· основная и дополнительная учебная литература
Коротеева Е.И.. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник. 4 класс.
Неменская Л.А. Твоя мастерская. Тетрадь по изобразительному искусству. 2 - 4 классы.
· учебно-методическая литература
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы.
Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс.
Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы
· учебные и справочные пособия
книги о художниках и художественных музеях
книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
словари искусствоведческих терминов
энциклопедии живописи
· Дидактические материалы
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
портреты художников, репродукции произведений живописи;
набор муляжей овощей и фруктов; набор геометрических тел.
· Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
- Великий Эрмитаж.
- Государственная Третьяковская галерея.
- Русские императорские дворцы.
- Шедевры русской живописи.
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ ИЗО ВО 2 КЛАССЕ НА 2019 - 2020 УЧ. ГОД
ПО ПРОГРАММЕ Б. М. НЕМЕНСКОГО
ИСКУССТВО И ТЫ(18 часа)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | |
План. | Факт. | ||||
1. Как и чем работает художник? (8 часов) | |||||
Три основных цвета – желтый, красный, синий. | Живопись. Основные и смешанные цвета. Правила получения новых хроматических цветов. | ||||
Белая и черная краски. | Ахроматические цвета – белый и черный. Темное и светлое. Смешение красок с черной и белой | ||||
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Акварель, гуашь, графические материалы (пастель, мелки) и способы работы с ними. | ||||
Выразительные возможности аппликации. | Аппликация и ее виды. Фактура бумаги. Резание, скручивание, обрывание. | ||||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | Графика. Линия, штрих, пятно – основные средства выразительности графики. Разнообразие графических материалов. | |||
Выразительность материалов для работы в объеме. | Скульптура. Лепка. Материалы для скульптуры и их выразительные возможности. | ||||
Выразительные возможности бумаги. | Работа с бумагой: сгибание, скручивание, надрезание, склеивание. Макет. Создание простых объемных форм. | ||||
Неожиданные материалы (обобщение темы). | Сходство и различие материалов. Смешанная техника. Использование в работе серпантина, конфетти, семян, ниток, сухоцветов. | ||||
2. Реальность и фантазия. (7 часов) | |||||
Изображение и реальность. | Рассматривание и сравнение. Учимся замечать красоту. | ||||
Изображение и фантазия. | Мастер Изображения фантазирует. Роль фантазии в жизни людей. Фантастические образы. | ||||
Украшение и реальность. | Мастер Украшения учится у природы. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм и цвета. | ||||
Украшение и фантазия. | Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. | ||||
Постройка и реальность. | Красота и смысл природных конструкций, их функциональность, пропорции. | ||||
Постройка и фантазия. | Преобразование природных форм и создание конструкций, необходимых для жизни человека. | ||||
Братья-Мастера Изображения, Украшения и По-стройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. | ||||
3. О чем говорит искусство. (11 часов) | |||||
16 | Изображение природы в разных состояниях. | Выражение настроения природы с помощью цвета | |||
17 | Изображение характера животных. | Анималистика. Передача характера животного и его пластики. Творчество В. Ватагина. | |||
18-19 | Изображение характера человека: женский образ. | Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Доброта и злость. Горе и радость. Нежность и мужественность. Эмоциональная и нравственная оценка образа. | |||
20-21 | Изображение характера человека: мужской образ. | ||||
Образ человека в скульптуре. | Скульптура прошлого и настоящего. Передача образа человека в объеме. Лепка. | ||||
23-24 | Человек и его украшения. О чем говорят украшения. | Украшения и их роль для человека. Декоративность, индивидуальность. Выражение цели и намерений через украшения. | |||
Образ здания. | Образ здания в окружающей жизни. Здания выражают характер тех, кто в них живет. | ||||
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Оценивание собственной художественной деятельности. Выставка работ, выполненных в разных материалах и техниках. | ||||
4. Как говорит искусство. (8 часов) | |||||
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Смешение красок на бумаге. | ||||
Тихие (глухие) и звонкие цвета. | Смешение цветов с черной и белой красками. Мрачные - тяжелые и нежные - легкие оттенки цвета. Наблюдение цвета в природе. | ||||
Что такое ритм линий? | Ритмическая организация листа с помощью линий. Линия как средство выражения образной характеристики изображаемого. | ||||
Характер линий. | Выразительные возможности линии. Многообразие линий. Рассматривание весенних веток. | ||||
Ритм пятен. | Движение. Положение пятен на листе. Композиция: легкая, тяжелая, уравновешенная. | ||||
Пропорции выражают характер. | Пропорция – соотношение между собой частей одного целого. Пропорция помогает выразить характер изображаемого. | ||||
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Основы образного языка искусства – линии, пятна, цвет, пропорции. Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ. | ||||
Обобщающий урок года. Выставка детских работ. | Братья–Мастера - Изображение, Украшение и Постройка - главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. |
V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ ИЗО В 3 КЛАССЕ НА 2019 - 2020 УЧ. ГОД