Литература 11 класс
Тема. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Полемика новокрестьянской поэзии с
Пролетарской поэзией.
Цели: познакомиться с жизнью и творчеством Н.А.Клюева, рассмотреть полемику новокрестьянской поэзии с пролетарской поэзией.
План урока.
- Слово учителя.
Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937). Родился в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вологодской области).
Мать Прасковья Дмитриевна из семьи старообрядцев, знала множество народных песен, духовных стихов, обладала незаурядным даром вопленицы – импровизвтора. Почитание матери поэт пронес через всю жизнь. Ей посвятил цикл стихотворений «Избяные песни», поэму «Заозерье».Будучи уже известным, поэт неоднократно напоминал о древности своего крестьянского рода.
До Клюева в русской литературе была уже четко определившаяся, сложившаяся крестьянская традиция. Но крестьянские поэты второй половины Х1Х века чаше всего выступали выразителями угнетенного состояния самого многочисленного сословия России. Скорбь и грусть – основные мотивы их творчества. А у Клюева другие мироощущения и другая интонация. Молодой поэт не собирался петь грустную песню о тяжкой доле, что делали его литературные отцы – крестьянские поэты Х1Х века. Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации. В 1905 году Клюев был привлечен жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции Кусково Московско – Нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания.
В 1906 году был арестован за агитационную деятельность. Около шести месяцев провел в тюрьме. Все тяготы жизни были отражены в стихотворении «Прогулка» (1907г.) В 1918г вступает в партию большевиков. Но партию он понимает по-своему.
!920г. его исключают из партии. 2 февраля 1934г.Клюев был арестован, причиной его ареста стала поэма «Погорельщина», а расстрелян в Томске в период 23-25 октября 1934года.
Подготовить сообщение на тему: «Николай Клюев и Александр Блок».
Николай Клюев и Сергей Есенин.
Ответить на вопросы:
- В каком году Н.Клюев получил письмо от Сергея Есенина?
- О чем говорится в этом письме?
- Что было общего в поэзии Клюева и Есенина?
- Что объединяло поэтов?
- Какими приемами пользуются поэты?
- Назовите стихотворения, написанные Н.Клюевым?
- Составить план статьи «В спорах с пролетарской поэзией» стр. 251-254. Учебник «Литература» 1 часть.
- Прочитайте стихотворения Н.Клюева. Сделайте анализ одного стихотворения. Назовите образы? Каково содержание этих образов?
- Подобрать интересные сведения о жизни поэта.
Литература 11 класс
ТЕМА. С.А.Есенин. Жизнь и творчество поэта. Лиризм – специфика поэзии Есенина.
Цель: познакомиться с жизнью и творчеством С.А.Есенина, раскрыть волшебство есенинской поэзии, главные мотивы творчества.
План урока
- Подготовить сообщения о С.Есенине по плану.
- Есенин – русская художественная идея.
- Годы жизни (1895-1925). Певец «Голубой Руси».
- Жизнь в Петербурге и дружба с А.Блоком.
- Первый сборник стихотворений «Радуница»
- С.Есенин и Айседора Дункан.
- Женщины в жизни Сергея Есенина.
- Тема любви к родине, природе родного края.
- Тема сострадания и милосердия «ко всему живому».
- Выучить два стихотворения С.Есенина (по выбору) с последующим анализом их идейно-художественного содержания.
- Слово учителя.
- Поэт чувствует природу по-народному. Деревенская Русь «Радуница» светится радостью земледельческого труда и весельем праздничного досуга с хороводами, тальянками и припевками «девчоночек лукавых».
У Есенина трудно найти чисто пейзажные стихотворения, у него природа как бы растворена в лирике «Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет» - это и сожаление о минувшей молодости, и картина природы одновременно.
4.Чтение стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…», «Я снова здесь, в семье родной…».
1.Какой изображена Русь в этих стихотворениях?
2. Как лирический герой называет свой край?
3. Чего он не может забыть, что останется с ним навсегда, куда бы не забросила его
судьба?
- Найдите примеры инверсии, определите ее роль.
- Чтение стихотворения «Не жалею, не зову не плачу».
- Какую роль в стихотворении играет цвет?
- Что оплакивает лирический герой? О чем сожалеет?
- Найдите художественные средства – инверсию, метафору, сравнение.
- Почему «я» лирического героя Есенина сменяется на «мы»?
- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения?
Слово учителя.
Животный мир у Есенина – часть природы живой, одушевленной, разумной. Его звери переживают те же чувства, что и люди, у них свои думы и заботы, свои горести и радости. Поэт говорит о животных с нежностью, сочувствием. Более того, Есенин обвиняет людей в бездушии и жестокости по отношению к «зверью», которое он сам «никогда не бил по голове».
- Чтение стихотворений «Песнь о собаке». «Собаке Качалова».
- Что вам известно об истории создания стихотворения?
- С какой просьбой обращается лирический герой к собаке?
Д/З прочитать с.260 – 268, 284 -289. два стихотворения наизусть по выбору.