Урок математики во 2 – м классе по теме: «Деление».
Цель: познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.
Задачи: рассмотреть простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнивать их решение;
устанавливать связь между действиями умножения и деления;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
воспитывать интерес к математике.
Тип урока: урок введения нового знания.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок математики.
Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов: «Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра». Вы согласны? (Да).
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (прилежно учиться, выполнять домашние задания, отвечать на уроках, быть воспитанными, соблюдать правила поведения, помогать товарищам, учителю, стараться не огорчать родителей).
А чтобы на каждом уроке подниматься выше, достигать новых успехов, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, ребята, какую новую, сложную, но интересную темы мы недавно начали проходить? (Умножение).
Скажите, а что мы уже знаем и умеем? (Дети называют темы предыдущих уроков: умножение, Особые случаи умножения с 0 и единицей, название компонентов умножения, таблицу умножения числа 2).
ІІ. Актуализация знаний.
Итак, давайте повторим, что мы уже знаем.
Индивидуальная работа. Некоторые ребятаполучили карточки на табличное умножение 2.
Фронтальная работа. А мы соберем наше внимание и ответим на вопросы задачи примером на умножение.
Носил орехи бурундук.
По два за каждою щекой.
Насыпал до верху сундук –
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
Появляется запись: 2*2=4
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.»
Сколько всех, пересчитайте?
2*3=6
Мышка зерна собирала.
По два зернышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
2*9=18
Молодцы!
Ребята, сегодня к нам обратилось несколько сказочных героев, которым нужна наша помощь. Поможем?
Слайд 2.
Поможем Буратино. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее? (лишнее 3 выражение, т.к. в 1,2,4 – слагаемые одинаковые, а в третьем выражении они разные).
Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (с помощью умножения). Запишите эти выражения с помощью умножения и вычислите, а потом проверим.
3+3+3+3+3 = 3*5=15
2+2+2+2 = 2*4=8
3+3+2+4
4+4+4 = 4*3=12
Прочитайте, используя математический язык.
-произведение чисел 3 и 5 равно 15;
-1 множитель – 2, 2 множитель – 4, произведение – 8;
-произведение чисел 4 и 3 равно 12.
Слайд 3.
Помогите Вини – Пуху. Составьте примеры по образцу. Работаем устно. Внимание на экран.
20+60=80 32+8=40 27+30=57
80-20=30 40-32=8 57-30=27
80-30=20 40-8=32 57-27=30
Какая здесь закономерность? (Связь компонентов сложения: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое; вычитание и сложение – взаимнообратные действия). Молодцы, ребята!
Слайд 4.
Еще к нам за помощью обратился Чебурашка. Помогите Чебурашке ответить на вопросы. Отвечать нужно только «Да» или «Нет». Если «Нет», то объясните почему? И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.Высказывания могут быть истинные и устные.
3.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.
4.Первый компонент вычитания – это слагаемое.
5.Сумма – это результат сложения.
6.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.
(Первый компонент вычитания – это уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть вычитаемое, то получим разность.)
Молодцы! Вы смогли помочь всем героям, а нам нужно идти дальше.
ІІІ. Постановка проблемы.
Какие действия нам уже известны? (сложение, умножение, вычитание).
Какое действие обратное сложению? (вычитание) Какое действие обратное вычитанию? (сложение).
Рассмотрите рисунок и придумайте к нему задачу.
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц сидело на трех таких деревьях?
- как будем решать задачу? (8*3=24)
-что значит 8 умножить на 3 (надо найти сумму трех слагаемых, каждое из которых равно восьми).
А теперь составьте и решите обратную задачу.
Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем и должны познакомиться? (мы не знаем как записать решение, какое надо выбрать действие, какой знак действия).
Как называется это действие, я думаю вы знаете. Это и будет тема нашего урока.
Слайд 5. Итак, тема урока: Деление.
Какие задачи нам нужно решить, чтобы узнать все о делении?
1) познакомиться с действием деления.
2) Какой знак у деления.
3) Как записать и как прочитать деление.
4) Как называются компоненты деления.
5) Как деление связано с умножением.
6) Применять полученные знания при решении примеров и задач.