Особенности итальянского Просвещения: Дж.Вико, Ч. Беккария




Италия эпохи Просвещения:

- зависела от Испании;

- имела неразвитый буржуазный класс;

- подчинялась католической религии.

Политико-правовая концепция Дж. Вико (1668-1744) интересна тем, что при объяснении вопросов государства и права философ применил историко-сравнительный метод и детерминистский подход.

Историко-сравнительный метод позволяет разделить историю развития государства и права на следующие этапы: эпоха богов; эпоха героев; эпоха людей.

Эпохе богов были присущи следующие признаки:

- доминирование религии во всех сферах человеческой деятельности; - отсутствие позитивных законов;

- замена позитивных законов положениями религии;

- неоднородность социальных интересов. Эпохе героев были присущи:

- господство военной аристократии;

- использование власти в интересах малой группы людей;

- жестокое подавление восстаний низших слоев населения.

Для эпохи людей были характерны:

- республиканско-демократическое устройство;

- господство права, равного для всех;

- гарантированность прав граждан.

Каждому государству надлежит пройти эти шаги.

Детерминистский подход заключался в констатации обусловленности (предопределенности) всех социальных явлений, государства, права.

Чезаре Беккариа (1738-1794) был родоначальником классической школы уголовного права.

Беккариа разделял историю развития человеческого общества на периоды: естественного состояния; гражданского состояние.

В период естественною состояния жизнь людей была наполнена войнами и конфликтами.

В период гражданского состояния создается государство, которое было призвано обеспечить гарантии безопасности и спокойствия.

Основой государства Беккариа считал общественный договор, а целью его образования - достижение счастья наибольшим количеством людей.

Способ достижения счастья я блага большинством, по Беккариа, заключается.

- в устранении социального неравенства;

- предоставлении равных прав всем слоям населения; - просвещении низших слоев граждан населения;

- передаче власти просвещенному монарху. Идеи Беккариа относительно права состояли:

- в издании справедливых законов;

- установлении обязательности законов для представителей всех сословий;

- выделении типа "врожденного преступника'', чье поведение обусловлено аномальной генетической природой, и своевременном принятии мер по отношению к представителям данного типа личности.

29. Консерватизм в Европе: Д.Юм, Э.Берк, Жозеф де Местр, Луи де Бональд, К. Галлер.

Общими чертами работ представителей европейского консерватизма можно считать присутствие в них:

- моральной критики идей либерализма, республиканизма;

- положений в поддержку монархии и основ религии;

- критики политических идей просветительского рационализма;

- утверждений в защиту традиций, устоев;

- негативного восприятия социальных перемен.

Давид Юм (1711-1776) выступил одним из первых критиков идей европейского Просвещения.

Он обосновывал превосходство опыта над разумом и критиковал:

- представителей пуританского течения и состояние духовной сферы в целом;

- намерения последователей Просвещения провести реформы в сфере юриспруденции.

В духовной сфере Юмом критиковались:

- тенденции к упрощенному и самостоятельному толкованию Библии людьми;

- попытки применения идей естественного права к проблемам возникновения и развития государства и права.

В правовой сфере Юм:

- отстаивал идею о неспособности человеческого разума самостоятельно создать новые правовые нормы;

- призывал следовать традициям и опыту;

- обосновывал идею, что все нормы судопроизводства есть также результат исторического развития общества.

В дальнейшем на работах Юма основывались представители консерватизма - Местр, Бентам, Кант и Хайек.

Эдмунд Берк (1729-1797) придерживался следующих взглядов на проблему сущности государства:

- государство является творением Бога;

- цель создания государства - установление связи между людьми;

- закон в государстве - един, он - выражение воли Бога;

- только монарх и министры, утвержденные органом народного представительства, в силах применить закон на практике, без участия их любой закон – ничто.

Наилучшая форма правления - конституционная монархия.

Местр (1753 - 1821)

О сущности права:

- признавал теорию божественного, а не естественного права;

- отрицал возможности человека участвовать в творении законов бытия и в их реализации в жизни.

Относительно сущности государства:

- государство возникает до появления общества;

- оно подобно живому существу (органическая теория государства);

- идеальное государство имеет формой правления монархию, эта форма наиболее соответствует воле Бога;

- монархия может быть утверждена только при помощи религии (католичества), а роль последней инстанции во всех конфликтах должен играть Римский Папа.

Луи де Бональд (1754 - 1840) основным положением своей доктрины считал доминирующую роль религии в вопросах государства, права и иных социальных институтов.

Бональд о сущности государства и права:

- государство, право и иные социальные институты имеют своим источником природу человека;

- цель государства и религии - сдерживание человеческих страстей, человек эгоистичен по природе.

Государство представляет собой совокупность семей, объединившихся с целью обеспечения безопасности себе и своему имуществу.

Бональд представлял классификацию государств:

- истинные государства, чьи законы отражают веления природы и являются выражением общей воли;

- извращенные государства, чьи законы выражают частные воли, конфликтующие между собой.

Приводя классификацию форм правления, Бональд считал монархию наилучшей, а республику и демократию - наихудшими формами, так как они являются «ступенькой» к тирании.

Карл Галлер (1768-1854) посвятил всю свою жизнь борьбе с идеями Просвещения и революции.

Его взгляды:

- опровержение идеи общественного договора как противоречащей историческим фактам;

- представление о государстве как о частной собственности государя, дарованной ему Богом;

- представления о естественном законе как произошедшем от Бога установления подчиняться сильнейшему;

- утверждение о ненужности законов, помимо монарха.

30. Учение Канта о государстве и праве.

Характерными чертами немецкой идеологии рубежа XVIII-XIX вв. была:

- укрепление положения феодалов и дальнейшего усиления гнета крестьян;

- экономическая отсталость страны; - установление религиозного плюрализма;

- появление новых философских направлений - классического немецкого идеализма и диалектики.

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии.

Отличительные черты правовой доктрины Канта:

- мораль и право едины по своему источнику и цели. Источником является разум индивида, а целью - установление всеобщей свободы;

- отличие морали от права заключено в способе принуждения. Мораль основывается на принуждении человека внутренними, а право - внешними условиями.

Право является совокупностью условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

В совокупность условий Кант включал:

- наличие гарантий прав собственности и гарантий иных личных прав граждан;

- существование законов и гарантий их принудительного исполнения;

- всеобщее равенство перед законом;

- судебный порядок разрешения споров.

Взгляды Канта о сущности государства:

- государство - это соединение людей, подчиненных правовым законам. Оно строится на основе общественного договора и народного суверенитета;

- общественный договор является «идеей разума», которая помогает законодателю оформить закон так, чтобы его смысл мог исходить из объединенной воли народа;

- народный суверенитет - это право народа устанавливать порядок в государстве посредством принятия законов, которые выражают его интересы. Кант предлагал ввести представительство народа в законодательном органе, наделенном правом отклонять указы правительства лишь в исключительных случаях;

- правовые законы напрямую связаны с теорией разделения властей, законодательный орган (парламент) должен издавать законы, исполнительный орган (правительство) - выполнять, а судебные органы - охранять их.

Классификация форм государства Канта:

- республиканская форма правления;

- деспотическая форма правления.

При республиканской форме государства учитывался принцип разделения властей, в то время как деспотизм основывался на принципе самовластного исполнения государственных законов, данных им самим.

31. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и праве.

Учение Георга Гегеля (1770-1831) представляет собой этап наивысшего развития немецкого идеализма.

Главные положения взглядов Гегеля:

- абсолютная идея - охарактеризована Гегелем как первичная реальность, то есть то, что не имеет начала и вечно. Она и является источником всего;

- диалектический метод. Смысл диалектического метода заключен в представлении процесса развития абсолютного духа в виде следующих стадий: тезис, антитезис, синтез.

Процесс развития системы знании:

- логика;

- философия природы;

- философия духа.

Государство и право Гегелем представлены как предмет изучения философии духа. Она исследует процесс развития сознания человека. Дух в своем развитии проходит следующие ступени:

- субъективный дух. К этой совокупности знаний относятся науки: психология, феноменология, антропология;

- объективный дух. Сюда отнесены абстрактное право, мораль, нравственность;

- абсолютный дух (искусство, религия и философия). Категории «государство» и «право» были отнесены к сфере объективного духа.

Составляющие элементы объективного духа (абсолютное право, мораль и нравственность) обладают следующими характеристиками:

- абстрактное право - определяется как теоретическая правоспособность любого человека. Оно выражается в праве на собственность, праве заключать договоры и праве требовать защиты своих прав от посягательства. Его положения представлены в идее запретов;

- мораль - представляет собой сферу не возможного (теоретического), а должного поведения человека. Здесь важную роль играют такие понятия, как добро зло, совесть, вина;

- нравственность - понятие, объединяющее мораль и абстрактное право.

Нравственность формируется в следующих объединениях людей:

- семье. Семья является объединением людей на основе любви и взаимопомощи;

- гражданском обществе. Гражданское общество представлено как объединение людей, основанное на общем интересе;

- государстве. Государство - высшая форма нравственности, призванная объединить гражданское общество и семью.

Относительно сущности права Гегель высказывал следующие идеи:

- проводил различия между философским и прикладным понятиями права. Философское понятие представлено как «идея права», а прикладное понятие используется юриспруденцией на практике;

- разделял понятия «идея права» и «позитивное право». «Идея права» определяется как положения законов природы, в то время как позитивное право - это нормы определенного государства, чье исполнение гарантировано его охранительными органами.

Гражданское общество представлено как совокупность: - потребностей; - правосудия; - полиции; - корпорации.

Структуру гражданского общества составляют:

- сословия, связанные с землей (крестьяне и дворяне);

- представители промышленной сферы (рабочие, фабриканты);

- общее сословие (чиновники).

В гражданском обществе основу составляет закон экономики. Государство же стремится синтезировать экономический закон и законы этики. Именно оно выступает связующей силой для гражданского общества и семьи.

Концепция Гегеля о сущности государства:

Государство - высшая форма нравственности;

Цель государства - благо общества, а не граждан.

Внутреннее устройство государства:

- установление монархии как идеальной формы правления;

- применение принципа разделения властей на законодательную, правительственную и королевскую ветви. Судебная власть:

- часть правительственной или королевской, а королевская власть - основа первых 2 властей;

- учреждение структуры государственных органов: монарх; правительство; двухпалатный парламент.

Королю принадлежит последнее слово при принятии закона.

Правительство выступает как совещательная инстанция.

32. Политические идеи и программы декабристов. "Русская правда" Н. Пестеля, "Конституция" Н. Муравьева.

Декабристы стали основоположниками дворянского революционного движения.

Факторами, обусловившими появление данного течения, стали:

- победа России в Отечественной войне 1812 г.;

- последовавшие за ней заграничные походы русской армии;

- появившаяся возможность дворян ознакомиться с произведениями западноевропейских мыслителей;

- послевоенное усиление крепостного гнета;

- увеличение числа крестьянских восстаний.

Внутри движения декабристов выделились: радикальное течение (Пестель) и умеренное течение (Муравьев).

Общими целями обоих течений были:

- отмена крепостного права;

- ликвидация самодержавия;

- организация государственной власти в виде конституционной или представительной монархии либо республики;

- провозглашение всеобщего равенства прав граждан.

Но способы достижения ройных целей были различны.

Никита Муравьев (1795-1843) в качестве программного произведения умеренного течения декабристов разработал «Конституцию», в которой провел попытку применить зарубежный правовой опыт к русской действительности.

Россия в проекте Муравьева была представлена в виде федеративного государства, состоящего:

из 13 держав; 2 областей (Московской и Донской); 368 уездов.

Столицей предполагалось, как и у Пестеля, сделать Нижний Новгород.

Наилучшей для России формой правления Муравьев представлял конституционную монархию.

В сфере организации верховной власти Муравьев предлагал разделение ее на 3 ветви:

законодательную; исполнительную; судебную.

Законодательная власть, по плану Муравьева, была представлена 2 палатами Народного веча:

Верховной думой и Палатой народных представителей.

Дума состояла из 42 членов, избранных на 6 лет собраниями держав и областей.

Палата народных представителей включала в себя 450 членов, избранных гражданами.

Полномочия законодательного органа, по Конституции Никиты Муравьева, включали в себя право:

принимать законы; отменять законы; объявлять амнистию; решать вопросы о налогах и пенсиях; утверждать бюджет.

Исполнительная власть передавалась императору и его министрам. Император был уполномочен:

сохранять и защищать конституцию; назначать глав приказов; выполнять дипломатические функции; командовать военными силами; делать замечания по поводу принимаемых законопроектов; созывать палаты парламента.

Судебная власть была представлена системой: уездных совестных судов; съездов совестных судов; областных судов; верховным судилищем.

Частично судебными функциями наделялась Верховная дума (в случае правонарушения, совершенного должностным лицом).

Крестьянский вопрос Муравьев предлагал решить при помощи проведения мероприятий по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Землю Муравьев первоначально оставлял за ее владельцами, но потом предложил частичную ее передачу крестьянам. Количество капитала и размер земельного надела явились основным критерием для разделения всего общества на сословия. Муравьев в конституции применил имущественный ценз для выявления граждан, способных участвовать в решении государственных дел.

Павел Пестель (1793-1826) был одним из основных участников радикального направления. Свои политико-правовые взгляды он оформил в программном произведении «Русская правда».

Пестель предлагал план по реформированию устройства российского государства.Одними из первых мероприятии он считал:

- освобождение всех крестьян;

- отмену крепостного права;

- наделение каждого землей.

Проблему раздела земли Пестель предлагал решить следующим образом:

- разделить землю на волостные и частные участки;

- волостную землю делят между всеми членами волости, она не может быть продана или заложена;

- частная земля предназначена для совершения земельных сделок, то есть участок может быть свободно продан или заложен.

Целью данного проекта было обеспечение прожиточного минимума. Передача земли от землевладельцев к крестьянам должна была произойти постепенно, путем выкупа ее или выплаты оброка.

Далее Пестель предлагал изменить форму государственного устройства, представляя Россию унитарным государством с республиканской формой правления.

Территорию России предлагалось разделить:

на 10 областей; 3 удела.

Столицу России перенести в Нижний Новгород, являвшийся географическим центром страны и городом с демократическими традициями (Минин, Пожарский и др.). Государственные органы должны были составить следующую систему: Народное вече; Державная дума; Верховный собор.

Члены Народного веча избираются на 5 лет, при этом пятая часть его должна была ежегодно переизбирается. Полномочиями Народного веча являются: принятие законов и объявление войны или мира.

Державная дума представляет собой орган исполнительной власти Она должна была состоять из 5 человек, избираемых на 5 лет. Каждый из ее членов на один год избирается президентом. В полномочия Державной думы входит: проведение военных действий и участие в переговорах.

Члены Верховного собора представляли «блюстительную» власть в государстве. Это учреждение состояло из 120 судей (бояр), избранных пожизненно. Кандидатуру каждого из бояр предлагает губерния, а Народное вече назначается эту должность. Функции Верховного собора:

- проверка текстов будущих законов;

- назначение одного из своих членов в каждое министерство Державной думы;

- назначение Главнокомандующего военными силами России;

- передача суду любого чиновника за злоупотребления властью.

Местное самоуправление было представлено системой народных собраний, представленной: волостными; уездными; губернскими собраниями.

Представители каждого из собраний выбирались непосредственно жителями того или иного региона.

Правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления Пестель предлагал наделить каждого россиянина, достигшего 20 лет. Исключение составляли лица, находившиеся в личном услужении.

Помимо избирательного права, предлагалось закрепить законом:

- равенство прав всех граждан;

- право на неприкосновенность личности;

- свободу слова и мысли;

- свободу собрания;

- свободу совести и т. д.

Помимо правовой сферы и сферы государственного устройства, Пестель предлагал провести реформы в сфере законодательства:

- ввести народное обсуждение для «заветных» законов;

- составить Государственное Уложение, то есть новый Свод законов.

Правосудие Пестель строил на принципах:

- равенства всех перед законом и судом;

- неизбежности наказания; - справедливости судей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: