Известно, что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы — около берез, рыжики — в сосновых и еловых лесах, подосиновики — около осин.
Проблема: с чем связано такое «доброжелательное соседство» грибов и деревьев.
(Это объясняется тем, что между определенными видами деревьев и грибов устанавливается полезная как одному, так и другому организму тесная связь, т. е. симбиоз. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и проникают внутрь его, образуя грибокорень или микоризу.)
Учитель. Ребята, а кто знает, сколько лет может расти грибница? Вот сейчас я прочитаю вам одну задачу, а заодно и узнаю, как вы дружите с математикой.
Разрастание грибницы идёт во все стороны ра-диально, т. е. по кругу, и ежегодно увеличивается всего лишь на 20 сантиметров. Установите возраст грибницы, если радиус круга равен 6 метрам.
= 30 лет |
Именно поэтому грибы нужно со-
0,2 м
бирать очень осторожно, стараясь не повредить грибницу гриба. А вот развитие взрослого гриба протекает очень быстро. Например, у белого гриба созревание наступает на пятый день роста. Вес гриба меняется так: в первый день он весит 2 г. В конце четвёртого дня — 190 г. Сколько же будет весить созревший белый гриб? Будьте очень внимательны, ведь грибная охота — занятие для внимательных и наблюдательных.
Да, теперь я убедилась, что вы очень многое знаете о грибах и умеете их собирать. Но всё-таки позвольте вам ещё раз напомнить, какие правила следует соблюдать при сборе грибов. (Буклет)
А что это за странный гриб? Трутовик? Как бороться с ним?
Презентация ученика
«Трутовики. Меры борьбы с трутовиками»
Учитель. А теперь давайте заглянем в огород. Здесь нас ждёт встреча с представителями класса Оомикота.
Этот класс объединяет несколько сотен видов — от примитивных водных организмов до высокоспециализированных паразитов наземных растений. Несмотря на такое экологическое разнообразие, оомицеты чрезвычайно однородны онтогенетически, химически и физиологически и четко отличаются от других настоящих грибов. Оомикота — организмы, вегетативное тело которых состоит из длинных, не разделённых перегородками клеток. Перегородки возникают только при образовании органов размножения — спорангиев, спорангиоспоры, или зооспоры, имеющей два жгутика. При переходе оомицетов на сушу спорангии не образуют зооспор, а формируют отдельные неподвижные споры (конидии).
Обитают преимущественно в водной среде, где вызывают раневые инфекции рыб или являются сапротрофами. Другие являются паразитами
№ 3 (75) март 2017 г.
БИОЛОГИЯ. ВСЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
высших растений, в частности, к оомицетам относится Phytophtora infestans, вызывающая фитоф-тороз картофеля, ставший одной из причин катастрофического «картофельного голода» в Ирландии 1845-1849 гг.
Презентация о грибах, являющихся паразитами высших наземных растений, — «Грибы рода Фитофтора. А вот интересное сообщение на тему «Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы».
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Создайте образ представителя грибного царства (синквейн)
1-я строка — название синквейна; 2-я строка — два прилагательных; 3-я строка — три глагола; 4-я строка — фраза на тему синквейна; 5-я строка — существительное.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С.28-30.
Желающим реализовать себя в творческих видах деятельности предлагаются дополнительные задания на выбор:
♦ сочинить собственный рассказ или стихотворение на «грибную» тему;
♦ собрать интересные рецепты приготовления грибных блюд (из литературных источников, а еще лучше — расспросить маму).
УРОК 4 «ГРИБЫПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Девиз урока: «Ты помни: мира не узнаешь, не изучив родного края».
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через расширение знаний о грибах Псковской области.
Задачи урока:
• образовательная: познакомить с разнообразием грибов Псковской области;
• развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
• воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, воспитание внимательности и наблюдательности, любви к природе; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Оборудование: учебное пособие «Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие / Д. Н. Судницына и др. — 2-е изд., испр. и доп. — Псков: ПОИПКРО, 1998»; учебник Н. И. Сонина и В. Б. Захарова для 7-го класса «Многообразие животного мира», муляжи грибов, мультимедийная установка, компьютерная презентация к уроку.
ХОД УРОКА