Имени А.С. ПУШКИНА»
Кафедра уголовного права и процесса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию контрольной работы
по дисциплине «Уголовный процесс»
г. Пушкин
Студенты заочной формы обучения в межсессионный период самостоятельно выполняют контрольную работу по уголовному процессу. В ней студент должен показать умение работать с законодательством и литературой, применять полученные знания для того, чтобы разбираться в конкретных уголовно-процессуальных ситуациях.
Вариант работы определяется следующим образом:
Первая буква фамилии студента | Номер варианта работы |
А, Б, В | |
Г, Д, Е | |
Ж, З, И | |
К, Л | |
М, Н | |
О, П, Р | |
С, Т, У | |
Ф, Х, Ц | |
Ч, Ш, Щ | |
Э, Ю, Я |
Замена вариантов не разрешается. Работа, выполненная с нарушением этого правила, к зачету не принимается.
С разрешения преподавателя студент может выбрать иную тему, не указанную в приведенном ниже списке.
До написания работы студент должен изучить настоящие рекомендации, нормативный материал, прочесть соответствующие главы учебника и рекомендованную литературу.
Не разрешается текстуально списывать контрольную работу или ее части с учебника или с других работ. Это является основанием для незачета работы. В том случае, если приводятся цитаты, в подстрочной сноске обязательно должен быть указан источник (автор, название работы, год издания, страница).
Если у нескольких студентов окажутся работы, совпадающие полностью или в значительной части (т. е. списанные друг у друга или с какого-то иного источника), все они оцениваются неудовлетворительно независимо от содержания и независимо от того, кто фактически был автором работы.
До того, как студенты начнут писать работу, рекомендуется получить индивидуальную консультацию у преподавателя, во время которой преподаватель должен утвердить план работы. Это поможет, избежав методических ошибок, сдать работу с первого предъявления.
Работа должна быть выполнена на компьютере (Times New Roman, шрифт 14, через 1,5 интервала, в строке 60 – 65 знаков), вычитана автором.
Контрольная работа состоит из двух частей – теоретической и практической (решение задач). Теоретическая часть включает в себя ответ на 2 конкретных вопроса (7-10 страниц). При решении задачи, прежде всего, целесообразно выделить в их содержании наиболее важные с правовой точки зрения моменты и выбрать соответствующую норму права. Ответ на задачу должен быть развернутым и аргументированным. Если задача допускает различные варианты решения, их надо привести все.
Оформление работы.Основные структурные элементы: титульный лист (см. Приложение 1), оглавление, основная часть (может быть разделена на параграфы), развернутое решение задачи, библиографический список. Обязательно должны быть проставлены номера зачетной книжки и варианта контрольной работы, четко обозначены фамилия, инициалы студента и № контактного телефона. Страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для пометок рецензента. В конце работы необходимо поставить дату исполнения и свою подпись.
ВАРИАНТЫ
Контрольных работ для слушателей заочного обучения
По дисциплине «Уголовный процесс»
Вариант № 1.
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства. Соотношение уголовного процесса с административной и оперативно-розыскной деятельностью.
2. Процессуальные документы: понятие, виды и значение в уголовном процессе.
3. Задача. Для защиты интересов подсудимого Фирсова в суд явился адвокат, который осуществлял его защиту на предварительном следствии. В подготовительной части судебного заседания подсудимый заявил ходатайство об освобождении адвоката от участия в процессе и подал заявление, в котором просил допустить в качестве защитника своего отца. Суд удовлетворил ходатайство, не высказав своего суждения об освобождении адвоката от участия в процессе. Адвокат в дальнейшем рассмотрении дела участия не принимал. Тут же в процессе, который не прерывался, отец подсудимого (по профессии инженер) приступил к исполнению функции защитника.
Оцените действия суда с позиции обеспечения обвиняемому права на защиту.
Вариант № 2.
1. Понятие и система принципов уголовного судопроизводства.
2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам (проблематика!!!).
3. Задача. По подозрению в совершении разбойного нападения на кассира Подпорожского рыбзавода, следователь СУ СК по Подпорожскому р-ну Ленинградской обл. возбудил уголовное дело по ст. 162 УК РФ, задержал Крымова в порядке ст. 91, 92 УПК РФ и водворив в ИВС.
На следующий день Крымов обратился к дежурному по ИВС с просьбой срочно вызвать следователя, так как он хочет дать показания. Дежурный сообщил Крымову, что в ИВС по делам службы находится начальник полиции У МВД России по Подпорожскому району, и можно обратиться к нему. Начальник полиции встретился с Крымовым и допросил его в качестве подозреваемого.
Оцените действия следователя, начальника полиции и дежурного по ИВС.
Вариант № 3.
1. Уголовно-процессуальное право и его источники.
2. Понятие и свойства доказательств.
3. Задача. Следователь решил избрать в качестве меры пресечения в отношении Сверчкова, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК РФ, подписку о невыезде и надлежащем поведении. В постановлении об избрании меры пресечения следователь, в частности, указал: «Принимая во внимание, что Сверчков совершил преступление небольшой тяжести, занимает ответственное должностное положение, имеет на иждивении троих детей, в отношении него возможно избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 97 – 101 и ст.102 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Избрать в отношении Сверчкова Матвея Сергеевича 10.03.1959 года рождения меру пресечения – подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Оцените с точки зрения законности и обоснованности приведенный фрагмент постановления об избрании меры пресечения.
Вариант № 4.
1. Участники и элементы процесса доказывания в уголовном судопроизводстве.
2. Презумпция невиновности как принцип уголовного судопроизводства.
3. Задача. В производстве у следователя находится уголовное дело по обвинению Фролова в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своей жене Фроловой. В качестве свидетеля вызвана гражданка Макарова - теща обвиняемого Фролова, которая перед допросом была предупреждена о том, что она в соответствии с законом несет уголовную ответственность как за отказ от дачи показаний, так и за заведомо ложные показания. Однако Макарова, ссылаясь на свидетельский иммунитет, отказалась давать показания в качестве свидетеля по данному делу.
Дайте понятие свидетельского иммунитета. На кого он распространяется?
Имеет ли Макарова право не свидетельствовать против своего зятя?
Вариант № 5.
1. Стадии уголовного процесса: понятие, система, сроки, участники, средства доказывания.
2. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.
3. Задача. К адвокату Свиридову с устным вопросом обратился гражданин Воров. Он рассказал о своей причастности к хищению радиодеталей с завода и просил дать консультацию о том, стоит ли ему явиться с повинной или есть смысл отрицать вину.
Можно ли допросить адвоката Свиридова в качестве свидетеля и почему?
Вариант № 6.
1. Иные участники уголовного судопроизводства: понятие и процессуальный статус.
2. Понятие, сроки и участники производства дознания в сокращенной форме в порядке гл. 32-1 УПК РФ.
3. Задача. Афанасьев осужден за убийство трех девочек к пожизненному лишению свободы. В ходе производства по делу виновным себя не признал, утверждал, что осужден не обоснованно. Его жалобы на приговор суда, определения кассационной и надзорной инстанции были оставлены без удовлетворения. Через три года после того, как Афанасьев был осужден и отбывал уже наказание, к уголовной ответственности за совершение в разных городах 18-ти убийств был привлечен Сливко, признавшийся в убийстве трех девочек, т.е. в совершении преступления, за которые был осужден Афанасьев. Вина Сливко в убийстве этих девочек была доказана. Приговор в отношении его вступил в законную силу.
По какому основанию подлежит возобновление производства по уголовному делу в отношении Афанасьева?
Составьте проект решения суда (описательную часть), по уголовному делу Афанасьева.
Вариант № 7.
1. Стадия возбуждения уголовного дела - понятие, сроки, участники, средства доказывания и процессуальные решения. (Попробуйте доказать её ничтожность в уголовном процессе).
2. Процесс доказывания в уголовном судопроизводстве - понятие, элементы, участники.
3. Задача. Мусин, не имеющий постоянного места жительства и работы, прибыл в г. Подпорожье и поселился временно в частном доме. В течение нескольких дней он помогал своим «землякам» продавать фрукты на рынках города. В один из дней во время выезда на охоту Мусин, проявив преступную небрежность при обращении с ружьем, ранил в голову Гареева, причинив ему тяжкий вред здоровью.
Расследуя уголовное дело по данному факту, следователь предъявил Мусину обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 118 УК РФ и вынес постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Прокурор г. Подпорожья, ознакомившись с материалами уголовного дела, написал на постановлении о возбуждении ходатайства: «В качестве меры пресечения избрать подписку о невыезде и надлежащем поведении».
Оцените законность и обоснованность действий следователя и прокурора.
Вариант № 8.
1. Момент фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Возможность задержать подозреваемого до возбуждения уголовного дела.
2. Заключение под стражу как мера пресечения. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.
3. Задача. Вызвав на допрос в качестве свидетеля Спиридонова, имеющего высшее образование, следователь предложил ему изложить свои показания собственноручно на бланке протокола допроса с заполнением всех сведений о допрашиваемом. Спиридонов написал все, что считал необходимым.
Оцените действия следователя.
Вариант № 9.
1. Государственные органы и должностные лица уполномоченные осуществлять уголовно-процессуальную деятельность.
2. Раскройте право защитника на собирание доказательств.
3. Задача. В производстве следователя находилось уголовное дело, возбужденное по факту умышленного причинения Примакиным тяжкого вреда здоровью Горбатову. При допросе Примакина в качестве обвиняемого последний заявил, что его действия следует квалифицировать как необходимую оборону и что очевидцами происшедшего были его родная сестра, малолетний племянник Саша Семенов, престарелый Сизов, глухонемой Скворцов, а также страдающий олигофренией Злобин. Он просил вызвать и допросить указанных лиц в качестве свидетелей.
Могут ли быть вызваны и допрошены указанные лица? Какие доказательства могут быть признаны следователем и судом допустимыми?
Вариант № 10.
1. Вещественные доказательства: понятие, порядок оформления и их значение в процессе доказывания.
2. Возможность допроса подозреваемого до возбуждения уголовного дела – приведите доводы за и против.
3. Задача. По уголовному делу по обвинению Степанова в совершении ряда квартирных краж, следователь произвел обыск в квартире обвиняемого. При производстве обыска в качестве понятых участвовали соседи Степанова по лестничной площадке 80 – летняя Старкова и ее 17 – летний внук Стариков.
В дальнейшем у следователя возникла необходимость допросить понятых в качестве свидетелей по вопросу о местонахождении некоторых вещей, изъятых во время обыска.
Оцените действия следователя по привлечению к участию в производстве следственного действия понятых. Вправе ли следователь допросить Сидорову и Павлова в качестве свидетелей?
Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ