Цель задания. Изучение индивидуального профиля мышления уровня и креативности.
Необходимый материал. Тест «Профиль мышления» Дж. Брунера[10].
Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, при помощи которой устанавливаются связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления – это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от своего типа мышления каждый человек характеризуется также определенным уровнем креативности (степенью развития творческих способностей). Профиль мышления – как доминирующий способ переработки информации – является важнейшей личностной характеристикой человека. Он определяет стиль его деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.
Дж. Брунер выделяет 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.
1. Предметное мышление. Неразрывно связано с непосредственной манипуляцией предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий, для которых существуют физические ограничения. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.
2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и во времени. Преобразование информации осуществляется посредством действий с образами, для него нет физических ограничений. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим типом мышления обладают люди с художественным складом ума.
3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется на основе умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим типом мышления обладают люди с гуманитарным складом ума.
4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью определенных правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим типом мышления обладают люди с математическим складом ума.
Согласно Д. Брунеру, мышление можно рассматривать как перевод с одного языка па другой. Следовательно, при наличии четырех базовых языков имеют место шесть вариантов перевода:
1. Предметно-образный (практический).
2. Предметно-знаковый (гуманитарный).
3. Предметно-символический (операторный).
4. Образно-знаковый (художественный).
5. Образно-символический (технический).
6. Знаково-символический (теоретический).
В каждой из этих шести пар возможны четыре перехода. Например, в первой паре возникают следующие переходы:
1) предметный переходит в образный;
2) образный переходит в предметный;
3) предметный переходит в предметный;
4) образный переходит в образный.
В итоге получаем 24 перехода во всех шести парах. При этом выделяются следующие факторы мышления:
1) практичность — теоретичность;
2) гуманитарность — техничность;
3) художественность — операторность;
4) конкретность — абстрактность.
Порядок работы с тестом.
Экспериментатор зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе исследования отмечают свое согласие или несогласие, ставя рядом с номером утверждения знак «+ » или «-».
Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»
Дж. Брунера
1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.
2. Я люблю составлять программы для компьютера.
3. Я люблю читать художественную литературу.
4. Я люблю живопись (скульптуру).
5. Я не выбрал бы работу, в которой все четко определено.
6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.
7. Я люблю шахматы, шашки.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9.Я хотел бы заниматься коллекционированием.
10. Люблю и понимаю абстрактную живопись.
11.Я хотел бы быть скорее слесарем, чем инженером.
12.Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.
13.В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.
14.Я люблю посещать зрелищные мероприятия.
15.Мне не нравится строго регламентированная работа.
16.Мне нравится что-либо делать своими руками.
17.В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.
18.Я придаю большое значение форме выражения мыслей.
19.Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
20.Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.
21.Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.
22.Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.
23.Мне интересна работа комментатора на радио или телевидении.
24.Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
25.Я люблю фантазировать.
26.Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.
27.Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
28.Мне нравятся уроки литературы.
29.Знакомый запах вызывает в моей памяти всю картину событий, происшедших много лет назад.
30.Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.
31.Истинно только то, что можно потрогать руками.
32.Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
33.Я за словом в карман не лезу.
34.Я люблю рисовать.
35.Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.
36.Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.
37.Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.
38.Мне нравится читать стихи вслух.
39.Я согласен с Ф.М. Достоевским; красота действительно спасет мир.
40.Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.
41.Лучше сделать табуретку своими руками, чем заниматься ее проектированием.
42.Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.
43.Я люблю поэзию.
44.Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.
45.Мне больше нравится сам процесс деятельности, чем ее конечный результат.
46.Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.
47.Мне интересно было бы расшифровывать древние тайнописи.
48.Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь заранее, хотя уверен, что во время выступления найду необходимые слова.
49.Я больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.
50.Даже в отлаженном деле я пытаюсь творчески изменить что-то.
51.Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.
52.Я смог бы овладеть языками программирования.
53.Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
54.Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.
55.Я обычно сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
56.Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.
57.Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
58.Я люблю писать письма.
59.Сюжет кинофильма я могу представить как ряд образов.
60.Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.
61.В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.
62.У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
63.Я охотно что-то рассказываю, если друзья просят меня об этом.
64.Я легко могу представить в образах содержание услышанного.
65.Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.
66.Я чаще сначала что-то сделаю, а лишь потом думаю о правильности своего решения.
67.Полагаю, я смог бы изучить китайские иероглифы.
68.Не могу не поделиться только что услышанной новостью.
69.Мне кажется, что работа сценариста интересна.
70.Мне нравится работа дизайнера.
71.При решении какой-то проблемы мне проще всего идти методом проб и ошибок.
72.Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.
73.Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.
74.Меня привлекает работа художника-оформителя.
75.Я не люблю ходить всегда одним и тем же путем.