Информации о реализации курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году
Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлено на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих стержень религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества. В результате изучения курса у обучаемого формируется системное представление о той духовной традиции, которую он избрал в качестве предмета изучения. Изучение курса направлено на развитие способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Курс изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени школы, дополняя обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», и предваряя начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Его содержание знакомит с религией как частью культуры многонационального народа России.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» является комплексным и состоит из 6 модулей:
- «Основы православной культуры»;
- «Основы исламской культуры»;
- «Основы буддийской культуры»;
- «Основы иудейской культуры»;
- «Основы мировых религиозных культур»;
- «Основы светской этики».
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество
2) семья
3) культурная традиция.
Для каждого из 6 модулей курса разработаны учебные пособия.
1. Основы православной культуры.
Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Содержание учебника открывает учащимся мир духовных и нравственных ценностей Православия, актуализирует социальный опыт ученика, расширяет и конкретизирует близкие и понятные категории: Родина, российский народ, семья, родители. Основные содержательные линии учебника:
- Введение в православную духовную традицию
- Священное писание и Священное предание
- Православие в России
Автор учебника отмечает, что задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан, основная задача изучения курса в том, чтобы привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, научился бы реагировать на боль своей совести, научился бы задавать вопросы совести. Различить, где добро, а где зло, хорошее и плохое, полезное и вредное помогают духовные традиции, к которым относятся ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России автор относит: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
2. Основы исламской культуры.
Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Учебник состоит из двух основных разделов. В первом детям рассказывается о сути ислама. Второй раздел учебника рассказывает об особенностях жизни мусульман в России: о праздниках, обычаях, о том, как мусульмане понимают свои моральные обязанности в исламской семье, какое отношение существует в семьях к детям и родителям.
Авторы учебника вводят ребенка в мир нравственных ценностей через анализ конкретной ситуации, народные предания и притчи, примеры истории и поступки людей. В учебнике приводятся примеры служения Отечеству. Мусульмане были в рядах защитников России в 1812 году, самоотверженно защищали Родину в войне 1941-1945 гг. Навеки вписано в историю имя Мусы Джалиля, который, оказавшись в фашистских застенках, создавал поэтические произведения, полные мужества и отваги.
Основные содержательные линии учебника:
- введение в исламскую духовную традицию
- качества пророка Мухаммеда
- обязанности мусульман
3. Основы буддийской культуры.
Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Учебник в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством. Авторы рассматривают проблемы отношения человека к природе, ценности жизни, знакомят с памятниками буддийской культуры. Названия параграфов учебника отражают основное содержание курса: «Принцип ненасилия», «Любовь к человеку и ценность жизни», «Путь духовного совершенствования», «Буддийские святыни», «Буддийские ритуалы и обряды» и т.д.
Основные содержательные линии учебника:
- Будда и его учение
- Буддийский священный канон
- Любовь к человеку и ценность жизни
4. Основы иудейской культуры.
Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Учебник знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает её значение в формировании личности и поведения верующего человека.
Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие. Детям говорится о необходимости бережного отношения людей друг к другу. Разъясняется, что словесные унижения и оскорбления Талмуд ставит в один ряд с таким преступлением как убийство.
Основные содержательные линии учебника:
- Тора - главная книга иудаизма
- патриархи еврейского народа
- добро и зло
В учебник включены темы:
- Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией;
- Еврейский календарь;
- Еврейские праздники: их история и традиции;
- Ценности семейной жизни в иудейской традиции;
- Любовь и уважение к Отечеству и др.
5. Основы мировых религиозных культур.
Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
В учебнике с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Общий характер курса отражен в названии и содержании параграфов: «Возникновение религий. Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Искусство в религиозной культуре», «История религий в России», «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Это оптимальный вариант знакомства детей с различными религиозными учениями. Учебник знакомит с историей зарождения религий мира, их базовыми принципами, их священными книгами и культурными традициями, что содействует воспитанию у школьников веротерпимости и расширению их культурного горизонта.
Основные содержательные линии учебника:
- Культура и религия
- Человек в религиозных традициях мира
- Искусство в религиозной культуре
6. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Содержание учебника знакомит учеников с теми нормами и правилами поведения людей, которые приняты в поликонфессиональном, полиэтническом, поликультурном российском обществе. В данном курсе впервые начинается знакомство детей с основополагающим документом, определяющим нормы и правила жизни нашего общества, – Конституцией Российской Федерации. Учебник направлен на воспитание юных россиян в системе норм и правил, выработанных обществом, что отражается в названии и содержании параграфов: «Россия - наша Родина», «Культура и мораль», «Свобода и ответственность», «Моральный долг», «Справедливость». Содержание учебника иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Обучение начинается с общего для всех урока «Я гражданин России».
Основные содержательные линии учебника:
- ценность родства и семейные ценности.
- честь и совесть. Дворянский кодекс чести.
- государство и мораль гражданина.