Проблема зарождения и периодизации науки.
Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Своим появлением наука обязана с одной стороны человеческому любопытству (астрономия), с другой стремлению к повышению уровня жизни (медицина, математика, науки о материалах).
Схема возникновения науки:
Миф → Логос → Преднаука → Наука
Миф – это начальная форма мировоззрения. Мифология – это результат потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание природы.
Основные черты мифа:
§ коллективный характер,
§ неразлечение естественного и сверхъестественного миров,
§ антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира.
§ отсутствие причинно-следственной координации событий
§ отсутствие абстракции
Этапы развития мифа:
1. тотемизм – это вера в родство с объектами природного мира.
2. анамизм – это вера в одухотворенность мира.
3. фетишизм – это вера в посредников между естественным и сверхъестественным мирами.
Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. На этой стадии оформляются принципы науки: принцип определенности (оформление мысли по законам логики), принцип естественности (устранение смешения естественного и сверхъестественного в мифах), принцип объективности.
Преднаука. Наиболее мощно она сформировалась в древневосточной культуре (Др. Египет, Месопотамия, Индия и Китай). Во многих концепциях истории науки этот период относят уже к научному знанию (о вариантах периодизации см. ниже). С точки зрения изучения этого периода развития науки возникает замкнутый герменевтический круг. Есть задача исследования древней науки. Но современная наука произрастает из древней науки, поэтому понятие науки не определно и мы не можем его определить, т.к. для этого нужно исследовать древнюю науку. Спасает некое предпонимание понятия науки и, основываясь на нем, можно продвигаться дальше.
|
Характеристические черты научного знания Править
1. Объективность. Стремление избавиться от личностной окраски.
2. Систематичность.
3. Обоснованность.
4. Прогресс. Стремление расширять область знаний.
Когда возникла наука?
1. С появлением человека, если считать науку связанной с появлением практических знаний.
2. 4-2 тысячелетие до н.э. Медный и бронзовый века. Первые медицинские, астрономические и математические документы и археологические находки. Эпоха древних царств.
3. 5 век до н.э. Появление древнегреческой культуры (Греческое чудо). Появление доказательных рассуждений в астрономии и математике.
4. Эпоха возрождения. Позднее средневековья 12-14 вв. Например, из-за того, что начинает играть роль эксперимент. Галилей и прочие опираются на работы позднего средневековья.
5. Эпоха научной революции 16-17 вв. Галилей и прочие.
6. Первая треть 19 века. Институализация науки, ученый получает социальный статус.
Наука периода древних царств
Пр изнаки науки-объективность и систематичность. Регионы развития древней науки - это Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т.к. мы имеем крайне фрагментарные сведения: Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай — достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.
|
Главная область научного знания древних - это медицина. Врачи имеет выделенный социальный статус. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т.д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т.ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.
В древнем Египте была специализация: по зубам, по животу, по глазам и пр. Там было сухо и пыльно, много болезней глаз, поэтому глазые врачи были актуальны.
Находки медицинских документов в Египте.
Папирус Эдвина Смита (купил в 1862 году), середина второго тысячелетия. Древние считали все знание божественным, поэтому не было человеческих авторов. Знание никто не датировал, т.к. оно первично и вечно. Второй - папирус Джоржа Эбберса.
§ Муммификации. Главным образом, интересовали животные, которых приносили в жертву в муммифицированном виде. Это была целая индустрия. Правда, неясно, был ли обмен знаниями между муммификаторами и врачами
§.
§ Активная работа с лекарственными средствами, не только с растительными, но и с животными. Считалось, что человека всегда можно вылечить, используя окружающую среду.
|
§ Хирургия. Переломы, боевые раны и даже внутренние болезни. Применяли анастезию, дезинфекцию.
Древняя медицина делала акцент на превентивной медицине. Тяжелые болезни тоже лечили, но пытались сразу понять, имеет ли это смысл.
Медицина за исключением была связана с религией и магией. Болезни - наказание за грехи, особенно в междуречье. В Египте болезни связаны со злыми духами, поэтому врач был экзорцистом.
1. Есть объективность.
2. Есть систематичность, т.к. есть челостный подход к человеку. Это не просто набор рецептов. Здоровье человека - правильное равновесие многокомпонентной системы (например, концепция Инь-Янь в Китае). Концепция нескольких типов веществ, вроде греческой гуморальной теории. В Индии была похожая теория. Болезнь - нарушение равновесия.
В более древние времена находили каменные иглы из слоистых минералов.
У Тирольской ледяной мумии (Эци) были найдены личинки паразита в желудке. При нем были жидкости, использовавшиеся для лечения, а также в желудке нашли уголь (типа активированного угля). Были татуировки, которые могли быть связаны с практикой акупунктуры.
Астрономия возникла в религиозном контексте, была неразрывно связана с астрологией, с "небесным танцем звезд". Все великие древние цивилизации систематично наблюдают за небом и составляют календари. Календари были связаны с движением солнца, луны и даже с восходом Сириуса (в Египте отметили корелляцию с разливами Нила). Различали разные планеты, например, Юпитер и Сатурн. Интерес представляли метеориты, кометы и затмения. В Китае понимали причину затмения. Казнили двух придворных астрономов, которые ошиблись в предсказании затмения.
Математика была тесно связана с астрономией, строительством, межеванием и другими хоз. расчетами. То есть задачи привязанные к практической сфере. Хорошо известно, что в Древнем Египте умели вычислять сложные площади (площади участков земли, с которых взимался налог, постоянно изменялись из-за разливов Нила), аналогичное наблюдается и у других культур.
Часто счет был неудобен из-за записи чисел. В Месопотамии была 60ти ричная система исчисления (отсюда наши минуты-часы-год), у Майя -20, Китай, Индия, Египет - 10.
Находили сборники задач. В них могли содержаться задачи по возрастанию сложности с решениями или без, но в любом случае без объяснений и доказательств. В Египте - папирус Ринда и Московский математический папирус - это учебники по математике. У шумеров - глиняные таблички.
Как правило решение конкретных задач, работа с числами. Есть задачники. Формулировка задачи и алгоритм решения без доказательства правильности. Умели работать с геометрическими фигурами. Знание было божественным, носители знания были выше обычных людей, они передавали знания по наследству только избранным. Поэтому не было необходимости в доказательствах, т.к. знание сакрально.
3. Обосновательные процедуры практически отсутствуют.
4. Нету представления о прогрессе. Круг божественного знания замкнут и не подлежит расширению. Единственная задача - передача знания от поколения к поколению.