Тема: Характер использования стилистически маркированных лексических средств
Представляется, что для полноценного анализа стилистически маркированной лексики необходимо сначала изучить не только ее понятие и признаки, но и разобраться в том, какие встречаются виды этой лексики. С этой целью предлагается рассмотреть различные классификации, встречающиеся в науке.
В связи с тем, что стилистически маркированная лексика присуща разным стилям речи и встречается во всех из них (пусть и в разной степени), представляется необходимым в первую очередь привести классификацию лексики вообще по стилям, а уже после рассматривать классификацию непосредственно лексики стилистически маркированной.
Итак, разберем лексику по отношению к различным стилям речи.
Классификация лексики по стилям речи
В лексикологии встречается большое разнообразие подобных классификаций. Приведем только те, которых придерживаются в той или иной мере многие ученые.
Классификация 1
I. Лексика, относящаяся к научному стилю:
· 1. профессиональные термины, то есть слова, которые употребляются специалистами в узкой сфере (технической, научной, лингвистической) - mortgage (ипотека), patent (патент), exemption clause (оговорка);
· 2. общенаучные термины, которые употребляются в разных отраслях - placebo (плацебо), hi-tech (высокие технологии);
· 3. слова, которые не являются терминами, но по своему значению они все-таки тяготеют к текстам научного содержания - to state (утверждать), a research (исследование), an analysis (открытие).
II. Лексика, относящаяся к официально-деловому стилю:
· 1. Юридические термины- aclaim (ходатайство), asuspect (подозреваемый), a manslaughter (непреднамеренное убийство);
· 3. слова, которые не являются терминами, но употребляются в документах - to receive a notice (получить уведомление).
III. Лексика, относящаяся к публицистическому стилю:
· 1. общественно-политическая лексика - governor (глава, например, населенного пункта), welfare (благосостояние);
· 2. возвышенная лексика - immortality (бессмертие), desire (желание);
· 3. метафорическое и образное значение обычных слов - cats and dogs (raining) (лить как из ведра (о дожде)), a sunny smile (сияющая улыбка), to purr with delight (урчать от удовольствия).
Важно иметь в виду, что публицистическая лексика особенно отличается броскостью и образностью слов.
IV. Лексика, относящаяся к высокому стилю. Особенностями данного являются возвышенность, приподнятость, поэтичность, торжественность noble (благородный), glory (слава).
V. Лексика, относящаяся к разговорному стилю:
· 1. Собственно разговорные слова. Они обладают некоторым оттенком сниженности (если их сравнивать с межстилевыми словами, употребляемыми во многих сферах общения (to hike - гулять, ходить пешком; а pine - ананас).
· 2. Разговорно-бытовые слова - это лексика, которая применяется при повседневном общении - Take it easy, Relax (Все в порядке), He gave me a lift (Он подбросил меня (до дома)).
· 3. Разговорно-терминологические слова - это такие слова, которые появляются из уже существующих терминов путем снижения лексик).
VI. Лексика, относящаяся к просторечному стилю:
Отдельно выделяют также грубо-просторечные слова, которые выходят за пределы литературного языка - a sad drunkard («горький пьяница»), a bonehead («твердолобый»).
Подвидом просторечных слов являются вульгаризмы - бранные, непристойные слова (bloody, fuck).
Как видно, в данной классификации выделяют семь типов лексики по ее отношению к семи различным стилям речи (научный, официально-деловой, публицистический, высокий, разговорный, просторечный художественный). Приведенные примеры показывают, что в каждом стиле присутствует маркированная лексика.
Необходимо ответственно подходить к выбору лексических средств
Тема:Термин в публичной речи, его функционирование
Устная или письменная
По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи:
ориентированность на слушателя;
эмоциональность, непосредственность;
использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).
Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи:
она далеко не всегда спонтанна – напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена;
она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле – напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов.
Качество публичной речи
На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы.
Например, психологические:
заинтересованность говорящего в предмете речи;
желание аудитории слушать выступление;
доступность и занимательность тематики и т.д.
Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.
Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.
И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести:
владение нормами русского литературного языка;
умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
умение правильно и доступно строить высказывания.
Жанры публичной речиРазличные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.
Первый из них – это общественно политические речи. Примерами могут служить
выступление кандидата в депутаты;
политический обзор;
доклад на партийном собрании и тому подобное.
Выступление на научную тему:
доклад;
лекция в институте;
выступление на научной конференции и т.п.
Торжественные речи – это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им.
Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика – сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь. И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи.
Принципы построения публичной речи
Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение.
Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.
В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис.
Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели.
Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным.
Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения.Что мы узнали?Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.