Малютина Татьяна Геннадьевна,
Учитель биологии, географии
ГБОУ СОШ №270,
Красносельский район,
Г.Санкт-Петербург
Лабораторная работа«Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
3. Методические рекомендации:
Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови», 8 класс.Лабораторные работы оформляются в рабочих тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует. В данном случае работа проводится как лабораторная.
Подготовка к работе:
1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.
2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.
3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.
Правила техники безопасности:
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных (практических) работ, связанных с использованием микроскопа.
Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с микропрепаратами.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
1. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
2. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
3. Ученик знакомится с правилами работы с микроскопом, убеждается в его исправности.
4. Ученик соблюдает осторожность при работе с предметными стеклами.
5. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
6. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, микропрепараты.
Требования безопасности после окончания работы.
1. По окончании работы ученик собирает микропрепараты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
2. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
3. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Варианты проведения работы:
Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.
При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.