Приложение № 1 к Методическим рекомендациям по разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры крупнейших городских агломераций в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги»
Формы таблиц исходных данных
Сведения об участках с повреждённым дорожным покрытием на дорожной сети городских агломераций*)
Таблица 1
№ пп | Название дорог/улиц | Общая протяжённость, км | Адреса участков с проезжей частью, находящейся в неудовлетворительном состоянии, км*) | Протяжённость участков с проезжей частью, находящейся в неудовлетворительном состоянии | ||
начало участка | конец участка | км | % | |||
Улично-дорожная сеть | ||||||
Всего | ||||||
Дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения | ||||||
Всего |
*) Для муниципальных дорог и улиц – номер дома. Дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения указываются отдельно.
Сведения об участках, перегруженных дорожным движением, на дорожной сети городских агломераций*)
Таблица 2
№ пп | Название дорог/улиц | Общая протяжённость, км | Адреса участков перегруженных дорожным движением, км*) | Протяжённость участков перегруженных дорожным движением | ||
начало участка | конец участка | км | % | |||
Улично-дорожная сеть | ||||||
Всего | ||||||
Дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения | ||||||
Всего |
*) Для муниципальных дорог и улиц – номер дома. Дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения указываются отдельно.
Таблица 3
Сведения об аварийно-опасных участках (места концентрации ДТП) за 2015 г. на автомобильных дорогах городских агломераций*).
Наименование автомобильной дороги (улицы) по титулу**) | Адреса аварийно-опасных участков (места концентрации ДТП по Федеральному закону ФЗ № 296 от 3 июля 2016г.) | Количество ДТП с пострадавшими на аварийно-опасных участках, шт., 2015 г. | Количество пострадавших, чел., 2015 г. | Коды недостатков транспортно-эксплуатационного состояния в местах совершения ДТП по карточкам учета | Первоочередные предложения по совершенствованию дорожных условий | Необходимые мероприятия по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния и профилактики возникновения ДТП | |||
Начало км+м | Конец км+м | Всего/в т.ч по видам*) | С недостат-ками транспортно-эксплуа-тационного состояния УДС | Погибло | Ранено | ||||
*) Коды видов ДТП:
0 – Наезд на животное; 1 – Столкновение; 2 – Опрокидывание; 3 – Наезд на стоящее ТС; 4 – Наезд на препятствие; 5 – Наезд на пешехода;
6 – Наезд на велосипедиста; 7 – Наезд на гужевой транспорт; 8 – Падение пассажира; 9 – Иной вид ДТП
**) Дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения указываются отдельно.
Приложение № 2 к Методическим рекомендациям по разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры крупнейших городских агломераций в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги»
Методические рекомендации по реализации с использованием информационных технологий мероприятий, направленных на оптимизацию дорожного движения.
Введение
В настоящее время существует множество технических решений, позволяющих повышать безопасность на дорогах общего пользования, а также оптимизировать процесс организации дорожного движения. Зачастую данные решения лежат не только в плоскости проектирования, применения технических средств организации дорожного движения, реконструкции существующей улично-дорожной сети (далее – УДС), но и в применении IT технологий.
С учетом того, что развитие транспортного комплекса является многомерной задачей, которая безусловно предполагает использование множества технических решений, до старта проекта необходимо иметь структурное понимание и последовательность применяемых мероприятий, что позволит достичь максимальной эффективности и минимизировать затраты на реализацию и последующую эксплуатацию созданной инфраструктуры.
Таким образом, пошаговый комплекс мероприятий направленный на повышение безопасности дорожного движения на дорожной сети Субъектов Российской Федерации подразделяется на следующие подпрограммы:
– Изыскательские и исследовательские работы (IT-решение: система учета и паспортизации объектов ДТИ);
– Разработка IT инфраструктуры по сбору, обработке и анализу данных о дорожно-транспортной ситуации;
– Компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации и разработка программы по оптимизации загруженности УДС (IT-решение: система моделирования транспортных потоков);
– Разработка локальных проектов по внедрению технических средств организации дорожного движения (далее – ТСОДД), в части периферийного оборудования и подсистем интеллектуальных транспортных систем (далее – ИТС) (IT-решение: ситуационный центр и централизованная система управления ТСОДД);
– Проведение работ по реконструкции и ремонту существующей УДС (IT-решение: Система контроля и учета содержания и ремонта ОДС на основании данных ГЛОНАСС/GPS);
– Проведение строительно-монтажных (далее – СМР) и пуско-наладочных работ (далее – ПНР) по установке и внедрению ТСОДД;
- Координация работ по новому строительству, ремонту УДС, благоустройству прилегающих территорий, работ в охранной зоне УДС (IT-решение: Информационная Система Обеспечения Градостроительной деятельности - ИСОГД, в том числе: утверждение проектов планировки территории, ГПЗУ, выдача разрешений на строительство, ордеров на производство земляных работ, порубочных билетов);
– Ввод в промышленную эксплуатацию внедренной инфраструктуры, с дальнейшим проведением аналитических исследований в течение установленных сроков.
Сформированный перечень направлений позволяет разработать пошаговую программу по повышению безопасности дорожного движения, которая в свою очередь будет направлена на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью.
Пошаговый комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
Изыскательские и исследовательские работы
Изыскательские и исследовательские работы предполагают разделения на два основных блока:
· Инженерные изыскания — работа по сбору данных о состоянии дорожного полотна, наличии и состоянии разметки и ТСОДД, а также иной существующей дорожно-транспортной инфраструктуры (далее – ДТИ), включая паспортизацию собранной информации
Таким образом, инженерные изыскания включают в себя работу лабораторий на УДС, которые собирают массив данных о ДТИ, а также работу аналитических групп, совершающих натурные обследования опорной УДС Субъекта. Указанные данные необходимо обрабатывать и загружать в созданную IT инфраструктуру, для проведения дальнейших аналитических работ на основе автоматизированной системы учета и паспортизации объектов ДТИ. Аналитические работы, выполненные в рамках данного блока позволят определить объем соответствующих ресурсов, на проведение работ по ремонту, модернизации и дооснащению существующей УДС.
Созданная система учета, позволит не только рассчитать ресурсы, но и создать основу для разработки программы по оптимизации загруженности УДС, которая в свою очередь включает создание комплексной схемы организации дорожного движения (далее – КСОДД), а также разработку специализированных мероприятий по повышению безопасности вблизи социально значимых объектов.
Кроме того, в рамках данного блока на период сбора данных необходимо внедрять подсистему ИТС по мониторингу параметров транспортного потока, результаты работы которой позволят провести достоверную научно-исследовательскую работу, а также построить статическую транспортную модель Субъекта, позволяющую проводить самостоятельные исследования в сфере организации и безопасности дорожного движения.
- Научно-исследовательская работа – совокупность работ направленная на разработку детализированного плана по реализации проекта, включая определение основных аварийно-опасных участков и разработке предложений по перечню проводимых работ в части компьютерного моделирования и созданию локальных проектов по внедрению ТСОДД и подсистем ИТС
Таким образом, данный блок, включает в себя углубленную обработку собранных материалов в рамках инженерных изысканий, на основании которых формируется структурированная программа с указанием перечня конкретных работ с привязкой к участкам УДС. Данные работы также учитывают отечественный и зарубежный опыт проведения подобных проектов и позволяют получить адаптированную программу под условия функционирования каждого уникального Субъекта.
Стоит отметить, что данная работа предполагает разработку архитектуры ИТС, а также модели мониторинга и управления дорожным движением диспетчерами ситуационного центра при помощи внедряемой IT инфраструктуры, которая непосредственная связана с подсистемами ИТС установленными на УДС.
Кроме того, данный блок предусматривает собой разработку программы по дальнейшему сопровождению реализованных решений в части сбора статистической информации о достигнутых результатах, формирование заключения независимой научно-технической комиссии о качестве и эффективности реализованного проекта, а также обоснование для дальнейшего развития ДТИ Субъекта.
Компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации и разработка программы по оптимизации загруженности УДС
Компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации – математическое моделирование распределения существующих и перспективных транспортных потоков для анализа транспортной сети и для последующего формирования краткосрочных и долгосрочных мероприятий по решению транспортных проблем: оптимизация движения транспортных и пешеходных потоков, организация дорожного движения, а также обоснование инвестиций в строительство объектов транспортной инфраструктуры.
Разработка локальных проектов по внедрению ТСОДД, в части периферийного оборудования и подсистем ИТС
Локальный проект (в части дорожно-транспортной инфраструктуры) – проект, представляющий собой совокупность эскизно-технического проекта и научно-технического обоснования по внедрению специализированных ТСОДД и подсистем ИТС для решения поставленной задачи на конкретной локации УДС.
Локальный проект разрабатывается на основании инженерных изысканий, научно-исследовательских работ, результатах компьютерного моделирования и КСОДД и позволяет получить детализированную схему расстановки специализированных ТСОДД и каждой уникальной единицы периферийного оборудования подсистем ИТС, а также запроектировать необходимую инфраструктуру для реализации технологического процесса по установке оборудования.
Создание локальных проектов позволяет сформировать требования к каждой внедряемой подсистеме, в результате чего достигается максимальная эффективность работы периферийного оборудования.
Кроме того, в рамках реализации локальных проектов формируется пакет документов, позволяющий минимизировать трудозатраты по согласованию мест размещения и подключения периферийного оборудования.
Разработка IT инфраструктуры по сбору, обработке и анализу данных о дорожно-транспортной ситуации
IT инфраструктура по сбору, обработке и анализу данных о дорожно-транспортной ситуации – аппаратно-программный комплекс, бесперебойно выполняющий задачу по сбору данных от периферийного оборудования, проведению удаленного мониторинга его работоспособности, а также формирующий достоверную картину о транспортной ситуации в режиме реального времени
IT инфраструктура разрабатывается на основании материалов, полученных в ходе инженерных изысканий, научно-исследовательской работы и локальных проектов. Данный подход позволяет оптимизировать процесс разработки и/или адаптации специализированного программного обеспечения, под функционирующие ситуационные центры Субъектов и эксплуатируемое периферийное оборудование соответственно.
Стоит отметить, что IT инфраструктура является неотъемлемой частью функционирования комплексного решения по повышению безопасности дорожного движения, и представляет собой верхний уровень ИТС.
Функционирование данного блока позволит оперативно собирать информацию с периферийного оборудования, реагировать на произошедшие инциденты, а также определять эффективность краткосрочных и долгосрочных принимаемых решений по организации и безопасности дорожного движения.
Проведение работ по реконструкции и ремонту существующей УДС
Данный блок работ проводится на основании инженерных изысканий и разработанных локальных проектов и включает в себя проведение ремонтных работ дорожного полотна, а также проведения масштабных мероприятий по проведению реконструкции существующей УДС и строительство необходимо инфраструктуры и коммуникаций для СМР и ПНР специализированных ТСОДД и систем ИТС.
Проведение СМР и ПНР по установке и внедрению ТСОДД, подсистем ИТС и IT инфраструктуры
Данный блок работ проводится на основании инженерных изысканий, разработанной КСОДД, разработанных локальных проектов и включает в себя проведение СМР и ПНР специализированных ТСОДД и подсистем ИТС на построенную инфраструктуру в рамках блока работ по реконструкции и ремонта существующей УДС.
Ввод в опытную эксплуатацию внедренной инфраструктуры и установленного программного обеспечения
В рамках данного блока производится проверка функционирования всех вычислительных мощностей и работы периферийного оборудования установленного на УДС. При положительном результате проверки запускается опытная эксплуатация основной целью которой является сопровождение ПО, сбор информации от пользователей о работоспособности систем и периферийного оборудования, а также доработка реализованного функционала и повышение удобства пользования профессиональными продуктами.
Ввод в промышленную эксплуатацию внедренной инфраструктуры, с дальнейшим проведением аналитических исследований в течение установленных сроков.
Данный блок является заключительной частью первичной программы по повышению безопасности дорожного движения в Субъектах Российской Федерации.
При введении внедренной инфраструктуры необходимо определить ответственные структурные подразделения за каждый объект транспортной инфраструктуры, а также на основании имеющихся ресурсов сформировать окончательные предложения по дальнейшему развитию дорожно-транспортного комплекса Субъекта.
Приложение № 3 к Методическим рекомендациям по разработке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры крупнейших городских агломераций в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги»
ПАСПОРТ