этапов:
1. Проторенессанс (13 – нач. 14 вв.)
2. Раннее Возрождение (с. 14 – 15 вв.)
3. Высокое Возрождение (кон. 15 – п.п. 16 вв.)
4. Поздее Возрождение (в.п. 16 в.)

Что касается проторенессанса, то можно сказать, что это специфическое итальянское явление, не имеющее аналогов в любой другой европейской стране. Ключевой фигурой является Джотто. Он:
- признаёт ценность реального человека
- вносит в религиозные сцены земное начало
- использует принцип подражания природе (писал людей с натуры)
- внес в живопись реальное пространство и реальные предметы (пейзаж/интерьер)
расположил линию горизонта на уровне человеческого глаза
- заменил технику мозаики на технику фрески.
Его известными работами являются «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа», «Явление ангела св. Анне», «Поклонение волхвов».
Во время Раннего Возрождения новое направление архитектурыбыло связано не столько с прямым возрождением античных традиций и ордерной системы, сколько с переработкой Романской итальянской архитектуры.
• Филиппо Брунелесски - возвел "Санта-Мария дель Фьоре" - купол Флорентийского собора (диаметр ок.40 метров).
Скульптура постепенно приобретает самостоятельное значение.
• Лоренцо Гиберти - двери (северная и восточная) для баптистелия (крестильни) во Флоренции.
• Донателло уравнял пластику с архитектурой. Создает свободностоящие статуи. Статуя "Св.Георгия". (ервая статуя с нахмуренными бровями). Первым возрождает конный монумент. "Давид" - 1ая обнаженная свободностоящая статуя со времен античности из меди.
В живописи:
• Мазаччо. "Фрески капеллы Бранкаччи" - впервые вводит в изображение обнаженные фигуры, являлись энциклопедией, на них учились Микеланджело, Рафаэль.
• Сандро Боттичелли (он же Алесандро Филлипеппи) - "Весна" и "Рождение Венеры":
• Пьеро делла Франческа - "Портрет герцога и его жены", "Бичевание Христа".
ЭПОХА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
В архитектуре:
• Донато Браманте – главный архитектор папы Юлия 2. Главное дело жизни - проект собора Св.Петра в Риме
• Андреа Палладио - теоретик, исследователь, крупнейший практик-строитель вт.п.16 века. В отличие от Браманте, искавшего в античном зодчестве формы для их переработки, Палладио видел в античности идеал, который стремился оживить в своих сооружениях. "Вилла Роттонда в Виченце".
В живописи:
• Леонардо да Винчи. "Мадонна с цветком" (или "Мадонна Бенуа"), "Мадонна в гроте" (или "Мадонна в скалах"), "Мадонна Литта", "Дама с горностаем", "Мона Лиза" (или "Джоконда"), «Таяная вечеря», Автопортрет.
• Рафаэль. "Мадонна Канестабиле", "Мадонна в кресле", фреска "Афинская школа", "Сикстинская Мадонна"
• Микеланджело. Просил, чтобы его звали скульптором.
"Пьета" "Давид" (смотрит и оценивает взглядом своего противника), роспись потолка "Сикстинская капелла" (ок.600кв.м., 4 года работал над ней) (Сцена Адама и Бога, Сцена страшного суда), "Святое семейство":
ЭПОХА высокого ВОЗРОЖДЕНИЯ В ВЕНЕЦИИ
Жанр пейзажа получает лидирующее значение, превращается в самостоятельный жанр. Распространены картины небольшого формата маслом.
• Джорджоне "Гроза", "Юдифь", "Сельский концерт", "Спящая Венера".
• Тициан - Патриарх венецианского возрождения. Ему были подвластны все жанры живописи: от тематической картины на мифологические и христианские сюжеты, до пейзажа и портрета. Писал много автопортретов. Известные: "Венера перед зеркалом", "Венера Урбинская", "Даная".
4. Для позднего возрождения характерно сложное восприятие мира, утрата идеалов гармонии мироздания, приходит ощущение того, что человек уже не всесилен и зависит от обстоятельств и окружающей действительности.
• Веронезе. Последний певец 16 века. Известные: "Брак в Кане Галилейской"
• Тинторетто. Многочисленные произведения, написаные на сюжеты мистических чудес. Художник тяготеет к необычному ракурсу изображенных фигур и к резкому освещению форм. "Чудо святого Марка", "Тайная вечеря".

13. Художественные особенности Северного Возрождения.
Охватывало те страны, которые находились севернее от Италии. Оно опаздывает по отношению к Итальянскому на целое столе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: