Исторические условия создания «Саксонского зерцала».




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

 

ТЕМА: Памятники права средневековой Германии (Саксонское зерцало, Каролина)

  Выполнил: Масс М.В. Студент: 15 ЮГП- 101   Работу проверил: Харламов В. Л., канд. юрид. наук, доцент  

 

Челябинск 2016

Контрольная работа должна иметь структуру, включающую введение, основное содержание, заключение, список источников и литературы.

Введение должно содержать следующие элементы:

ü актуальность темы;

ü цель работы (должна быть одна и в виде существительного, например: целью работы является выявление/определение чего-либо…);

ü задачи работы (должно быть несколько, по количеству параграфов и в виде глаголов, например: изучить/выявить/проанализировать/выделить),

ü краткая библиография темы (чьи работы Вы использовали).

ü Примеры оформления литературы

 

Учебник или монография

ü Алексеев, С.С. Теория права: учебник для вузов / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 1994. – 224 с.

Статья

ü Белов, С.А. Соотношение гражданства и национальности в российском законодательстве / С.А. Белов // Правоведение. – 2007. – №2. – С. 21–24.

ü Электронное издание или ресурс

ü Хвостов, В.М. Общая теория права. Элементарный очерк / В.М. Хвостов // https://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum3690/

Введение

Германское право в частности демонстрирует особую приверженность к судебным процедурам, в процессе которых человек мог «искать свое право». В Германии были выработаны общие правовые принципы и институты, которые составили основу «общего права» страны. Такие принципы формировались как на базе универсальных норм обычного права германцев, так и на законотворческой деятельности германских императоров в XII - первой трети XIII в., которая затем фактически прекратилась и активизировалась только в XVI в.

«Саксонское зерцало» и «Каролина» являются важнейшими памятниками истории немецкой культуры и германского права эпохи феодализма. Они получили широкое распространение и оказали большое влияние на последующее развитие культуры, и прежде всего правовой культуры ряда народов и стран Центральной и отчасти Восточной Европы.

Целью данной контрольной работы является раскрытие содержания двух германских средневековых кодексов – «Саксонское зерцало» и «Каролина», определение исторических условий их создания.

Архаическое «народное» право восточных франков в период с V по XI в. имело племенной характер. В его основе лежали такие принципы, как коллективная «совесть» и ответственность сородичей, кровная месть (с постепенным вытеснением ее композицией - денежными возмещениями), святость обычая, коллективное правосудие с применением «божьего суда» (ордалии), соприсяжничества и иных символических обрядов.

Германская средневековая правовая система отличалась отчетливым обособлением комплекса правовых норм, так называемого ленного права. В Германии традиционным стало деление права на земское (право земли, территории - Landrecht) и ленное (Lehn-recht).

В наше время данные памятники представляет только исторический и научный интерес. Богатство их содержания и большая роль в прошлом делают их важным предметом изучения.

.

Раздел 1. «Саксонское зерцало».

Исторические условия создания «Саксонского зерцала».

«Саксонское зерцало» - создано и является отражением жизни феодального общества Юго-Восточной Германии на рубеже первой и второй четверти XIII в., т. е. во время начала расцвета феодализма. Общественные отношения этого времени и выразившее их «Саксонское зерцало» - результат длительного процесса формирования и развития феодального строя.

В Германии феодализм возникал только на почве «варварского» общества, а роль феодальных элементов, которые зародились в рамках рабовладельческих формаций, не была существенной. В связи с этим феодализм здесь складывался очень медленными темпами. Городов и внутренней торговли до начала X в. почти не было. В связи с поздней христианизацией сравнительно слабым было влияние церкви. Долго сохранялась свободная соседская община, заметную роль играла неустойчивая «мелкая вотчина» это форма, в которой переходит хозяйство зажиточного крестьянина-общинника к типичной феодальной вотчине. Процесс феодализации встречал упорное сопротивление крестьянства, а также сохранявшихся догосударственных форм управления (племенных герцогств, старых местных органов). Внешне централизованное, но примитивное раннефеодальное государство имело здесь большее значение в процессе феодализации. Феодальный строй сложился в Германии к XI в.2

Время заметного ускорения развития материальной и духовной жизни феодального общества, формирования его основных «классических» институтов и идей3 захватил период примерно с середины XI в. до появления «Саксонского зерцала».

Усиление власти феодалов, экономическая и политическая экспансия феодализма, борьба масс против гнета, кровавые распри между отдельными группировками этого класса сопровождались постепенной концентрацией государственной власти в руках крупных феодалов. Общегерманскую власть королей-императоров ослабляли давление и сопротивление их вассалов в Германии, североитальянскими городами, сицилийской знатью, борьба с папством. Распадались и другие крупные государственные формирования раннефеодального типа, которые возникли на племенной основе и были слабо связанны с экономическим развитием их отдельных территорий.

В XII в. начался новый этап политики, направленной на более полное экономическое освоение завоеванных земель, всемерно укреплялась власть крупных феодалов. Поощрялось создание городов как торговых центров. Началась германизация местного населения.

Духовные и светские феодалы стремились укрепить свою власть и распространить ее на новую территорию. В зоне, где родился Эйке фон Репков, автор «Саксонского зерцала», особо активны были архиепископы Магдебургские, епископы Хальберштадтские, графы Асканийские, а южнее — пфальцграфы Гозекские, ландграфы Тюрингские.

В этой зоне и сплелись в один тугой узел противоречия общеимперских и местных интересов, папства и империи, феодальных князей, претендентов на императорское или княжеское достоинство, феодалов и крестьян, завоевателей и завоеванных, христиан и язычников.

Напряженная борьба делила общество на множество враждующих сил. Время создания «Саксонского зерцала» было периодом высшего подъема классической средневековой духовной культуры.

Партикуляризм права был важной чертой правовой культуры этого времени. С IX—XI в. слабела роль императорских, а затем и княжеских указов. Местный обычай стал важнейшим источником права, хотя еще веками сохранялось представление о единстве права всех саксов, как и других больших племен Германии. Действие права основывалось на личном принципе, где свободный человек жил по праву своей местности, даже находясь на чужой территории, но с «простым народом» это случалось довольно редко, так как территориальная мобильность населения была еще невелика. Хранителем права был суд, понимаемый как совокупность всех проявлений экономического и политического господства, т.е. власти. Судебные правомочия в X—XI вв. принадлежали только королю и непосредственно передавались им королевским судам, князьям и - еще до XIII в. - рыцарям.

В XII в. возникло представление о целесообразности одного права для всех свободных людей на одной территории, разумеется, с учетом их сословного статуса. Началось постепенное формирование местного права — земского и городского, которое основывалось на праве одного племени и учитывало элементы права других племен. Земское и городское право формировалось стихийным развитием правовых обычаев, актами княжеской власти, договорами крупных феодалов, и в первую очередь судебными решениями, которые все чаще становились образцами для решения последующих однородных дел. В то же время усиливается потребность в дальнейшем развитии права и в повышении степени его определенности.

Запись феодального права была начата по заданиям церкви, а в последующем и светских властей. Первую запись составил около 1140 г. в Болонье монах Грациан. Это был тематический сборник в основном обычных норм церковного права, с комментариями, позже его назвали «Декрет Грациана». Он оказал заметное влияние на развитие права. Короли и князья стали поручать составление правовых сборников образованным и опытным людям, знатокам права. Одним из них был и автор «Саксонского зерцала».

Содержание «Саксонского зерцала».

Содержание «Саксонского зерцала» исследовал Л. И. Дембо. Здесь же целесообразно обратить внимание на три момента: правовые идеи, которые составляют основу «Саксонского зерцала», некоторые общие черты правовой системы и соотношение этих идей и черт «Саксонского зерцала» с жизненной практикой эпохи.

Общую идейную основу права в «Саксонском зерцале» составляет сочетание феодальной духовной культуры XII—XIII вв. с прогрессивными идеями Эйке фон Репкова. Это сочетание характеризуется как определенной степенью единства, так и противоречием между этими двумя элементами идейной основы «Саксонского зерцала».

На содержание «Саксонского зерцала» через ряд своих основных признаков повлияла феодальная духовная культура. Религиозный характер феодальной культуры выражается в праве довольно широко. Общественно-политический строй выводятся из «воли божьей», а несправедливости и правонарушения — из «козней дьявола». Значительная роль в общественной жизни отводится Папе римскому и духовенству. Еретики и волшебники уже подлежат сожжению на костре, а дети, рожденные вне церковного брака, подвергаются большим ограничениям в правах. Для разрешения судебных и иных споров как доказательство широко используется «божий суд»: клятва, поединок, испытание раскаленным железом, кипящей водой и т. п., во многом унаследованные от дохристианских времен.

Право «Саксонского зерцала» считает истинным лишь то, что формально доказано, т.е. правовое значение многочисленных церемоний, доказательственная сила королевского слова, различных клятв. В «Саксонском зерцале» ясно выражен и традиционализм феодальной культуры, видевшей в обществе и во всем мире не процесс развития, а навсегда установленный порядок, осуждавшей новаторство, оригинальность, творчество как порок и даже ересь. Эта культура усматривала главное достоинство и существенный признак права в его древности и неизменности. В стихах 151—153 предисловия к «Саксонскому зерцалу» Эйке фон Репков говорит, что описываемое им право он не выдумал, что оно перешло от предков. «Саксонское зерцало» прежде всего запись обычаев и основанной на них практики. В нем отражены и некоторые пережитки далекого прошлого: отдельные имущественные права рода (der Sippe), старосаксонский «народный» судья (gogreve, т. е. гограф или гауграф), гауфюрст древнейшего времени и т. д.

Однако Эйке фон Репков не только копировал существующее право, он стремился к осуществлению ряда новых, важных и ценных, передовых гуманистических идей, а для этого — к совершенствованию действующего права, к повышению, как можно было сказать теперь, его социальной эффективности. При этом он старался использовать существующие авторитеты, опереться на них.

Опираясь на традиционное уважение к праву и осуждая широкую практику его нарушения грубой силой крупных и мелких феодальных хищников, Эйке проводит в «Саксонском зерцале» идею безусловной нерушимости права, мысль о всеобщей подчиненности праву. Король вслед за избранием должен торжественно присягнуть в том, что он будет верен государству, защищать интересы государства, будет укреплять правду и карать неправду, как он только сможет и будет в силах. «Саксонское зерцало» настаивает на правовой обязанности короля, князей, графов и всех должностных лиц творить добро для подданных, обеспечивать для них мир, благосостояние и справедливость, согласно понятиям того времени.

Убеждение в том, что человек должен быть свободным, Эйке фон Репков конкретизирует в ряде положений «Саксонского зерцала», направленных прежде всего на ограничение крепостного права. Из этой позиции Эйке вытекают: общая презумпция свободного состояния пришельца, т. е. переселенца; возможность присягой подтвердить свое свободное состояние и опровергнуть противоположное утверждение, отклоняя тем самым попытки закрепощения; положение, по которому наследник свободного человека, желающего перед судом оформить свой переход в крепостное состояние, вправе возражать против этого и вернуть его и его детей в свободное состояние.

Эйке фон Репков высказывался также против произвольных арестов, против временного лишения свободы, противоречащего праву. При первом же приезде в каждую область король должен был затребовать присылки к нему всех арестованных без суда, чтобы осудить или освободить их. Если же те, кто держал их под таким арестом, уклонялись от исполнения этого требования, то они подлежали немедленному объявлению находящимися в опале со всеми тяжелыми последствиями такого наказания.

В «Саксонском зерцале» видное место занимают и другие положения, направленные на ограничение феодального произвола, смягчение предрассудков, нередко бессмысленной жестокости, усиление охраны личности от насилия, грабежа и других форм явной несправедливости, в том числе социальной. Отдельными примерами можно привести положения «Саксонского зерцала» о том, что, наследник хозяйства, вступая в наследство, обязан в первую очередь выплатить слугам и работникам заработанные ими суммы (ЗП I 22 § 2); если господин прогоняет слугу, он должен уплатить ему полную плату (ЗП II 32 § 2); не следует изгонять из имения родившихся в нем людей (ЗП I 21 § 2); человеку, по ошибке снявшему урожай с чужого участка, полагая, что эта земля его или его господина, но не присвоившему этот урожай, следует уплатить за работу (ЗП III 38 § 4); нельзя наказывать слабоумных и умалишенных, подвергать беременную женщину смертной казни или увечащим наказаниям (ЗП III 3) или, если она овдовела, удалять ее из хозяйства (имения) мужа до рождения ребенка (ЗП III 38 § 2); сын не отвечает за преступления, совершенные отцом (ЗП II 17 § 1); обвиняемый (ответчик), не знающий немецкого языка, имеет право на то, чтобы его обвиняли на его родном языке, а в противном случае может отказаться от участия в процессе (ЗП III 71 § 1); применение ордалий (испытаний водой, раскаленным железом и т. п.) ограничивается случаями, в которых другого пути к решению дела не имеется (ЛП I 100); ограничение произвола крупных феодалов по отношению к мелким и всех феодалов по отношению к крестьянам и иному «неблагородному» населению (ЛП I 17, 31, 53, 55, 86, 96, 101-104); отказ от прежнего излишнего формализма в процессе (ЛП II 52); и т. д.

Особое внимание обращают на себя положения «Саксонского зерцала», направленные на рациональное урегулирование и придание устойчивости хозяйственным отношениям. Это не только подробные правила феодальной эксплуатации крестьян, регулирующие взимания феодальной ренты в форме чинша или десятины (ЗП II 48 § 4—12; 58 § 2), но и обширные предписания, касающиеся ведения хозяйства.

Большое внимание в «Саксонском зерцале» уделено земельным отношениям. Предписания о земле, о сельскохозяйственных угодьях, посвящены не только возникновению и прекращению прав собственности и владения земельными участками, но также оградам, камням и межевым деревьям. Так же много предписаний о несельскохозяйственном землепользовании, в связи с проблемами строительства: о размещении опасных или неприятных для соседей построек или сооружений на определенном расстоянии от соседских земельных участков, заборов и т. д. (ЗП II 49 § 1; 51 § 1—3); о ширине дорог (ЗП II 59 §3); о разрешениях на постройку замков, городских стен, валов, башен, домов и т. д. (ЗП III 66§3); о рациональном размещении рынков (ЗП III 66 § 1); а также на их снос (ЗП III 66 § 4; 68 § 1); об ограничении права землепользования в глубину и высоту по отношению к поверхности земельного участка (ЗП I 35 § 1; III 66 §3); об установлении исключительного права государства на полезные ископаемые (ЗП I 35 § 1).

А также определенное внимание уделено вопросам водного хозяйства и водного права: дамбам и их охране, борьбе против наводнений, сточным канавам и т. д., использованию проточных вод для транспорта и рыболовства. Имеются положения о праве свободной охоты и рыбной ловли, включая охрану заповедных лесов, установлены и некоторые правила дорожного движения.

Однако наибольшее место в «Саксонском зерцале» занимает описание действующего обычного права. В нем мы находим подробную характеристику общественного строя, отношений между феодалами и крестьянами, сословий и социальных групп. «Саксонское зерцало» учитывает и особенности положения таких групп населения, как выходцы из других племен, немецких (т. е. не саксонских) и славянских (вендов), иноверцев и др.

В «Саксонском зерцале» в правовых предписаниях содержаться самостоятельные объекты правового регулирования, на основе которых ныне складываются новые, «комплексные» отрасли и входящие в их состав институты права. К их числу относятся, например: земельное право, строительное право, водное право, а также занимающее особенно обширное место в «Саксонском зерцале» сельскохозяйственное право. В частности, Л. И. Дембо освещает вопросы государственного права, гражданского (имущественного и семейно-наследственного) права, судебного права, уголовного права.

Выделение этих отраслей права позволяет рассмотреть многие важнейшие вопросы правового содержания «Саксонского зерцала», помогает понять некоторые тенденции развития таких отраслей и институтов права, облегчает сравнение этих групп правовых предписаний с соответствующими отраслями и институтами других правовых систем.

Многие предписания «Саксонского зерцала» принадлежат к числу первых в Центральной Европе ранних попыток закрепить в действующем праве многие институты, которым в будущем предстояло получить большое значение, очевидное для нас в современных условиях. Заслуга Эйке фон Репкова представляется тем более значительной, что он включал многие такие положения в текст «Саксонского зерцала» вопреки господствовавшей практике феодального хищничества и произвола, которую надеялся обуздать с помощью права и государства. По многим другим важнейшим правовым вопросам «Саксонское зерцало» предлагает и обосновывает существенные и конкретные нововведения. Для этого Эйке фон Репков развивалтеорию разграничения императорской и папской, светской и духовной властей с явным преимуществом для императора и его должностных лиц.

Единственно возможное орудие осуществления такой политики Эйке фон Репков видел в государстве и в королевско-императорской власти. Поэтому он выступает за политику светской власти, против ее подчинения папству и духовенству вообще. Более того, Эйке фон Репков считал необходимым обеспечить строгое соблюдение властями государства намеченной им политики. С этой целью он довольно последовательно провозглашает право подданных сопротивляться королю и его властям, нарушающим свой долг, а в некоторых случаях даже вменяет такое сопротивление в обязанность подданным.

По многим другим важнейшим правовым вопросам «Саксонское зерцало» также предлагает и обосновывает существенные и конкретные нововведения. Речь идет не только о теории двух мечей и ее конкретизации, но и о других вопросах. Отметив, что некоторые папские предписания противоречат определению степеней родства, принятому в саксонском обычном праве, «Саксонское зерцало» прямо провозглашает общий принцип, согласно которому «папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право» (ЗП I 3 § 3).

Содержание «Саксонского зерцала» надо оценивать также, исходя из практики применения описываемого в нем права. Л. И. Дембо писал, что не следует переоценивать реальное значение «Саксонского зерцала» в XIII в. Ведь «в то время имелось очень много писаного права, происходит также его обработка, но отсутствует применение права, суды могли решать, но не было рук для исполнения их приговоров». В обстановке длительной и всеобщей гражданской войны это вряд ли могло быть иначе.

«Саксонское зерцало» было важным этапом в борьбе против угнетения. Об этом свидетельствует и последующая история «Саксонского зерцала».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: