Как перейти к более конструктивному взаимодействию с собственной тревогой?




Как понять, что ваша тревожность слишком сильна?

Эмоции явно выходят из-под контроля, если вы замечаете, что:

· Тревожитесь постоянно, по любому поводу, даже если ситуация вполне знакомая и повторялась уже неоднократно.

· Не можете ни на чем сосредоточиться, постоянно думаете о чем-то плохом, что может произойти.

· Сильно беспокоитесь даже по поводу нереальной, воображаемой опасности или неприятности относительно ребенка.

· Вас не покидает мысль, что вы недостаточно делаете для вашего ребенка, не можете обеспечить ему достойное будущее, гарантировать его счастье, и эта мысль вызывает у вас сильную боль и волнение.

· Все происходящее с вами и ребенком вы оцениваете в двух красках: «все хорошо» и «все ужасно».

· Вы заметили за собой изменения в поведении, связанные с постоянной взвинченностью: двигательная активность, постоянное говорение, учащение сердечных ритмов, легкую спутанность сознания, невозможность урезонить себя разумными аргументами.

· Вдруг осознаете, что нет никакой связи между вашей тревогой и реальными событиями.

Чем опасна излишняя тревожность родителей?

1. Тревога сфокусирована на тех ужасах и опасностях, которые постоянно "предвидит" тревожный родитель. Поэтому он дает послание своему ребенку: "Мир опасен, с тобой обязательно случится что-то плохое". Тем самым в представлении ребенка формируется представление о мире, как о небезопасном и угрожающем для него месте. Это не делает его сильным и ко всему готовым, это делает его напуганным и напряженным.

2. В том случае, если тревожный родитель регулярно единолично решает за ребенка, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребенка не формируется фокус на собственных ощущениях и чувствах. Он тогда значительно хуже опознает собственный холод, голод, страх, дискомфорт и теряет самую важную связь – связь с собственным телом, которая и служит нам для того, чтобы подавать знаки о происходящем внутри и вовне нас, ведь это необходимо для принятия адекватного решения.

3. Часто тревожному родителю трудно отделить собственную тревогу (как боязнь не справиться, страх перед изменениями, неготовность вкладываться в решение проблем) от реальной тревоги за ребенка. Некоторые взрослые просто сознательно или бессознательно избегают решения своих взрослых задач, не разрешая ребенку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями этой жизни. И поэтому их дети не гуляют, чтобы не заболеть, не лезут, чтобы не упасть, не пробуют, чтобы не ошибиться.

4. Способ управления тревожного родителя – контроль. Контроль, как ему кажется, позволяет избегать неприятностей, сложностей и бед.

5. Таким образом, к сожалению, тревожный родитель неосознанно воспитывает в своих детях:

Тревогу, потому что мир полон опасностей и жить страшно; апатию, потому что зачем хотеть, если мама за него хочет; инфантильность как неготовность принимать решения и нести за них ответственность; слабость, потому что у ребенка мало опыта контакта со своей силой и возможностью справиться со сложной ситуацией; сложность в управлении собой и жизнью, поскольку родитель не научил справляться с чувствами, аффектами, задачами, делами и проблемами. Он научил избегать всего этого.

Как перейти к более конструктивному взаимодействию с собственной тревогой?

1. Если у вас тревоги слишком много, то она может быть связана с какой-то вашей непроработанной психологической травмой. Именно поэтому вы неуверенны в себе, в вашем ребенке или воспринимаете мир таким угрожающим. Психологическая травма может быть очень давней и даже забытой, вытесненной, но создавать в вас постоянно растущее напряжение и ожидание катастрофы. Работа с психологом может помочь.

2. Скорее всего, ваша неуверенность в своих силах, возможно, недостаточная взрослость и зрелость мешает вам встречаться с последствиями детской жизни. Более зрелые люди не пугаются этих последствий и живут по принципу: заболеет – вылечим, упадет – поднимем, заплачет – утешим, ошибется – поможем разобраться, не справится сам – подскажем. Такой родитель реже запрещает, он не говорит: "Не ходи". Он говорит: "Иди, но будь осторожен в этом и в этом". Он скорее подстрахует, расскажет как, научит взаимодействовать с возможной опасностью, чувствовать ее, защищаться, противостоять, а не только избегать ее. Он готов нести родительские риски и ответственность за то, что ребенок пробует, преодолевает, становится сильнее, приобретает опыт, живет. Если вас самих много контролировали или, наоборот, вы вынуждены были рано повзрослеть, то став родителями, испытываете сложности с ощущением взрослой позиции – все кажется сложным и тревожным. Дозреть и повзрослеть также помогает психотерапия.

3. Тревожный родитель часто фокусируется на недостатках, проблемах (реальных или воображаемых, возможных). Он ощущает их в себе, они первыми бросаются в глаза, когда он смотрит на своих детей. И видит... только дефициты и провалы. Если вы сами не видите ресурсных возможностей своих детей, их способностей, талантов, навыков, умений, то спросите ваших знакомых, пусть они расскажут что-то о вашем ребенке. Со стороны дети часто выглядят "объемнее", шире, ресурснее. Если боитесь, что ребенок не справится, придумайте 5 причин, почему он все же сможет. Какие качества и особенности характера ему помогут. Полезно рассказывать об этом и тревожным детям. Чем мы лучше думаем о себе, чем больше присваиваем свои достижения и таланты, тем менее тревожным мы можем быть. Потому что понимаем, что мы справимся с тем, что преподнесет нам жизнь.

4. У вас может уменьшиться тревога, если вы не только в контакте с тем, как вы богаты внутри, но и тогда, когда вы понимаете, что вы богаты снаружи. Для этого важно культивировать внешние ресурсы – обзаводиться знакомыми, помощниками, интересным окружением, взращивать отношения с близкими. Деньги и связи тоже помогают ощущать себя устойчивее, дают ощущение опоры и возможности не профилактировать проблемы, а решать их по мере поступления. Тревожные люди живут в постоянном напряжении и страхе, стараясь избегать проблем, и увы, это все равно не всегда удается, а ресурсные люди живут спокойно, понимая, что в случае проблем они найдут опору внутри или вовне.

 

Как помочь детям?

Поскольку дети тревожных родителей в зоне риска, применяйте в общении с ребенком специальные практики.

· Выдерживайте страхи и тревоги ребенка. Да, слушать о детских переживаниях и волнениях трудно — мы сами начинаем тревожиться и стараемся поскорее завершить разговор. Ребенок же получает сигнал: его ситуация настолько сложная, что даже взрослый не может эмоционально с ней справиться — куда уж ему самому. Остается только тревожиться, причем лучше втайне — а это прямая дорога к усилению тревожности.

· Учите ребенка справляться с тревогой. Помочь в этом могут простые способы: дыхание, переключение внимания, разговор, «обнимашки».

· Повышайте самооценку ребенка: подчеркивайте хорошее поведение, подкрепляйте положительной обратной связью те моменты, когда ему удалось успокоиться, не разволноваться.

· Проверьте, соответствуют ли требования к ребенку возрастным нормам. Часто сверхтребовательность создает лишнее напряжение.

· Применяйте мышечное расслабление: массаж, йогу, теплые ванны. Родителям это тоже полезно.

Конечно, мы не можем в одночасье изменить мир, но в наших силах сделать устойчивее себя и свою семью.

Начало формы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: