Технология досуговой деятельности включает несколько основных этапов, которые необходимо учитывать всем организаторам досуга.
Подготовительный этап представляет моделирование и построение досуговой программы. Сначала необходимо четко сформулировать цель планируемого мероприятия. По статистике, всего 11,6% специалистов точно называют цель проводимой ими программы. Отсюда можно сделать вывод об эффективности остальных мероприятий, ведь основным критерием эффективности является соответствие конечного результата поставленной цели. Перед организаторами встает задача добиться от участников понимания целесообразности общей работы, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи.
Подготовительный этап предполагает анализ известных досуговых программ, их отличительных особенностей и перенесение целого мероприятия или его элементов в местные условия. Также необходимо адаптировать содержание программы и к творческим возможностям организатора. При этом необходимо ввести элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств. В результате будет создана новая (авторская) модель программы.
Построение досуговой программы начинается с творческого замысла драматурга. Драматургия здесь выступает в качестве концепции сюжетно-образного построения и проведения программы как массового действа. Если в театральном искусстве в качестве исходного материала выступает пьеса, которая строится на основе художественного вымысла, то в досуговой деятельности исходным является сценарий, сформированный на основе реального фактического материала (документов, событий, персоналий). В театре драматургическая концепция определена границами пьесы, а в досуговой программе – общественно значимым событием, выраженным в художественной форме. Сценарий досуговой программы не является самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к действию, поэтому он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.
Воплощением досуговой программы занимается режиссер. В его задачи входит идейное истолкование сценария драматурга, его творческая интерпретация, распределение ролей, решение постановки во времени и пространстве, проведение репетиций, подбор выразительных средств (музыки, света, костюмов, декораций).
Основной этап – проведение программы – представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников.
Классическая структура композиции досуговой программы состоит из нескольких элементов:
• экспозиция – начало события, задача которого состоит в погружении в атмосферу мероприятия, подготовка к восприятию, установление режима общения (представление гостей, церемониал знакомства, звуковые, световые, технические эффекты, которые сопровождают начало досугового мероприятия);
• завязка – исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, своего рода пролог дальнейшего действа, заставляющего следить за развитием событий;
• основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой укладывается практически весь сюжет программы (его длительность определяется сюжетным ходом). Основная часть программы может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы);
• кульминация – наивысшая точка эмоционального накала участников досуговой программы, смысловой центр композиции (хореографическая композиция с факелами, фейерверк и т.п.);
• развязка – завершение сюжетной линии мероприятия (заключительное событие, подведение итога, разрешение конфликта, завершение сюжета);
• финал – это фрагмент полного завершения сценического действия (бурные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, общая песня и т.п.).
И, наконец, заключительный этап работы над программой – анализ ее проведения. От него во многом зависит качество последующего мероприятия. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения программы и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства досугового работника.