Общие правила построения выступления.




2.1. К числу общих правил построения выступления принадлежит правило "золотого сечения", которое направляет поиск оптимальных пропорций структурных частей речи. Такое терминологическое наименование было дано знаменитым гением Возрождения Леонардо да Винчи, однако сущность данного правила известна еще со времен античности и прилагалась к творениям разных видов искусств, в первую очередь, пластических. Применительно к ораторскому выступлению формулировка правила звучит так: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания, или, представляя очерченную пропорцию в виде условно-символического уравнения: вступление + заключение = выступления.

2.2. Еще одной фундаментальной закономерностью построения речи является "фактор края" ("эффект границы"). Его сущность касается психологии восприятия и памяти в целом, сводясь к следующему: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина. В отношении ораторской речи это значит, что подготовка композиционного обрамления (вступления и заключения) требует особого внимания и тщательности.

В теории и практике ораторского искусства на отмеченное обстоятельство обращалось внимание издавна. Неслучайно в черновиках Демосфена после его вынужденного самоубийства обнаружилось около 50 вариантов возможных вступлений к ораторским произведениям на различные темы. Эти предварительные заготовки должны были позволить найти такое начало даже импровизированной речи, которое бы захватило внимание слушателей и обеспечило нужную тональность их восприятия.

Вместе с тем в литературе по общей психологии данная закономерность носит имя немецкого ученого XIX ст. Германа Эббингауза (упоминается как "закон Эббингауза"), и в этом нет ни малейшей несправедливости. Именно Эббингаузом прежде неоднократно подмеченная тенденция в усвоении информации была статистически подтверждена многочисленными опытами. Какой бы стимульный материал ни предъявлялся испытуемым (будь то цифры, абстрактные геометрические фигуры или слова), результат оставался одинаковым: ярче врезались в сознание и память начало и конец предложенного ряда.

 

3. Задачи вступления и заключения, приемы их конструирования. Какие же положения риторики полезно учесть, чтобы надлежащим образом продумать вступление и заключение речи? Прежде всего следует исходить из тех задач, которые стоят перед оратором при произнесении каждой из названных структурных частей речи. Вступление, образно говоря, представляет собой своего рода камертон, который настраивает аудиторию на определенный лад.

Задачи вступления (привлечь внимание слушателей; пробудить их интерес; завоевать доверие (установить контакт, взаимопонимание, растопить тот "незримый ледок" настороженности и предубеждения, который нередко присутствует у аудитории по отношению к оратору и именуется контрсуггестивным барьером общения (естественным психологическим сопротивлением внушению, инородному влиянию); подготовить восприятие основной части выступления.

В свою очередь, задачи заключения ‑ напомнить главное, подвести итог сказанному, усилить впечатление от речи, призвать к действию. Заключение, по еще одному музыкальному сопоставлению А. Ф. Кони, в идеале должно быть таким, чтобы невольно отдаваться в ушах слушателей после завершения речи, навевать о себе приятно-лиричное или бодрящее, энергетизирующее воспоминание.

В течение столетий в риторике нарабатывалось и обогащалось представление о тех приемах, которые могут "сослужить оратору добрую службу" во вступлении и заключении речи, способствуя реализации их задач. Назовем отдельные подобные приемы, при необходимости сопровождая перечень краткими комментариями об особенностях их использования. Традиционные варианты:

· приветствие и обращение, представление слушателям незнакомого оратора, выполняющие этикетную роль;

· объявление темы высказывания;

· объявление и объяснение "рекламного", заинтересовывающего названия речи;

· прямое подчеркивание значения темы (ее актуальности, новизны, практической ценности);

· объяснение причин заинтересованности оратора темой. Как личностно окрашенный момент, это может помочь заинтересовать слушателей;

· раскрытие сущности центрального понятия темы;

· выдвижение ключевого тезиса;

· постановка цели выступления, что включает в себя использование предшествующего приема (формулирование главной мысли, которую хочет провести выступающий);

· ознакомление слушателей с планом речи. Это должен быть компактный, так называемый аудиторный план, оптимально (с количеством пунктов, укладывающимся в "магическое число" объема оперативной памяти человека 2‑5, а не тот рабочий план оратора, который детально, с многочисленными пунктами и подпунктами систематизирует содержание речи, раскрывая "кухню диспозиции";

· сжатое, выборочное освещение истории возникновения и изучения проблемы (именно сжатое и избирательное, так как иначе велика опасность уклониться от прямого существа дела и пресытить слушателей эпохальным размахом многословия и затянутыми пылью времен подробностями1);

· постановка вопроса или серии вопросов, которые являются импульсом для активной внутренней реакции (клише занимательного начала (Знаете ли вы, что…?). Это могут быть как риторические вопросы, так и вопросы в составе вопросно-ответного хода.

Интригующие варианты.

Яркий факт или два ярких факта, которые контрастируют друг с другом. « Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко - непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темною ночью.

Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове по существу: поэт, физик, химик…» (А. Ф. Кони «Советы лекторам»)

Авторитетные высказывания (+ парадокс). Выступая пред общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

Цитата первая. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Цитата вторая. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

Цитата третья. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

Цитата четвертая. «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470–399 гг до н. э.); вторая у древнегреческого поэта Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э. (т.е. ок. 41 века тому назад); четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.

Цитат из литературного произведения. Известный биолог, блестящий популяризатор научных знаний, профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев в апреле 1903 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так:

«Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагадо, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее — на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей» (+ местный материал, т.к. цитата из английского автора).

Пословица, поговорка, афоризм. Оригинально построил начало своего выступления на международном симпозиуме и герой романа А. Крона «Бессонница»: «Есть что-то знаменательное, – сказал я, – в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите „fluctuat pes merqitur“ – гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…Сведения о гербе Парижа – гонимый волнами кораблик с латинской надписью, обозначающей „колеблется, но не тонет“, – я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший „оттуда“, свободно говорит по-французски, улыбается, шутит и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось, походя польстить городскому патриотизму парижан» (+ местный материал).

В заключении обычно напоминается главное и формулируются выводы. Оба эти приема являются формами подведения итогов обсуждения. Кроме того, для заключения типичны:

· очерчивание перспектив развития или изучения предмета речи;

· призыв, совет, пожелание, предостережение;

· формулирование практических рекомендаций для последующих действий;

· выражение благодарности за внимание и доброжелательность;

· прощание со слушателями.

Нетрадиционные варианты заключения.

Отдельные выигрышные приемы завершения речи совпадают с употребительными во вступлении: вопросы для дальнейших раздумий (часто неразрешенные или окончательно не разрешимые); особенно впечатляющие, убедительные примеры и образы; сюжетные и юмористические вставки; цитаты, пословицы и поговорки; привлечение наглядности и т. п.

Кольцевая композиция – это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала. Пример: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя» (А. Ф. Кони «Советы лекторам»).

Неудачные варианты заключения – извинения оратора за то, что отнял время, не сообщил аудитории ничего нового, не смог хорошо подготовиться.

4. Способы развертывания основной части высказывания. Способы изложения, используемыев основной части

4.1. Хронологический способ организации материала ‑ изложение, при котором отдельные вопросы выступления находятся в отношениях временнóй связи. Таким образом часто бывают построены характеристики исторических эпох и событий, выступления о жизни замечательных людей. Хронологический способ изложения допускает не только прямой порядок подачи материала, но и ее инверсивную ‑ обратную и переструктурированную – последовательность. В трудах по риторике издавна проводилось это разграничение, причем последнее расценивалось как особенно многообещающее с точки зрения обострения внимания слушателей.

Пример:

29 января 1837 года приблизительно в 3 часа по полудни скончался Александр Сергеевич Пушкин. К вечеру на набережной реки Мойки собралась огромная толпа, желавшая проститься с любимым поэтом. Постепенно она заняла все пространство перед соседними домами, к дверям дома поэта стало невозможно протиснуться. А люди все прибывали и прибывали. Вдруг кто-то начал читать стихи:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой... (зачитать 6-8 строк)

По толпе пронесся недоуменный ропот. Неужели сам Пушкин в последние предсмертные часы сочинил это стихотворение? Нет, эти строки не принадлежали перу Пушкина.

В скорбные дни прощания с великим русским поэтом стихотворение стало расходиться во множестве списков. Эти строки перечитывали и в великосветских салонах, и в кондитерских, и в книжных лавках, и на переменах в гимназиях. Под стихотворением стояла подпись никому не известного поэта – Лермонтов.

4.2. Ступенчатый способ –последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Cтупенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли.

4.3. Концентрический –расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретным, например, к перечислению характерных особенностей предмета речи.

4.4. Логические способ организации материала ‑ изложение, при котором отдельные вопросы выступления находятся в отношениях причинно-следственной связи. Подобный способ изложения встречается в рассуждениях.

4.4.1. Дедуктивный. Под дедукцией принято понимать такую форму изложения материала, при которой от общих положений, правил, законов идут к более конкретным положениям, правилам, законам, т.е. вначале излагаются общие суждения, затем переходят к частным примерам, после чего следует вывод.

4.4.2. Индуктивный. Индукция – это умозаключение, в котором осуществляется переход от знаний меньшего (частных случаев) к знаниям большего объема (общему суждению). При индуктивном доказательстве вначале излагаются и анализируются аргументы, а затем дается общее положение, вывод.

4.4.3. Доказательства от противного. При этом виде доказательства утверждение истинности тезиса происходит путем показа ложности противоречащего ему высказывания – антитезиса. Последовательность действий такова:

1. Для доказательства справедливости тезиса формулируется утверждение с противоположным смыслом – антитезис. Здесь возможно применение слов “ допустим ”, “ предположим ”, “ представим ”;

2. Приводятся аргументы, обосновывающие антитезис, при этом часто используются формы сослагательного наклонения глаголов;

3. Делается вывод (часто с частицей бы), содержание которого противоречит существующему порядку вещей;

4. Ошибочность вывода указывает на ложность антитезиса, что ведет к осознанию истинности тезиса.

4.4.4. Опровержение. Опровержение включает в себя следующие элементы:

1) тезис – суждение, ложность которого необходимо обосновать;

2) аргументы – доводы, иллюстрирующие ошибочность положения, представленного в тезисе;

3) вывод – заключение о том, что тезис ошибочен, т.е. является антитезисом.

4.4.5. Разделительное доказательство. Его суть заключается в следующем:

1. Выбирается несколько (2–4) утверждений, которые по-разному характеризуют рассматриваемые образ, ситуацию или положение.

2. В качестве тезиса доказательства избирается то высказывание, содержание которого принимается и разделяется.

3. Далее опровергаются оставшиеся суждения (в данном случае являющиеся антитезисами) путем приведения соответствующих аргументов.

4. Показ несостоятельности всех антитезисов указывает на истинность избранного тезиса, при этом приведение подтверждающих доводов является необязательным, но возможным.

Очевидно, что это достаточно сложный способ обоснования собственной точки зрения, поскольку требует от выступающего досконального владения вопросом.

Отметим, что часто в ходе реального выступления указанные способы построения основной части сочетаются друг с другом, и это является весьма положительной чертой, позволяющей избежать однообразия, шаблонности изложения.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: