Пояснительная записка
КУРСА «НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ»
КЛАСС
Примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» (VI – VII классы), Учебник:Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2006
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
· формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
· формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
· формирование географической культуры и обучение географическому языку.
· прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
· передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
· овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
· освоение компетенций:ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех существующих в современном мире.
Деятельностныйподход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов – 34 часа, в неделю – 1 час.
Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день,Учебник:Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2006
УМК:
Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
· Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
· Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
· Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
· Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.
· Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
·. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
· Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
· Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001 для учащихся:
· Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
· Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1999
· Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
· Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
· Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000
· Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).
· За страницами учебника географии. М. Просвещение 1989 г.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать
· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
· особенности размещения основных видов природных ресурсов,
уметь
· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;
· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
· составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
· понимания географической специфики крупных природных географических оболочек.
· описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;
· понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Название раздела, темы урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения план/факт | |
Введение \2 часа\ | ||||||
1-2 | География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы. | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические исследования Вращение Земли и его следствия. Луна – спутник Земли. | Знать/понимать основные географические понятия и термины Солнечная система, Движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна её воздействие на Землю Уметь определять температуру, направления ветра, виды облаков | § 1, вопр.№ 1,2,3 стр.4 § 2 вопр.1-3 на стр.7 § 3 вопр. 1-6 | ||
Раздел I. Изображения земной поверхности \8 часов \ | ||||||
Особенности разных видов изображений местности. Условные знаки. Масштабы плана. | Виды изображений земной поверхности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Значение. Компас. Азимут. Ориентирование на местности Изображение земной поверхности на плане Способы картографического изображения | Знать/понимать Основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. Уметь определять стороны горизонта по плану и на местности Определять абсолютную и относительную высоту | § 4 вопр. § 5 вопр. на стр.14 | |||
Стороны горизонта на местности и на плане | § 6 вопр. | |||||
Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Относительная и абсолютная высота точки местности. Способы съёмки плана местности. | § 7 вопр. § 8 | |||||
Форма и размеры Земли. Географическая карта | Изображение поверхности Земли на глобусе Географическая карта.Классификация карт.Чтение и использование карт Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. Современные географические карты | Знать форму и размеры Земли Уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор Знать определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте географические координаты, глубину и высоту по шкале высот и глубин, абсолютную высоту и глубину. | § 9 § 10 | |||
Градусная сеть на глобусе и географической карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. | § 11 § 12, 13 вопр. в конце § | |||||
Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. | Задания в рабочей тетради | |||||
Изображение на физических картах высот и глубин. Высота своего населённого пункта над уровнем моря. Значение планов местности и географических карт | § 14 §15 | |||||
Обобщение по теме «План и карта». | ||||||
Раздел II. Оболочки Земли \23 часов\ Тема 1. Литосфера \ 8 часов\ | ||||||
Внутреннее строение Земли Горные породы и минералы, слагающие земную кору | Литосфера: строение земной коры. Граница Мохоровичича. Геология. Рельеф (горы, равнины) и полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геология. | Знать/понимать географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека Знать/понимать Основные географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, Их изменение в результате деятельности человека | § 16 вопр. на стр.41. § 17 | |||
Движения земной коры. Землетрясения. | § 18 | |||||
Вулканы, горячие источники, гейзеры. | § 19 | |||||
Основные формы рельефа земной коры. Горы суши. | § 20 | |||||
Равнины суши.Образование равнин и их изменение во времени. | § 21 | |||||
Основные формы рельефа земной коры. | § 20,21 | |||||
Рельеф дна Мирового океана | § 22 | |||||
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера» | ||||||
Тема 2 Гидросфера \ 6 часов\ | ||||||
Вода на Земле. Круговорот воды в природе Части Мирового океана | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли | Знать/понимать основные географические понятия и термины уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубину. Устанавливать зависимость направления течения реки от характера рельефа и наклона поверхности | § 23 § 24 | |||
Движение воды в океане: ветровые волны, цунами, приливы и отливы Течения в океане Изучение Мирового океана. Свойства вод Мирового океана: солёность, | § 26 § 27 § 28§ 25 | |||||
Воды суши. Подземные воды Поверхностные воды. Реки | § 29 § 30 | |||||
Озёра. Озёрные котловины и их образование. Озёра сточные и бессточные Ледники | § 31 § 32 вопр.на стр.101 | |||||
Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод. | § 33, 34 вопр. на стр.102 | |||||
Урок обобщения и контроля знаний | ||||||
Тема 3 Атмосфера \8 часов\ | ||||||
Атмосфера: строение, значение, изучение | Атмосфера: темпера тура, ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | Знать/понимать Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность. | § 35 | |||
Температура воздуха Годовой ход температуры воздуха | § 36 § 37 | |||||
Атмосферное давление Ветер. Способы определения направлений преобладающих ветров. | § 38 § 39 | |||||
Ветер. | § 39 | |||||
Водяной пар в атмосфере. Облака Атмосферные осадки | § 40 § 41 | |||||
Погода, её характеристика, причины её изменений Климат. Причины, влияющие на климат. Особенности климата своей местности. | § 42 § 43§ 45 | |||||
Распределение солнечного света и тепла на Земле | § 44 | |||||
Урок обобщения и контроля знаний | ||||||
Тема 4 Биосфера \1 час\ | ||||||
Разнообразие и распространение организмов на Земле Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане Воздействие организмов на земные оболочки | Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сфера ми географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт) природная зона, широтная зональность и высотная поясность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов | Знать/понимать Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность | § 46 § 47 § 48 § 49 | |||
Раздел III. Население Земли \1 час\ | ||||||
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли Государство на политической карте мира Основные типы населённых пунктов. Человек - часть биосферы | Расы. Влияние окружающей среды на человечество. Численность населения Земли, крупнейшие города и народы мира, крупнейшие по площади и населению страны | Знать/понимать Основные географические понятия, термины. | § 51 § 52 § 53,54 |