Дата проведения занятия учебной практики – 9 ноября 2021 года.
Тема занятия учебной практики: Снятие, разборка, изучение конструкции, сборка и установка главной передачи и дифференциала грузового автомобиля.
Цель занятия учебной практики: закрепление знаний по конструкции и принципу работы главной передачи и дифференциала грузового автомобиля, формирование знаний по снятию, установке и проверке технического состояния главной передачи и дифференциала грузового автомобиля.
Задание обучающимся:
1. Изучить материал:
1.1 Конструкция главной передачи и дифференциала:
https://www.youtube.com/watch?v=I375EHIN7ug
https://www.youtube.com/watch?v=NOp_uFn0HUg
1.2. Назначение главной передачи и дифференциала:
https://avtoremtech.ru/zadnii_most_avtomobilya_gaz_53.html
https://www.youtube.com/watch?v=nl7DBkf5KwI
1.3.Разборка главной передачи и дифференциала ГАЗ-51
https://avtoremtech.ru/zadnii_most_avtomobilya_gaz_53.html
https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/remont-glavnoj-peredachi-i-diferentsiala/
1.4.Сборка главной передачи и дифференциала ГАЗ-51
https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/remont-glavnoj-peredachi-i-diferentsiala/
2. Ознакомиться с перечнем монтажного оборудования, приспособлениями, инструментами, используемыми при изучении темы:
— задний мост в сборе (главная передача, дифференциал, задняя балка, полуоси) ГАЗ-53А, главные передачи, дифференциалы автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 в сборе;
-приспособление для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.
3. Изучить порядок выполнения разборочно-сборочных работ:
3.1. Изучить общее устройство заднего (ведущего) моста автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12), для чего изучить порядок частичной разборки, которая проводится его следующим образом:
• отвернуть гайки крепления фланца полуоси и с помощью монтажных болтов сдвинуть полуось с места крепления, извлечь ее из ступицы заднего моста;
• аналогично демонтировать вторую полуось;
• вывернуть из картера редуктора болты крепления стакана подшипников вала ведущей шестерни главной передачи, извлечь стакан вместе с подшипниками и валом, снять стальные регулировочные прокладки;
• вывернуть болты крепления картера редуктора главной передачи и при помощи двух монтажных болтов сдвинуть с места картер редуктора, извлечь его из картера заднего моста вместе с дифференциалом, вывернуть винт упора и снять маслосъемную трубку, снять прокладки;
• вывернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала, пометить крышки и снять их;
• вынуть дифференциал в сборе с ведомой шестерней;
• расконтрить и отвернуть болты, соединяющие обе коробки дифференциала, рассоединить коробки. Ведомую шестерню не снимать, чтобы не повредить полупрезонные болты крепления.
3. 2 Продефектировать детали заднего моста автомобиля ГАЗ- 53А (ГАЗ-53-12), уяснить при этом, как смазываются узлы дифференциала, переднего подшипника вала ведущей шестерни, как правильно должна быть установлена маслосъемная трубка;
• определить места регулировки моста.
3.3 Собрать задний ведущий мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
3.4 Изучить устройство заднего (ведущего) моста автомобиля ЗИЛ-130.
3.5. Частично разобрать задний (ведущий) мост автомобиля ЗИЛ- 130, выполняя при этом следующее:
• отвернуть гайки крепления фланца полуоси к ступице колеса, снять пружинные шайбы, извлечь из гнезд конусные разжимные втулки, монтажными болтами сдвинуть полуось, вынуть ее снять прокладку из-под фланца;
• аналогично снять вторую полуось;
• повернуть задний мост фланцем кардана вверх, вывернул болты крепления картера главной передачи и через скобу, за крепленную на фланце кардана, вытащить подъемником двухступенчатую передачу с дифференциалом;
• расстопорить регулировочные гайки подшипников дифференциала, расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления крышек подшипников дифференциала, снять крышки;
Внимание! Запомнить места установки крышек, так как менять их местами нельзя.
• дифференциал можно не разбирать, так как по устройству он аналогичен дифференциалу автомобиля ГАЗ-53А.
3.6. Продефектировать детали заднего ведущего моста автомобиля ЗИЛ-130. Обратить внимание на смазку переднего подшипника вала ведущей шестерни. Определить места регулировки заднего моста, расположение маслоналивного и контрольного отверстий, клапана-сапуна.
3.7. Собрать задний мост автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Задний мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12):
I — картер заднего моста; 2 — полуось; 3 — маслоуловитель; 4 — винт упора; 5,
II — регулировочные прокладки; 6 — стакан; 7— крышка; 8 — ведущая шестерня; 9 — фланец; 10, 12, 26 — конические роликоподшипники; 13 — пробка наливного отверстия; 14 — цилиндрический роликоподшипник; 15 — стопорное кольцо; 16, 24 — опорные шайбы; 17 — сателлит; 18 — картер главной передачи; 19, 27 — регулировочные гайки; 20 — правая коробка сателлитов; 21 — крестовина; 22— ведомая шестерня; 23 — левая коробка сателлитов; 25 — полуосевая шестерня; 28 — маслосъемная трубка; 29 — канал
Задний мост автомобиля ЗИЛ-130:
1 — фланец; 2 — сальник; 3, 15, 18, 32 — крышки; 4 — шайба; 5 — уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24, 31 — роликоподшипники; 7— стакан; 8— регулировочная шайба; 10, 13 — регулировочные прокладки; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 — ведомое коническое колесо; 16 — ведущая цилиндрическая шестерня (промежуточный вал); 17 — картер главной передачи; 19, 29 — опорные шайбы; 20 — правая чашка дифференциала; 21 — ведомая цилиндрическая шестерня; 22 — полуосевая зубчатая шестерня; 23 — левая чашка дифференциала; 25 — регулировочная гайка; 26 — полуось; 27 — картер моста; 28 — сателлит; 30 — крестовина; 33 — распорная втулка
4. Изучить и записать ИТК в тетрадь.
Инструкционно-технологическая карта № 1
Разборка-сборка главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ-53А
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
1. Снятие полуосей | ||
1.1. Вывернуть пробку и слить масло из заднего моста | Ключ шестигранный | Емкость под масло не менее 8,2 л |
1.2. Отвернуть гайки крепления фланца полуосей | Ключ торцовый 22 мм | |
1.3. Завернуть два монтажных болта в резьбовое отверстие фланца и сдвинуть полуось с места | Ключ гаечный 14 мм | Полуось вынимать осторожно, чтобы не повредить уплотнительную прокладку |
1.4. Извлечь полуось из ступицы заднего моста | ||
1.5. Аналогично снять вторую полуось | ||
2. Снятие главной передачи | ||
2.1. Вывернуть болты крепления картера главной передачи к балке заднего моста | Ключ торцовый 17 мм | |
2.2. Завернуть два монтажных болта и сдвинуть с места картер главной передачи | Ключ гаечный 14 мм | |
2.3. Извлечь картер главной передачи | ||
2.4. Вывернуть винт упора из картера главной передачи | Ключ гаечный 10 мм | Торец упора не должен выступать над торцом прилива картера |
2.5. Расконтрить стопорный болт маслосъемной трубки | Молоток, отвертка, ключ гаечный 10 мм | |
2.6. Вывернуть стопорный болт | ||
2.7. Вынуть маслосъемную трубку | ||
2.8. Расконтрить болты крепления крышек подшипников дифференциала | Молоток, отвертка, плоскогубцы | |
2.9. Ослабить болты крепления крышек | Ключ гаечный 22 мм | Сделать метки на крышках относительно картера |
2.10. Расконтрить болты стопорных пластин гаек подшипников дифференциала | Молоток, отвертка | |
2.11. Вывернуть болты стопорных пластин, снять пластины | Ключ гаечный 10 мм | |
2.12. Вывернуть гайки подшипников | Ключ специальный | |
2.13. Снять крышки подшипников дифференциала | ||
2.14. Вынуть дифференциал (в сборе) из картера главной передачи | Дифференциал для облегчения операции извлечения сдвинуть в сторону ведомой конической шестерни | |
3. Разборка дифференциала | ||
3.1. Вывернуть болты, сое- линяющие коробки сателлитов дифференциала | Ключ гаечный 19 мм | |
3.2. Разъединить коробки сателлитов дифференциала и вынуть: а) полуосевые шестерни; б) крестовину; в) четыре сателлита; г) две опорные шайбы полуосевых шестерен; д) четыре опорные шайбы сателлитов | ||
4. Сборка дифференциала | ||
4.1. Установить поочередно в левой коробке дифференциала, закрепленной на ведомой шестерне: а) опорную шайбу полуосевой шестерни; б) левую полуосевую шестерню; в) крестовину с четырьмя сателлитами и опорными шайбами сателлитов; г) правую полуосевую шестерню; д) опорную шайбу полуосевой шестерни | ||
4.2. Установить правую коробку сателлитов дифференциала | Ключ гаечный | |
4.3. Стянуть коробки болтами | 19 мм | |
4.4 Установить дифференциал (в сборе) в картере главной передачи | ||
4.5. Установить крышки подшипников | Крышки установить на свои места по меткам | |
4.6. Завернуть болты крепления крышек | Ключ гаечный 22 мм | Болты завернуть не до конца |
4.7. Завернуть гайки подшипников | Ключ специальный | Гайки завернуть на одинаковое число оборотов |
4.8. Завернуть до конца болты крепления крышек | Ключ гаечный 22 мм | |
4.9. Установить стопорные пластины | ||
4.10.Закрепить пластины болтами и законтрить болты | Ключ гаечный 10 мм, молоток, зубило | |
4.11.Установить маслосъемную трубку в картере | ||
4.12.Завернуть стопорный болт маслосъемной трубки и законтрить его | Ключ гаечный 10 мм, молоток, зубило | |
4.13. Завернуть винт упора до касания ведомой шестерни, далее вывернуть его на 1 /4 оборота назад | Ключ гаечный 17 мм | 1/4 оборота — 90° |
5. Установка главной передачи | ||
5.1.Установить картер главной передачи на балку заднего моста | Ключ торцовый17 мм | |
5.2.Завернуть болты крепления картера | ||
6. Установка полуосей | ||
6.1. Установить прокладки под фланец полуосей | ||
6.2. Установить левую и правую полуоси | ||
6.3.Завернуть гайки крепления полуосей | Ключ торцовый 22 мм |
5. Изучить и записать в тетрадь:
Инструкционно-технологическая карта № 2
Разборка-сборка главной передачи и дифференциала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
1. Снятие полуосей | ||
1.1. Отвернуть гайки крепления фланца полуоси к ступице колеса, снять разжимные втулки, пружинные шайбы | Коловорот, ключ торцовый 19 мм | |
1.2. Ослабить контргайки двух болтов для снятия полуоси и, завертывая болты, снять полуось и прокладку | Ключи гаечные 17 и 19 мм | Снимать осторожно, чтобы не повредить прокладку |
1.3.Вывернуть два болта для снятия полуоси | Ключ гаечный 17 мм | |
1.4. В такой же последовательности снять другую полуось | Ключи гаечные 17 и 19 мм | |
2. Снятие редуктора | ||
2.1. Вывернуть клапан-сапун из картера заднего моста | Ключ гаечный 11 мм | |
2.2. Вывернуть пробку маслосливного отверстия из картера заднего моста | Ключ специальный | |
2.3. Вывернуть пробку наливного отверстия из картера редуктора | Ключ гаечный 22 мм | |
2.4. Отвернуть болты крепления редуктора к картеру заднего моста и снять их вместе с пружинными шайбами | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
2.5. Снять редуктор в сборе и прокладку | Подъемник | Снимать редуктор осторожно, чтобы не получить травму |
3. Снятие картера подшипников вала ведущей конической шестерни главной передачи | ||
3.1. Отвернуть болты крепления картера подшипников вала ведущей шестерни и снять их вместе с пружинными шайбами | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
3.2. Снять картер подшипников в сборе с валом ведущей шестерни и регулировочными прокладками | Молоток | |
4. Снятие деталей с вала ведущей конической шестерни | ||
4.1. Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец в сборе с отражательным грязевым щитком | Пассатижи, отвертка, шплинтодер, ключ гаечный накидной 41 мм, съемник лапный | |
4.2. Отвернуть болты крепления крышки малого конического подшипника вала ведущей шестерни и снять их с пружинными шайбами | Коловорот, ключ торцовый 14 мм, молоток | |
4.3. Снять крышку малого конического подшипника вала ведущей шестерни с сальником в сборе, прокладки, крышку и шайбу | ||
4.4. Выпрессовать из картера подшипников вал ведущей шестерни в сборе с большим подшипником, регулировочными шайбами и распорной втулкой | Съемник трехлапный | Сепараторы и ролики подшипников должны быть целыми, набеговых дорожках наружных колец подшипников не должно быть задиров. Ведущая шестерня и распорная втулка не должны иметь трещин |
4.5. Снять с картера малый конический подшипник | ||
4.6. Снять с вала регулировочные шайбы подшипников и распорную втулку | ||
5. Снятие и разборка дифференциала | ||
5.1. Отогнуть с граней болтов крепления стопоров регулировочных гаек концы замочных пластин | Зубило, молоток | |
5.2. Вывернуть болты крепления стопоров регулировочных гаек и снять их вместе с замочными пластинами и стопорами | Коловорот, ключ торцовый 14 мм | |
5.3. Расшплинтовать гайки крепления крышек подшипников дифференциала, отвернуть гайки, снять крышки, регулировочные гайки и наружные обоймы подшипников дифференциала | Пассатижи, отвертка, шплинтодер, коловорот, ключ торцовый 27 мм | Крышки подшипников растачиваются в сборе с картером главной передачи и устанавливаются каждая на свое место |
5.4. Снять дифференциал в сборе | ||
5.5. Расшплинтовать, а затем отвернуть гайки болтов крепления обеих половин чашек дифференциала и снять болты | Пассатижи, отвертка, шплинтодер, коловорот, ключ торцовый 27 мм | |
5.6. Снять правую чашку дифференциала, шестерню правой полуоси с опорной шайбой, крестовину с четырьмя сателлитами и их опорными шайбами, ведомую цилиндрическую шестерню главной передачи и шестерню левой полуоси с опорной шайбой | ||
5.7. Снять с шипов крестовины сателлиты с их опорными шайбами | ||
6. Снятие промежуточного вала главной передачи | ||
6.1. Отвернуть болты крепления крышек подшипников промежуточного вала главной передачи и снять их с пружинными шайбами | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
6.2. Снять крышки и регулировочные прокладки подшипников промежуточного вала | ||
6.3. Снять из картера редуктора промежуточный вал в сборе с шестернями и подшипниками | Шестерни не должны иметь трещин, подшипник не должен иметь сколов и повреждений | |
7. Установка промежуточного вала главной передачи | ||
7.1. Установить в картер редуктора промежуточный вал в сборе с шестернями и подшипниками | Молоток | |
7.2. Установить на картере редуктора левую, а затем правую крышки в сборе с наружными кольцами роликовых подшипников и комплектами регулировочных прокладок | ||
7.3. Завернуть болты крепления крышек, подложив под головки болтов пружинные шайбы | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
8. Сборка и установка дифференциала | ||
8.1. Установить на шипы крестовины сателлиты и опорные шайбы | Износ или выкрашивание поверхности пальцев крестовины не допускается. При трещинах, обломах любого характера и расположения коробку дифференциала выбраковывать | |
8.2. Установить опорную шайбу и шестерню полуоси в левую чашку дифференциала | ||
8.3.Установить крестовину в сборе с сателлитами и опорными шайбами в левую чашку дифференциала | ||
8.4.Установить ведомую цилиндрическую шестерню главной передачи на левую чашку дифференциала | Коловорот, ключ | |
8.5.Установить опорную шайбу на шестерню правой полуоси и ввести шестерню в зацепление с сателлитами | ||
8.6.Установить на место правую чашку дифференциала | ||
8.7. Установить в отверстие чашки дифференциала и ведомой шестерни главной передачи бол- ты, завернуть восемь гаек и зашплинтовать их | торцовый 22 мм пассатижи, отвертка | |
8.8. Установить наружные обоймы на подшипники чашек дифференциала, а затем установить дифференциал в сборе в гнезда подшипников картера редуктора | Коловорот, торцевая головка 27 мм, пассатижи, отвертка, шплинты | |
8.9. Установить на шпильки крышки подшипников чашек дифференциала, завернуть гайки крепления крышек, зашплинтовать их | ||
8.10. Завернуть в гнезда подшипников коробки дифференциала регулировочные гайки подшипников коробки дифференциала | Ключ специальный для гаек регулировки роликовых подшипников | |
8.11.Установить на болты два стопора регулировочных гаек и две замочные пластины, а затем завернуть болты крепления стопоров и отогнуть концы замочных пластин на грани болтов | Коловорот, ключ торцовый 14 мм, молоток, зубило | |
9. Установка деталей на вал ведущей конической шестерни главной передачи | ||
9.1. Установить на вал ведущей шестерни распорную втулку и регулировочные шайбы | ||
9.2.Установить картер подшипников на вал ведущей шестерни | ||
9.3. Напрессовать малый роликовый подшипник на вал ведущей шестерни и установить шайбу | Молоток, оправка | |
9.4. Установить прокладку и крышку малого роликового подшипника с сальником в сборе на картер подшипников вала ведущей шестерни | ||
9.5. Завернуть болты крепления крышки, подложив под головки болтов пружинные шайбы | Коловорот, ключ торцовый 14 мм | |
9.6. Напрессовать на вал ведущей шестерни фланец кардана в сборе с отражательным грязевым щитком | Молоток, оправка | |
9.7. Установить шайбу, завернуть и зашплинтовать гайку крепления фланца кардана | Пассатижи, отвертка, ключ гаечный накидной 41 мм, шплинт | |
10. Установка картера подшипников вала ведущей конической шестерни | ||
10. 1 Установить регулировочные прокладки и картер подшипников в сборе с валом ведущей конической шестерни на картер редуктора | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | Прокладки устанавливаются вырезами напротив масляных каналов |
10.2. Завернуть болты крепления картера подшипников вала, подложив под головки болтов пружинные шайбы | ||
11. Установка редуктора | ||
11.1. Установить прокладку редуктора и редуктор в сборе на картер заднего моста | Молоток, оправка | |
11.2. Завернуть болты крепления редуктора к картеру заднего моста, подложив под головки болтов пружинные шайбы | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
11.3. Завернуть пробку наливного отверстия в картер редуктора | Ключ гаечный 22 мм | |
11.4. Завернуть пробку маслосливного отверстия из картера заднего моста | Ключ специальный | |
11.5. Завернуть клапан-сапун в картер заднего моста | Ключ гаечный 11 мм | |
12. Установка полуосей | ||
12.1.Установить прокладку фланца полуоси на шпильки ступицы колеса | ||
12.2.Установить полуось в кожух заднего моста | ||
12.3. Установить разжимные втулки и пружинные шайбы на шпильки и завернуть гайки | Коловорот, ключ торцовый 19 мм | |
12.4. Завернуть два болта для снятия полуоси и затянуть их контргайки | Ключи гаечные 17 и 19 мм | |
12.5. В той же последовательности установить другую полуось |
6. Составить инструктаж по Технике безопасности и Охране труда при выполнении работ по снятию, разборке, сборке и установке главной передачи и дифференциала грузового автомобиля.