Введение
В данной работе одним из основных направлений является изучение правил библиографического описания источника, составление списка литературы. Мы рассмотрим основные понятия, требования, предъявляемые при составлении списка литературы. Также проведем исследование по теме: «Прожиточный минимум и потребительская корзина», по итогам которой должны будем провести отчет, на основании полученных знаний.
Цели:
· получить навыки исследовательской работы
· научиться предоставлять результаты исследовательской деятельности
· научиться применять полученные теоретические знания на практике
Задачи:
· изучить вопросы организации работы с научной литературой
· выявить способы обработки полученной информации
В результате этой работы мы надеемся получить больше новых знаний и опыта.
Теоретическая часть
Характеристика поисковой и исследовательской работы, анализ ее содержания и особенностей
Исследовательские работы - творческие работы, выполненные в результате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспериментов и т.д. Исследовательские работы выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики. Точный результат исследовательских работ неизвестен заранее, хотя общие тенденции следуют из известных законов и правил. Важным элементом учебного исследования является гипотеза - предположение, которое необходимо доказать или опровергнуть в процессе выполнения исследования. Критерием качества исследовательских работ является логическая стройность структурных элементов - постановки цели, выбора методов решения, проведения опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов и обоснования выводов.
Поисковые работы: Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей.
Структура и содержание исследовательской работы:
1. Введение (постановка задачи, актуальность цель работы и её значение)
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
. Основная часть
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
. Заключение (Результаты, выводы и практические рекомендации)
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
. Список литературы
В список литературы в алфавитном порядке заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
. Приложения (иллюстративный материал: рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т. п.) [2, с.48].
Способы получения, фиксация и обработка научной информации
Один из эффективных способов поиска научной информации, особенно на первых этапах накопления знаний по определенной теме - это прямые контакты с более опытными коллегами. Например, более чем вероятно, что тема исследований молодого ученого вытекает или перекликается с темой деятельности научного руководителя.
Очень полезным с точки зрения поиска научной информации может быть участие в работе профильных конференций и других мероприятий. На них предоставляется возможность завязать знакомства и получить консультации от специалистов по Вашей теме.
И, наконец, существует еще один достаточно эффективный, хотя и непростой способ получения научной информации. И обычные журналы (как бумажные, так и электронные варианты), и реферативные печатают информацию о месте работы авторов публикаций. При этом часто приводятся адреса электронной почты авторов. Если Вы заинтересовались статьей, но не можете получить ее полнотекстовый вариант, попробуйте написать непосредственно авторам с просьбой ее прислать. Всякому специалисту будет лестно, что его трудами интересуются. Всякий ученый предпримет усилия для того, чтобы повысить свой индекс цитирования.
Сбор первичной научной информации ее фиксация и хранение
Для этой цели используются:
1. алфавитный словарик фамилий, адресов, телефонов и т.п.
2. блокнот для черновых записей разного рода
. еженедельник или вкладыши в записную книжку для срочных записей
. карточки, образующие картотеку
. магнитофон
Собранную первичную научную информацию следует регистрировать. Формы ее регистрации различны:
1. регистрация научной информации методами фотографии, рентгенографии, прием сигналов различных датчиков и регистрация их самописцами
2. графики, рисунки, схемы и другие графические материалы
. расчеты, выполненные с помощью машинной техники
. научные отчеты
. материалы консультаций и отзывы специалистов по научным результатам [3, с.70].
3 Основные формы представления результатов исследовательской деятельности
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации с текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика.
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или журнале
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи целесообразно выделить:
· описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
· краткие данные о методике исследования;
· анализ собственных научных результатов и их обобщение;
· выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
· ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет
Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета:
· Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
· Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность, практическая значимость.
· Характеристика применявшихся методов исследования.
· Описание результатов исследования.
· Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
· Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Реферат
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) представляет собой:
· краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п;
· доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. [9]
Общие правила оформления текста исследовательской работы
К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:
· размер шрифта 12 - 14, Times New Roman, обычный;
· интервал между строк - 1,5 - 2;
· размер полей: левого - 2 см, правого - 1 см, верхнего, нижнего - 2 см.
При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же страницы, к которой они относятся через один интервал более мелким шрифтом, чем текст.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру; на титульном листе номер страницы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.
Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должны быть равны 3 интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Основные требования к реферату, обзору, отчету, научному сообщению.
Сроки выполнения рефератов.
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что после того, как учитель ознакомиться с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметники, руководившему работой.
Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:
· введение;
· основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;
· заключение;
· список источников;
· приложения (в случае необходимости). [10]
Задание 2
Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.
Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д. Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.
Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
Библиографические ссылки - это «библиографические описания источников цитат, заимствований а также произведений печати, рекомендуемых читателю по ходу чтения или обсуждаемых в тексте издания» или, другими словами, «совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте издания другом произведении (его составной части или группе произведений), необходимых для его идентификации и поиска»
Использование библиографических ссылок в научных изданиях обязательно. Рекомендуется употреблять их в следующих случаях:
· при цитировании фрагментов текста формул, таблиц, иллюстраций и т.п;
· при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты;
· при анализе в тексте содержания других публикаций;
· при необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно.
Не обязательными являются ссылки:
· при цитировании известных классических произведений, выпущенных массовыми тиражами разными издательствами;
· при цитатах-примерах в учебных изданиях;
· при цитировании в научно-популярных изданиях.
Список использованной литературы содержит библиографическую информацию о рассматриваемых или рекомендуемых документах, является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения.
Документы, включаемые в список, описываются в соответствии с правилами библиографического описания (см. раздел I).
В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:
алфавитную,
систематическую,
хронологическую,
по главам,
в порядке первого упоминания документов в тексте.
Автор выбирает сам способ группировки, учитывая особенности своей работы. Для студенческих работ рекомендуется алфавитная группировка.
Алфавитное расположение сведений о документах применяется для небольших по объему списков по узкому вопросу. Описания располагаются в строгом алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей (если фамилия автора не указана). [11].