Алгоритм написания сочинения




I. Средства раскрытия характеров определяются лите­ратурным методом и жанром произведения.

II. Основные средства раскрытия характеров.

1. Портреты и характеристики персонажей:

- изобразительный портрет (детали);

- самохарактеристика;

- оценка другими персонажами;

- авторская характеристика.

2. Обстановка, интерьер.

3. Поступки.

4. Речь: индивидуальные признаки.

5. Сны.

6. Пейзаж.

7. Сопоставление и противопоставление персона­жей:

- двойники и антагонисты.

8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).

9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.

10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.

III. Новаторство автора в создании образов произведе­ния.

Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".

Развернутый план сочинения

I. Система образов драмы "Гроза" построена на про­тивопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабани­хи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

II. Система образов драмы "Гроза".

1. Образы хозяев жизни:

- купцы Дикой и Кабаниха:

а) носители идей старого уклада (домострой);

б) жестокость, самодурство и ханжество по отно­шению к другим;

в) идея близкой гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров:

- Тихон и Борис (образы-двойники):

а) безволие, слабость характера;

б) отказ от открытого протеста;

в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;

г) Борис образованнее Тихона;

д) после смерти Катерины Тихон решается на про­тест, Борис – нет.

3. Протестующие персонажи:

- Варвара и Кудряш:

а) внешнее смирение, ложь и маскировка;

б) противостояние силе силой (Кудряш);

в) бегство как средство спасения от тирании.

- Кулигин:

а) противопоставляет самодурству силу просвеще­ния;

б) понимает разумом суть "темного царства";

в) пытается влиять силой убеждения;

г) практически выражает точку зрения автора, но бездеятелен.

4. Катерина:

а) самый решительный протест против власти са­модуров ("протест, доведенный до конца");

б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").

5. Второстепенные образы:

- Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:

а) дополняют картину "темного царства".

III. Образная система драмы "Гроза" задает новые па­раметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).

Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Развернутый план сочинения

I. В основе образной системы романа – антагонизм со­циальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).

Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

II. Образная система романа.

1. Евгений Базаров:

- главный герой романа, центр образной системы;

- новый социальный тип;

- сильный характер, природный ум, трудолюбие;

- основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

а) отрицание авторитетов;

б) примат практики над умозрительностью, экспе­римента над теорией;

в) отрицание искусства, эстетического значения природы;

г) критерий полезности каждого вида деятель­ности;

д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;

е) люди - биологические индивидуумы, одинако­вые, как и деревья в лесу.

2. Идейные противники Базарова:

1) Павел Петрович Кирсанов - главный антаго­нист:

- узость позиции;

- слабость аргументации;

- основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;

2) Николай Петрович Кирсанов:

- стремление понять молодое поколение;

- искреннее желание внести коррективы в органи­зацию жизни;

- возвышенная натура: любовь к искусству, при­роде,

- красоте чувств;

- опровергает теорию Базарова скорее интуитив­но.

3. Мнимые союзники Базарова:

1) Аркадий Кирсанов:

- представитель молодого поколения;

- случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;

- подчеркивает идею одиночества главного героя;

2) Ситников и Кукшина:

- образы-пародии на нигилистов;

- стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;

- ироническое отношение и сатира автора.

4. Женские образы:

1) Анна Сергеевна Одинцова:

- аристократка;

- необычный для Тургенева женский образ;

- красота и сила характера;

- стремление к покою;

- олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;

2) Катя, сестра Одинцовой:

- отражение характера сестры;

- избавляет Аркадия Кирсанова от идей База­рова;

3) Фенечка:

- образ трогательной женщины из народа;

- оттеняет отношения старших Кирсановых;

- служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.

5. Родители Базарова:

- отражение противоречий между старым и моло­дым поколением;

- в отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

6. Второстепенные образы:

1) Дуняша и Петр:

- слуги в имении Кирсановых;

- подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;

- отражают разнообразные народные характеры;

2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:

- отражают демократизм героя;

- опровержение наивной веры героя в то, что он зна­ет народ.

III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Развернутый план сочинения

I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.

II. Собирательный образ народа в поэме.

1. Образы семи мужиков:

- все из деревень с "говорящими" названиями;

- выполняют композиционную роль (связывают ча­сти повествования);

- воплощают черты русского народа:

а) правдоискательство;

б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.

2. Образы народных защитников:

- Ермил Гирин - человек, руководствующийся нрав­ственными законами;

- Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского на­рода: "Клейменый, да не раб";

- Яким Нагой - обличитель существующих поряд­ков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";

- староста Влас - мудрый человек, живущий по зако­нам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.

3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:

- старообрядка - воплощение невежества (предска­зывает конец света оттого, что женщины стали но­сить красные кофты);

- дворовый - хвастается господской болезнью - по­дагрой;

- крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притво­ряться крепостными, сами себя загоняя в неволю);

- Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.

4. Собирательный образ русской женщины - крес­тьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:

а) трагичность участи русской женщины (надру­гательства родни мужа, участь солдатки, по­жары и неурожаи, гибель детей, несправедли­вые обвинения);

б) красота и сила характера;

в) способность перенести все невзгоды и сохра­нить себя.

5. Образы угнетателей:

- поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;

- Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",

- Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разо­рение дворянских гнезд.

6. Образы демократической интеллигенции:

- Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пы­тается понять и запечатлеть народный образ;

- Гриша Добросклонов:

а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба го­товила путь славный, имя доброе народного за­ступника, чахотку и Сибирь ";

б) является единственным по-настоящему счастли­вым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".

7. Символические образы:

- разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:

а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.

III. Именно система образов поэмы создает ее художе­ственное своеобразие, позволяет судить о настрое­нии русской интеллигенции и крестьянства в поре­форменный период.

Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Развернутый план сочинения

I. В распоряжении автора-драматурга небольшой ар­сенал художественных средств.

II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".

1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не при­нуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";

2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зароди­лась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"',

3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, су­дарь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, по­тому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А за­чем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Каба­ниха о Диком);

4. Речевая характеристика:

- поэтический язык Катерины (монолог "Отчего лю­ди не летают, как птицы?")',

- сочетание елейности и бранных слов в речи Кабани­хи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"',

- городская речь Бориса: "Воспитывали нас родите­ли в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Ме­ня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;

- научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в руби­ще почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";

- повтор обращения "маменька" в речи Тихона.

5. Ремарки.

6. Метафоры, символы (образ грозы).

7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").

III. Несмотря на скудность образных средств, предлага­емых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

II. Средства создания образов.

1. Портрет:

- Раскольников: "Кстати, он был замечательно хо­рош собою, с прекрасными темными глазами, тем­но-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привыч­ный человек посовестился бы днем выходить в та­ких лохмотьях на улицу ";

- Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было на­звать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение ли­ца ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней....Несмотря на свои во­семнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".

- Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чо­порный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

2. Обстановка в городе подчеркивает душевное со­стояние главного героя:

- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";

- "...почему именно во всех больших городах чело­век... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";

- "Было душно, так что было даже нестерпимо си­деть, и все до того было пропитано винным запа­хом, что, кажется, от одного этого воздуха мож­но было в пять минут сделаться пьяным ".

3. Интерьер: квартира Раскольникова и других ге­роев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:

- квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желты­ми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";

- квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Марме­ладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".

4. Деталь приобретает символический смысл: жел­тый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Со­нечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).

5. Характеристика героя другими персонажами:

- Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Велико­душен и добр... просто бесчувствен до бесчелове­чия... точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".

6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольнико­ва, обостренное чувство несправедливости; по­следний сон Раскольникова - фантастическое во­площение его теории - отражение борьбы человека и теории.

7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).

8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").

9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:

"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречаю­щиеся предметы... поминутно впадал в задумчи­вость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и да­же где проходил ".

10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова являет­ся великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).

11. Символика цифр: три дня после убийства Рас­кольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на де­вять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажут­ся семью днями (семь дней божественного творе­ния).

III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной досто­верности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стрем­ления к гармонии.

План разбора лирического стихотворения.

 

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое содержание.

IV. Идейное содержимое.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

13. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

План разбора лирического стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблема­тики) лирического произведения, ее воплощение в художествен­ной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, нали­чие лирического сюжета, в основе которого изображение чувст­ва, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, исполь­зуемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворе­нии; их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лириче­ском произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотво­рении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.

11. Место и роль данного лирического произведения в кон­тексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Анализ стихотворения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: