(палочки Кюизенера)
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Одним из таких способов относится работа с палочками Кюизенера, способствующая формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Данный проект разработан на основании технологии Киюзенера и предназначен для реализации деятельности воспитателей детских садов.
Актуальность проекта
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.
Развитие математического мышление – умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера- средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».
2. Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.
3. Использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов ДОУ по проблеме математического развития дошкольников.
5. Повысить у дошкольников интерес к математике.
ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, групповой, методический
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ: воспитатель, воспитанники группы 5-6 лет, родители.
ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. НОД (ФЕМП, конструирование)
2. Консультации.
3. КВН.
4. Открытые занятия.
5. Родительское собрание.
6. Индивидуальная работа.
ЭТАПЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: