Конспект занятия по чтению художественной литературы
на тему:
«Чтение сказки В.Катаева «Цветик - семицветик»
Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности.
Ход занятия
I. Орг. Момент.
В.: Ребята, отгадайте загадку.
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратится
Грусть, тоска ее боится
Что это? (Улыбка)
В.: Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.
II. Основная часть.
В.: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась –
путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.
А для того, чтобы нам отправиться в это путешествие нужно сказать волшебные
слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
- Вам знакомы эти слова?
-Кто говорил эти волшебные слова? (девочка ____________Женя)
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (о сказке «Цветик – семицветик»)
В.: Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный, который исполняет желания. Мы знаем много разных сказок. хорошо знаем сказку о Буратино-этот герой, шалун и озорник, обрел всенародную
известность. Также хорошо знаем сказку «Муха-Цокотуха» и многие другие сказки
известных писателей.
В.: Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного или ловкого солдата. Какие бытовые сказки вы знаете?
В.:Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг
другу в гости и даже учиться в школе. Какие сказки о животных вам известны? Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. А
какие волшебные сказки вам известны?
1. Сообщение темы.
В.: Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-
семицветик».
В.: Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда
несет собой мудрую мысль. А какую мысль хочет донести до читателя Валентин
Петрович Катаев мы узнаем после того как прочитаем сказку.
(В. Катаев, показ портрета писателя)
III. Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
(дети садятся на стульчики)
2. Чтение сказки «Цветик-семицветик»
3. Беседа о прочитанном
- Ребята, вам понравилась эта сказка?
-Какая эта сказка? (Волшебная)
-Почему вы так думаете? (В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все,
что желает Женя и происходят чудеса).
-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)
-Какие свои желания исполняла Женя? (ответы детей)
-Какие Женины желания показались вам важными?
-Объясните, почему вы так думаете?
(Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у
которого больные ноги.)
-А понравился ли ей мальчик? Ей стало жаль мальчика? Почему?
(Да. Она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть.
Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя
впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)
-Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнялось желание?
-Представьте себя, на месте Жени, какие бы вы желания загадали?
Ответы детей.
4. Работа с моделью волшебного цветка.
- Молодцы ребята, сказку вы знаете. У меня для вас тоже есть цветик -семицветик.
(Показываю стебель с недостающими лепестками).
1 лепесток –
2 лепесток –
3 лепесток –
4 лепесток –
5 лепесток –
6 лепесток –
7 лепесток –
В.: Ой, а что с ним произошло, как вы думаете? (ответы детей)
-Каких лепестков не хватает? (желтого, красного, синего, зеленого)
-Куда исчезли лепестки? (ответы детей: исполняли желания Жени)
(на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)
Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.
Красный – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Фиолетовый– Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Оранжевый – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Желтый - Вели, чтоб все игрушки стали мои!
Синий - Вели, чтоб все игрушки вернулись в магазин!
Розовый – Вели, чтоб Витя был здоров!
IV. Итог занятия.
В.: Вот и закончились наши удивительные приключения!
- Давайте вспомним кто написал эту сказку?
- Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы
Должны научиться?
-Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на
волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)
Этот цветок останется в нашей группе и первая загадаю желание. Я желаю вам
быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы Цветику
– семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.
-Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста!
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет!
Доброта от холода согреет!
Если доброта как солнце светит!
Радуются взрослые и дети!
Почему важно делать добро? __
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Поезд»
Программные задачи:
- Закреплять знания по теме «транспорт», воспитывать уважение к профессиям на транспорте.
- Совершенствовать умения аккуратно работать с бумагой и клеем, срезать углы у квадратов и прямоугольников, создавать из элементов целостную композицию, развивать цветовосприятие, мелкую моторику.
- Упражнять в вырезании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой.
- Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения.
Оборудование:
- Картинки с изображением разнообразных транспортных средств.
Материалы для аппликации:
- Клей ПВА, кисточки, салфетки, клеенки, белый картон размера А4 с заранее нарисованной железной дорогой, детали геометрической формы из цветной бумаги, ножницы.
Предварительная работа:
- Наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», дидактические игры по теме, беседы о правилах дорожного движения, профессиях на транспорте, чтение художественной литературы по теме.
Ход занятия.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг:
ТЫ- мой друг и Я - твой друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся! (Дети становятся в круг, дарят улыбку друг другу.)
Улыбнувшись друг другу, вы подарили частичку хорошего настроения своему товарищу. Когда рядом хороший друг, то любая беда не страшна. С другом всегда веселее. Вы согласны со мной?
Мотивационный момент.
А особенно приятно с другом отправиться в путешествие.
- Вы хотели бы отправиться в путешествие со своим другом? (Ответы детей.)
Скажите, а на чем можно отправиться в путь? (Дети перечисляют виды транспорта.)
- Молодцы! Вы назвали много видов транспорта: и водный, и воздушный, и наземный.
Д/и с движениями «Едет, плавает, летает» (наземный транспорт - дети держат руль, воздушный – изображают крылья самолета, водный - показывают, как плывут).
- Молодцы! Справились!
- А сейчас внимательно послушайте загадку про один из видов транспорта: Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой. (Поезд.)
Рассматривание иллюстрации с изображением поезда.
- Давайте же посмотрим, из чего же состоит поезд?
Перед вами паровоз-главный вагон, в котором сидит машинист и управляет поездом. К паровозу прикреплены вагоны, в которых едут пассажиры.
Посмотрите, из каких деталей он состоит? (У него есть стены, колеса и окна.)
У поезда бывает очень много вагонов, и такой поезд называют состав.
- Хотите отправиться в путешествие на поезде?
Тогда по вагонам!
Физминутка «Мчится поезд».
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
(Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребёнка.)
Паровоз пыхтит.
Тороплюсь!- гудит.
Тороплюсь! Тороплюсь!
(Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит звук паровоза.)
Основная часть.
- А сейчас присаживаемся на свои места.
Посмотрите, железная дорога есть, а поезд еще не прибыл на станцию. Что же делать? Как нам отправляться в путь? (Предложения детей сделать поезд самим.)
У вас на столе лежат детали для нашего поезда. Давайте, их внимательно рассмотрим и подумаем, что из них можно будет сделать.
Из больших прямоугольников сделаем вагоны, из квадратов – круглые колеса, а из узкой полосочки путем сложения – окна.
Воспитатель показывает, как выполнять. После дети самостоятельно приступают к работе. Повторить правила безопасного обращения с ножницами.
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, какие чудесные у нас получились поезда!
Теперь смело можно отправляться в путешествие!
Все молодцы!
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»
Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.
Цель: активизировать словарь детей.
Ход работы: