ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК
Антропология – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, учение) - наука о сущности, происхождении и эволюции человека.
Артефакт -- (от лат. artefaktctum – искусственно сделанное) – предмет, изготовленный, сделанный человеком.
Биосфера – жизненная оболочка земли.
Воспитание - процесс приобщения человека к миру культуры, освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений. Воспитание может быть целенаправленным и стихийным, непосредственным (ребёнок-родитель, учитель-ученик) и опосредованным (создание бытовых, политических, семейных условий), а также путём самовоспитания.
Гениальность – (от лат. genius – дух, духовное в человеке) – высшая степень творческой одарённости, ума, таланта, развития способностей, достижения, признанные всем человечеством.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Гуманизм (от лат. humanus – человечный, человеческий) – совокупность идей и взглядов, возвышающих достоинство и ценность человеческой личности, её прав на свободу и справедливость, на благополучие. В узком смысле гуманизмом называют светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее духовному господству церкви и утверждающее достоинство человеческой личности, веру в её возможности и способности.
Деятельность – присущая человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в изменении и преобразовании мира, направленная на создание того, чего нет в природе, на производство материальной и духовной культуры. Деятельность подразделяют на:
- практическую и духовную,
- экономическую, политическую, социальную и др.
- прогрессивную и регрессивную (реакционную),
- законную и незаконную,
-моральную и аморальную.
-коллективную и индивидуальную,
-инновационную, изобретательскую, творческую или рутинную.
Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека. Существует научное и ненаучное знание. Знание – результат познания.
Истина - достоверное правильное знание, утверждение, соответствующее действительности, подкреплённое практикой.
Относительная истина – ограниченное, неполное знание в каждый данный момент.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, соответствующее реальности (бытию).
Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Различают материальную культуру (производство, жилища, одежда, орудия труда и т. д.) и духовную культуру (наука, искусство, ценности, мораль, законы и т.д.).
Менталитет (от лат. mentalis – умственный) – образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида, совокупность мыслей, верований, навыков, способов воспринимать.
Ноосфера (от греч. noos – разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, возникающая при взаимодействии природы и разумной деятельности общества.
Общение - социально- психологический процесс взаимодействия двух или более людей, в результате которого происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Различают:
- неречевое общение(перцептивное – умение чувствовать другого, общение с помощью жестов и мимики)
- речевое: повседневное (бытовое), деловое (служебное), познавательное, межличностное, ритуальное.
Потребность – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения, составляющая условие существования.
Постиндустриальное общество – общество, где основной производительной силой выступают наука и интеллектуальные технологии, где большинство работников заняты в сфере обслуживания: торговле, транспорте, здравоохранении, досуге, образовании и т.д.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – вид обряда, форма сложного символического поведения, выражающая определённые социальные и культурные ценности.
Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное изменение в жизни общества, быстро приводящее к смене общественно-политического строя насильственным методом.
Реформа (от фр. reforme – преобразование) – осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующей социальной структуры.
Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности, посредством самоанализа, самоотчёта и самоконтроля.
Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций обычаев, присущих большой социальной группе.
Цивилизация ( от лат. civilis – гражданский, государственный, городской) - 1) историческая эпоха, пришедшая на смену «варварству; 2) высший этап в развитии человечества, совокупность достижений народов в материальной, социальной и духовной жизни; 3) культурно-географическое образование, например, восточная, западная цивилизация; 4) глобальная цивилизация планеты.
Духовная сфера
Подходы к пониманию культуры
1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.
5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).
6. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни.
Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.