Синергетика в состоянии выявлять общие принципы и закономерности саморазвития и самоорганизации в различных отраслях социального знания; раскрывает универсальные механизмы самоорганизации в социальных системах.
Томас Кун в середине ХХ в.: «Есть все основания утверждать, что в мировой науке идет активный процесс формирования новой исследовательской позиции, которая развивает представления о человеке и обществе. Эта парадигма - становление нового взгляда человека на мир и на себя в этом мире. Но синергетика не является антропоцентрической в отличие от классической науки, она опирается на волю не человека, а оперирует всеобщими законами развития Вселенной».
Социальные отношения находятся в постоянном движении, образуя структуры. Эти структуры формируются неупорядоченно, их упорядочение происходит через осознанную деятельность человека и осуществляется в форме права. Однако не все способствует общественному прогрессу.
Поиск наиболее приемлемого выхода из неопределенности, нестабильности системы являются основными задачами синергетики в области преобразования социальной действительности. В сфере управления социальными системами синергетика исходит из следующих положений:
1. Социум - это самоорганизующаяся, нелинейная, сложная система, изменение в которой происходит через ее внутренние механизмы. Внешние воздействия не полностью их детерминируют.
Социуму присущи свойства:
- бурное реагирование на личность;
- ее роль при принятии решений;
- идеологические, националистические, гендерные стереотипы иногда существенно влияют на структуру общества.
Управление современными социальными процессами встречается с рядом взаимосвязанных проблем:
- современная социальная реальность сложна, противоречива и динамична;
- процессы, происходящие в современном социуме носят ускоренный характер;
- возросла роль личности в социальных процессах - повышение ответственности не только тех, кто принимает управленческие решения, но и тех, кто воплощает эти решения в жизнь.
Господствующий в современной науке подход к управлению - результат управляющего воздействия является прямо пропорциональным следствием приложения усилий - когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами. Когда же система находится в сильно неравновесном состоянии она начинает подчиняться законам нелинейного характера. Резонансное воздействие приводит к большему эффекту.
В условиях существования множества путей развития системы необходимо выйти на желаемый вектор развития системы, согласованный с внутренними тенденциями и закономерностями системы и отвечающий интересам её развития. Если есть алгоритм выхода на такой вектор, то сохраняется время и сокращаются материальные затраты. Надо не строить и перестраивать, а выводить социальные системы на собственные механизмы развития и совершенствования.
Три концептуальных положения:
Во-первых, в синергетике общество рассматривается как сложная открытая нелинейная система, которая обменивается энергией и информацией с внешней средой и приобретает потенциал к саморазвитию.
Во-вторых, синергетика позволяет отойти от жесткой схемы «черное-белое» или «хаос-порядок» к пониманию хаоса, который может быть как разрушительным, так и креативным, подталкивая систему к установлению нового порядка, к новому этапу самоорганизации и структурирования.
В-третьих, навязывание социальной системе определенного порядка, который противоречит ее природе, это неизбежно приводит к разрушению «запланированной» схемы в будущем.
Выводы. Существует убедительное преимущество синергетической парадигмы в социально-гуманитарном знании по сравнению с господствующими ныне теориями и подходами.
Оно заключается в том, что они рассматривают процессы упорядочения и организации под специфическим углом зрения. Синергетика же охватывает все этапы универсального процесса самоорганизации общества как процесса эволюции: его возникновения, развития и разрушения, то есть весь цикл развития системы.
Контрольные вопросы:
1. Кто впервые ввел понятие «синергетика»?
2. Основные положения синергетики.
3. Назовите концептуальные положения синергетики.
Задания на СРС:
1. Что означает синергетика?
2. Томас Кун о синергетике
3. Какие свойства присущи социуму?
Задания на СРСП:
1. Что Вы знаете об универсальной схеме эволюционного процесса?
2. Что происходит в процессе самоорганизации?
3. Что означает «принцип отбора» в синергетике?
ГЛОССАРИЙ
№ | на русском | на казахском | на английском |
Синергетика | Синергетика | Synergetics | |
Междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. | |||
Эволюционизм | Эволюционизм | Evolutionism | |
Система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. | |||
Изменчивость | Өзгергіштік | Changeability | |
Разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм. Изменчивость вместе с наследственностью представляют собой два неразрывных свойства живых организмов, являющихся предметом изучения науки генетики. | |||
Наследственность | Тұқым қуалаушылық | Heredity | |
Способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида. | |||
Принцип отбора | Іріктеу принципі | Principle of selection | |
Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами. | |||
Самоорганизация | Өзін-өзі ұйымдастыру | Self-organization | |
Процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим либо подавляющим воздействием). |
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.
2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.
3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.
4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.
Дополнительная:
1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.
2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.
3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.
4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.
Интернет-источники:
1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.
2.www. «filosofia» kz
3.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru