Решения обосновываются не только по организационным, но и по психологическим критериям. Опытные руководители до объявления решения создают благоприятную психологическую обстановку, чтобы вызвать у подчиненных положительное впечатление.
Обоснованность решения не должна вызывать у исполнителей сомнения. Наряду с ответом на главный вопрос, что нужно сделать, исполнителям должны быть ясны ответы на другие вопросы:
1. Почему нужно сделать именно так, а не иначе.
2. Насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника.
Время принятия решений необходимо соотносить с состоянием морально-психологического климата в коллективе, поэтому необходимо провести психологическую подготовку к новому решению. Содержание решений может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных, в этом случае различают три психологических варианта решений:
1. Запрещающие.
2. Разрешающие.
3. Конструктивные.
Наиболее сложная психологическая ситуация создается при запрещающих решениях. Конструктивные решения, разрабатываемые самими руководителями лучше объявлять как подсказанные снизу, эффективность решения при этом выигрывает.
Руководители ставят перед собой и подчиненными задачи различной трудности, это объясняется самооценкой личности руководителя.
Различают руководителей:
1. С завышенной неадекватной самооценкой - такой руководитель принимает непосильные для себя и подчиненных решения.
2. С заниженной неадекватной самооценкой – такой руководитель принимает решения гораздо ниже реальных возможностей.
3. С адекватно высокой самооценкой, когда принимаются решения, соответствующие возможностям.
4. С адекватно низкой самооценкой, когда руководители осознают ограниченность своих возможностей и принимают решения скромные, но отражающие имеющиеся ресурсы.
Контроль качества УР
Для оценки качества принятых УР используют показатель:
Kk= *100%
Где: Кк- коэффициент качества УР
Рв- количество выполненных УР
Рн- количество выполненных некачественных решений
Рп- количество принятых УР
Возможна и другая оценка качества УР, когда качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему присваивается 0, а высшему 1. Общая оценка качества вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих этапов, выполняющихся последовательно. Например: при разработке УР было выполнено 7 операций со следующими значениями качеств: 0,9; 0,8; 0,7;0,8; 0,7; 0,9; 0,9. Общее значение качества УР равно 0,228 Это низкий уровень и поэтому только профессионально отношение ко всем состовляющим процесса разработки и реализации УР может обеспечить его приемлемое качество.
Процесс принятия УР
Процесс принятия решений - осуществление анализа важнейшей информации и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Процесс принятия решения не может быть сведен к жесткому алгоритму. На принятие УР оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды: технических, организационных, экономических, социальных и т.д.
Обобщенная модель принятия управленческих решений может включать 5 этапов:
1.Выявление проблемной ситуации и постановка цели - анализ проблемной ситуации позволяет определить класс и тип решаемой проблемы, факторы, влияющие на ситуацию, важность и срочность решения проблемы, цели, которые должны быть достигнуты при решении задач.
2.Сбор всесторонней информации и выявление ограничений - причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы внешней среды, которые нельзя изменить, поэтому необходимо выявить источник ограничений.
3.Разработка альтернатив решения и выбор оптимального варианта - с одной стороны, чем больше альтернатив разрабатывается, тем больше уверенность в том, что в их число попадет искомый оптимальный вариант; с другой стороны - большое количество вариантов решения затрудняет расчеты по оценки их эффективности, поэтому число отбираемых вариантов обычно колеблется от 3до 7.
4.Организация выполнения принятого решения - на этой стадии оформляется приказ или распоряжение, разрабатывается план реализации, назначаются ответственные лица и доводится решение до исполнителей.
Умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективного выполнения принятого решения.
Выделяют 4 основные причины невыполнения решений исполнителями:
а) решение было недостаточно четко сформулировано менеджером;
б) решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
в) решение было четко сформулировано, и исполнитель его усвоил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;
г) решение было четко сформулировано, исполнитель его усвоил, имел все необходимые средства, но он был внутренне не согласен с вариантом решения, предложенным менеджером.
5.Контроль выполнения решения - выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью.