Важным условием выращивания высокого урожая является своевременное получение полных, дружных и хорошо развитых всходов. Полевая всхожесть -- интегральный показатель качества семян и уровня агротехники. Если лабораторная всхожесть -- это процент семян, давших нормальные всходы, от количества высеянных, то полевая всхожесть -- процент всходов от количества высеянных всхожих семян. В формировании урожая этот показатель играет большую роль: как изреженные, так и загущенные посевы снижают урожайность.
Полевая всхожесть большинства культур пока остается невысокой, значительно ниже лабораторной, и составляет у зерновых культур 65...85 %, у сахарной свеклы 50, у многолетних трав 30...49 %. Она зависит от качества семян, агротехники и экологических условий периода посев-всходы.
Хорошие семена имеют высокие показатели энергии прорастания, лабораторной всхожести и силы роста, они крупные, тяжеловесные, что обеспечивает получение дружных всходов и высокую полевую всхожесть. Если семена имеют низкие показатели качества, то получаются изреженные посевы и формируются растения с низкой продуктивностью.
Влияние крупности семян на полевую всхожесть и урожайность можно показать на примере подсолнечника, высеваемого широкорядно, когда роль каждого растения в формировании урожая более высокая, чем у культур обычного рядового посева. По данным ВНИИМК, при массе 1000 семян 90 г полевая всхожесть была 91 %, а урожайность -- 2,8 т/га, а при массе 1000 семян 50 г - соответственно 63 % и 2,69 т/га. Травмированные и пораженные болезнями семена всегда имеют более низкую полевую всхожесть. При сортировании их невозможно отделить от общей массы партии семян. Снизить вредное влияние механических повреждений и зараженности болезнями можно путем протравливания семян с применением пленкообразующих веществ (инкрустация).
В повышении полевой всхожести семян и сохранении растений до уборки велика роль агротехники. В неблагоприятных условиях низкую полевую всхожесть могут иметь и хорошие семена. Например, посев в плохо разработанную невыровненную почву, в пересохший слой почвы, неравномерное размещение семян по глубине, отсутствие прикатывания почвы после посева, посев непротравленными семенами. Полевая всхожесть зависит и от предшественников, по-разному влияющих на почву. Наиболее неблагоприятны повторные посевы.
На полевую всхожесть влияют экологические условия: температура почвы на глубине посева семян, температура воздуха, влажность почвы, наличие почвенных вредителей, почвенной корки.
Сроки посева создают разные условия для прорастания семян. Полевую всхожесть снижают как преждевременный посев в недостаточно прогретую почву, так и задержка с посевом, когда верхний слой пересыхает. Для получения полных и дружных всходов благоприятны следующие температуры посевного слоя почвы: для ранних яровых культур 9...1ГС, для поздних яровых 16...18, для озимых 15...17°С. Сильно снижается полевая всхожесть при длительных похолоданиях, ливнях и образовании почвенной корки. Семена в холодной увлажненной почве поражаются грибными болезнями и повреждаются вредителями. Оптимальная влажность почвы на глубине посева семян 65...70 % ппв.
В процессе вегетации часть растений погибает в результате внутривидовой конкуренции. Это явление называется изреживаемостью посевов. Так, в Нечерноземной зоне, по данным госсортоучастков, в период от всходов до уборки погибло 24 % растений ржи, 31 -- озимой пшеницы, 16 -- яровой пшеницы, 14 -- овса, 9 % -- ячменя. В Центральном Черноземье (по данным Воронежского ГАУ) изреживаемость растений за вегетацию составляет: озимой пшеницы 30 %, ржи 31, яровой пшеницы 11 %. Причинами выпадения растений являются вредители и болезни, некачественные семена, а также завышенная норма высева.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | 1А-1 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 02 «Применение основ полевого опыта» | ||||||
Тема урока: | «Плодородие и окультуренность почвы.» | ||||||
Дата: | «27» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | Знают плодородие, окультуренность почвы, познокомятся со специальной терминологией | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | пересказ предыдущей темы | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока | слушают цели урока | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | карточки | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | тетрадь | |
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Плодородие и окультуренность почвы.» презентация | выполняют домашнее задание | тетрадь | |
9. Подведение итогов занятия | комментирование и выставление оценок | слушают полученные оценки | журнал группы |
Плодородие и окультуренность почвы
Технология производства продукции растениеводства – это перечень механизированных работ (операций), выполняемых в определенной последовательности с учетом технологических нормативов и обеспечивающих получение заданного количества продукта (например, урожайности) определенного качества (соответствующего агротребованиям) с минимальными потерями и затратами средств.
В зависимости от состояния почв, природно-климатических условий и возможного ресурсного обеспечения производство растениеводческой продукции может вестись по одной из базовых технологий, зарегистрированной в Системе технологий и машин.
Высокие технологии (А) – система получения наивысшей урожайности высококачественного продукта с компенсацией выноса питательных веществ урожаем, окупающая финансовые, энергетические и трудовые затраты, с использованием новейших знаний на базе высокоинтенсивных сортов, комплексной защиты растений от вредителей, болезней, сорняков, применения удобрений, обеспечивающая реализацию потенциала сорта более 85%, с урожайностью, например, картофеля 25-30 т/га, зерновых (пшеница) – выше 6,0 т/га. Используются в оптимальных для возделывания природно-климатических условиях.
Интенсивные технологии (Б) – система получения высококачественного продукта с компенсацией выноса питательных веществ урожаем, с мерами по защите растений от наиболее опасных болезней, вредителей, сорняков, обеспечивающая реализацию потенциала сорта выше 60% с урожайностью, например, картофеля 15-20 т/га, зерновых (пшеница) – 4,0-5,0 т/га.
Нормальные технологии (В) - система получения продукта с использованием биологического потенциала сорта более 50%, гарантируя урожайность, например, картофеля 10-12 т/га, зерновых (пшеница) – 2,5-3,0 т/га.
Цель внедрения высоких и интенсивных технологий – получение высоких урожаев. При этом используются различные факторы, способствующие получению таких урожаев.
Одним из важнейших факторов интенсификации, дающих ощутимые результаты, являются органические и минеральные удобрения и химические (биологические) методы борьбы с сорняками, болезнями, вредителями.
Базовые технологии, принятые в Федеральной системе технологий и машин, рассчитаны на механизированное возделывание сельскохозяйственных культур в хозяйствах различных форм собственности.
Технологический процесс производства сельскохозяйственной продукции состоит из блоков, в состав которых входят операции, необходимые для выполнения законченного этапа производства продукта с учетом почвенно-климатических и других условий.
Разработанные технологии детально описаны в регистре технологий производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и технического сервиса.
Подробная характеристика предпочтительных и рекомендуемых машин по Федеральной системе технологий и машин приводится отдельно.
По каждой технологии составляют технологические карты.
Технологические карты производства сельскохозяйственных культур включают перечень и последовательность всего комплекса работ, агротехнические требования, нормативы и сроки проведения работ, рациональные составы агрегатов и численность обслуживающего персонала, приблизительные нормы выработки и расходы топлива, количество необходимых агрегатов на определенный объем работы, технико-экономические показатели агрегата, которые важны для рациональной организации производства.
В технологических картах по каждому виду работ указаны возможные варианты рациональных для данной зоны составов агрегатов и их технико-экономические показатели.
На основании этих примерных технологических карт специалисты каждого предприятия составляют конкретные технологические карты на производство всех сельскохозяйственных культур, учитывающие конкретные условия работы и техническую оснащенность данного хозяйства.
После утверждения руководством сельскохозяйственного предприятия технологические карты становятся документами, обязательными для выполнения всеми работниками хозяйства и для необходимых плановых расчетов.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | |||||||
Курс | Группа | 1А-1 | Номер урока | ||||
Специальность-квалификация | 1502000 «Агрономия»/ 150203 3 «Агроном» | ||||||
Наименование модуля: | ПМ 02 «Применение основ полевого опыта» | ||||||
Тема урока: | «Плодородие и окультуренность почвы.» | ||||||
Дата: | «27» ноября 2019 г. | Продолжительность: | 90 мин | ||||
Место проведения: | КСХК 301 аудитория | ||||||
Цель урока: | 1. Обобщить и систематизировать пройденный материал, сформировать навыки индивидуальной и групповой форм сотрудничества с однокурсниками 2. Совершенствовать знания будущих сельскохозяйственных специалистов, повысить интерес к учебе 3. В ходе урока воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии. | ||||||
Задачи урока: | В доступной форме изложить основные моменты вводной лекции | ||||||
Ожидаемые результаты: | Знают плодородие, окультуренность почвы, познокомятся со специальной терминологией | ||||||
Тип урока: | комбинированный | ||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | |||||||
разъяснение, обмен мнениями, сопоставление, оценка | |||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Тетради, интерактивная и школьная доски, презентация Power point | ||||||
Дополнительные источники (литература): | 1. Карипов Р. Основы земледелия. Учебник. – Астана: Фолиант, 2012.-272 с 2. Земледелие. Под ред. С. А. Воробьева. М., «Колос», 1977. 3. Гуляев Г. В., Дубинин А.П. Селекция и семеноводство. 4-е изд., перераб. и доп. 4. Ториков В. Е, Мельникова О.В: Производство продукции растениеводства. 2019 г. | ||||||
Контактная информация преподавателя: | |||||||
Ф.И.О.: Мухратова Жулдыз Ержановна | Тел.:+7-707-327-21-07 E-mail:zhuldyz.urazova@yandex.ru | ||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | приветствие студентов, отметка отсутствующих | приветствие преподавателя | журнал группы | |
2. Проверка выполнения домашнего задания | пересказ предыдущей темы | отвечают на вопросы преподавателя | тетрадь, конспект | |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | объяснить цель урока | слушают цели урока | тетрадь | |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | изложение в доступной форме нового материала | конспектируют новый материал | лекция, тетрадь | |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | наводящие вопросы по новому материалу | отвечают на наводящие вопросы | устно | |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | карточки | демонстрируют уровень закрепления материала по заданиям | тетрадь | |
8. Информирование о домашнем задании | Конспект на тему «Плодородие и окультуренность почвы.» презентация | выполняют домашнее задание | тетрадь | |
9. Подведение итогов занятия | комментирование и выставление оценок | слушают полученные оценки | журнал группы |