Влияние христианства на развитие русской культуры




Знаменитое "крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них желание князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей посредством создания единого пантеона языческих богов не венчалась успехом. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, вероятно, принимал во внимание крещение своей прародительницы княгини Ольги. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, убийство брата во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это поднимало его авторитет, укрепив его княжескую власть.

Также рассматривается и проблема "выбора веры”, решение которой мог повлиять на дельнейший ход нашей истории. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отказался от ислама под предлогом того, что он запрещает употребление вина. "Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”, - так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Проникновение христианства в среду славян началось задолго до того, как оно стало государственной религией. Первыми христианами были купцы и дружинники, подолгу жившие в Византии. В ряде других византийских и арабских источников неоднократно говорится о христианстве среди русов. Крещение в 988 г. не было завершающим этапом христианизации Руси, но оно стало важным звеном. В первую очередь христианство прививалось в социальных верхах общества. У князей и бояр имелись личные дорогостоящие богослужебные книги и литература, обучающая основам новой религии. С XI по XIII в. постепенно увеличивается количество предметов с христианской символикой. Археологические находки таких предметов отчетливо показывают динамику распространения в обществе новой веры. Они же дают представление и о социальных слоях, куда христианство проникало в первую очередь. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигает своего культурного рассвета.

 

Укрепляется положение церкви, появляются школы, распространяется грамотность, с размахом ведется культовое и гражданское строительство. Древнерусские книжники были очень почитаемы и привлекались для выполнения важных государственных заданий. С христианством на Руси связано развитие иконописи и книжности. Иллюстрации и заставки к книгам представляют собой уровень высокого мастерства. Они дают представление об уровне изобразительного творчества и художественно культуры того времени. Родовым знаком рода Рюриковичей, к которому принадлежал Владимир Креститель, был трезубец. В первое время после введения христианства на серебряниках, чеканившихся при Владимире, вместо трезубца помещали изображение Христа, а сама монета превращалась в маленькую иконку. Затем вместо Христа стали вновь чеканить трезубец, но в него ввели дополнительный элемент - крест, а нимб стали помещать над головой восседающего на престоле князя. Если деревянная архитектура относится в основном к языческой Руси, то каменная архитектура связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. Древние деревянные постройки не дошли до нашего времени, но архитектурный стиль народа сохранился в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии. Христианство повлияло и на такие древние искусства как живопись, резьба, музыка. До сих пор они существовали в чисто языческом, народном выражении. После крещения Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Ученые предполагают, что письменность существовала еще до принятия христианства. Однако письменность получила широкое распространение на Руси именно после принятия христианства. Для письма использовали пергамент (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями. Христианство повлияло и на такие древние искусства как живопись, резьба, музыка. До сих пор они существовали в чисто языческом, народном выражении.

 

Мастера по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Так же культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он мог соперничать с другими европейскими столицами. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.В селах люди жили в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали со жженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходи ли в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей былин. Религия охватывала все сознание человека, и развитие культуры было также неотделимо от религии. Поэтому закономерно, что центром сосредоточения культуры становились монастыри. Монашество нередко обвиняется в удушении культуры, следует возразить: именно монахи в эпоху раннего средневековья несли и сохраняли культурные нормы. Путь аскета предполагал включенность его в культуру, иначе на пути совершенствования он неминуемо отходил бы от стези духовного совершенствования. Впоследствии возникшие монастыри отнюдь не являлись "рассадниками беспросветного аскетизма". Монастыри становились центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи и древние манускрипт.

Монашество нередко обвиняется в удушении культуры, следует возразить: именно монахи в эпоху раннего средневековья несли и сохраняли культурные нормы.

Путь аскета предполагал включенность его в культуру, иначе на пути совершенствования он неминуемо отходил бы от стези духовного совершенствования. Впоследствии возникшие монастыри отнюдь не являлись "рассадниками беспросветного аскетизма". Монастыри становились центрами книжности, где трудолюбивые монахи переписывали летописи и древние манускрипты. В образах церковного зодчества в органичное единство сплавлялись не только искусство и религия, но и практически все виды других искусств: живопись, музыка, поэзия, скульптура, прикладное, декоративное искусство, дизайн (особенно во время богослужения в храме).

И так, принятие христианства на Руси было великим и значимым событием. Князь Владимир крестил Русь в православную веру, многому учась у Византии. С одной стороны новая вера ввела разногласия между русскими князьями и народом. Языческая Русь не хотела принимать новую религию, оказывала всяческое сопротивление, что заставляло князей насильным образом крестить жителей страны. Но с другой стороны, это способствовало научить русский народ грамоте, развитию архитектуры: строились монументальные белокаменные храмы, монастыри, дворцы; литературы, созданию летописей, книг, житейной литературы; музыки, живописи, иконописи и многому другому. Благодаря изменениям, происшедшим в результате Крещения Руси на политической карте появилось новое большое государство, с мнением которого надо было считаться. Это выдвинуло страну на международную арену.

 

Заключение

Изучение истории христианства на античном, византийском и древнерусском материалах позволяет ярко выявить ее общие и особенные черты. Во многом была своеобразной социальная и политическая роль христианства в античности, Византии и Древней Руси. Так же христианство дало Руси письменность. Кроме этого, огромный толчок к развитию получила вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература. Обобщая, можно сделать выводы о том, что принятие христианства на Руси содействовало: включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль; развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей. А самое главное, что После крещения на Руси появилось настоящее духовное искусство: византийские мастера познакомили русских с иконописью. Примитивное ваяние идолов сменилось проектированием и строительством величественных православных храмов, которые украшались изысканными мозаиками и фресками. Примечательно, что национальное искусство, появившееся тогда на Руси, в науке называется русско-византийским. Именно при содействии Византии сознание русского народа наполнилось духовным содержанием, получило национальную идею, без которой ни один народ не может долго существовать в историческом развитии. Все сказанное наглядно иллюстрирует уникальную роль византизма в русской культуре, в особенностях развития русского государства, в формировании русского самосознания.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Метафизика и геополитика российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. -2015. -№3. –С. 15-23.

2.Аксюмов Б.В. Российская цивилизационная идентичность: теоритические контуры и практические возможности // Научная мысль Кавказа. -2015.-№3. –С.23-30.

3.Аксюмов Б.В. О цивилизационной идентичности России в новых геополитических условиях // Научная мысль Кавказа. -2014. -№2. –С.33-37.

4.Левитская А.А., Аксюмов Б.В. Проблемы формирования общероссийской идентичности в поликультурном пространстве Российской Федерации: Северный Кавказ // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. -2015.-№4.-С. 188-194.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: