Период вынашивания ребенка
Отношение к беременным женщинам было двояким. С одной стороны женщина несла добро и олицетворяла плодородие. Ее обливали водой при засухе, использовали во многих обрядовых действиях для увеличения плодовитости скота, увеличения урожая. С другой стороны
по суеверным представлениям, от женщины, ждущей ребенка, исходила
опасность. Считалось, что встреча с беременной приносит несчастье, неудачу. «С брюхом ходить – на вороту смерть носить». Поэтому сама женщина нуждалась в защите. Существовали обереги для защиты жен- щин: красные шерстяные нити, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, пояса; пучки разноцветной пряжи, завязанные «мертвым узлом»; железные предметы- иголки, нож; а также щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочки кирпича от печи, соль и т.д. Чтобы охранить женщин и ребёнка от несчастий существовали запреты контактов с определенными предметами, временные и пространственные ограничения, запреты в питье и еде, социальные запреты, запреты смотреть на все безобразное и неприятное (примеры).
До сих пор существуют суеверия, связанные с определением пола ребенка. Способов существовало много (например, окончив ткать, будущая мать выбегала на улицу и ждала первого встречного, считалось, что его полу и будет соответствовать пол ребенка) и др.
Период появления ребенка на свет
Главная задача в этот период – защита роженицы от нечистой силы. Для этого использовали:
- христианскую атрибутику (ладан, святую воду, молитву);
- заговоры (во время обхода вокруг стола с солью на каждом углу - для легких и быстрых родов);
- магические действия (зажигали освещенную свечу и держали её перед лицом роженицы, метлой стучали в потолок, обращаясь за помощью к «домашнему духу», покровителю семьи, размыкали и развязывали всё, что замкнуто и представляло собой какую-либо преграду, способную помешать быстроте родов: отпирали в доме все замки, сундуки, шкафы, раскрывали двери и печные заслонки, развязывали узлы, расплетали косы, развязывали пояс, платок на роженице, снимали с неё серьги, кольца);
Во все времена пытались угадать судьбу ребенка. Счастливым будет ребёнок, родившийся в «сорочке»,если мальчик похож на мать, а девочка на отца, если в день рождения в доме была прибыль, если ребёнок родился во вторник, четверг, субботу и воскресенье, «меж обедни и заутрени».
Большую роль в этот период играли:
- обряды, способствующие благотворно повлиять на судьбу ребенка (обрезание пуповины, первое купание, перепеченье, и др.)
-обряд «Кувада», способствующий быстрым и успешным родам.
Магическими действиями в этом обряде является имитация родов мужем роженицы, который часть болевых ощущений берёт на себя.
- обереги от сглаза и нечистой силы (в кровать новорожденного клали клок собачьей шерсти, осиновую кору, острые предметы – нож, вилку, сразу после рождения ребенка заворачивали в отцовскую рубаху и др.).
Крестины
Крестины – это таинство, которое происходит в церкви или в доме в присутствии церковнослужителей, если здоровье ребёнка не позволяет выносить его в церковь. Однако элементы народных традиций присутствуют и в этот период:
- суеверия (крестные родители не должны оборачиваться при выходе из дома, громко разговаривать, спотыкаться, когда ребенка опускали в купель, он должен плакать, тогда будет жить долго, если ребёнок вытягивался и молчал, такой ребёнок не жилец и др.)
- обряды (по возвращении из церкви ребёнка укладывали на вывороченную шубу перед образами, под шубу прятали предметы-обереги, дабы обеспечить ребенку богатую и благополучную жизнь, обряд одаривания матери и бабки-повитухи «на зубок», обряд угощения родственников и соседей «бабиной кашей», обряд наречения имени и др.);
- ритуальное блюдо «Бабина каша»- богатая каша, хорошо сдобренная маслом, сливками, для отца ребёнка сильно пересоленная, подается с приговорами.
- устойчивые фольклорные формы родильного цикла: величальные песни, песни-пожелания, колыбельные, пословицы, поговорки, приметы.
Русский народный свадебный обряд
Свадьба – праздничный обряд, сопутствующий заключению брака (БСЭ).
Свадебный обряд представляет собой совокупность элементов материальной (одежда, головные уборы, украшение жилища, свадебные повозки, ритуальная пища, атрибуты магических действий) и духовной (словесный, музыкальный, хореографический фольклор, театрализованные действа) культуры.
Свадебный обряд очень древний, его корни уходят в «седое язычество».
Языческий брак соединялся перед идолами богов, являющихся покровителями плодородия - Даждьбога, Светлояра, богини любви Лады. Брачующиеся поклонялись Солнцу-свету.
С принятием христианства на Руси на языческую свадебную обрядность наслоились церковные обряды, пришедшие из Византии. Церковь всемерно содействовала утверждению обряда венчания, но народ не собирался отказываться от традиций. Эти традиции – веселая разгульная пирушка – не уживались со строгим христианским обрядом.
Несмотря на многовековую борьбу с языческими предрассудками церковь так и не одержала полной победы. Таким образом. В свадебном обряде прослеживаются две контрастирующие части: церковный обряд венчания и непосредственно свадьба – веселый семейный праздник, уходящий корнями в далекое прошлое.
Свадебный обряд состоял из 3-х периодов: предсвадебный, свадьба, послесвадебный. Эти периоды включают в себя несколько эпизодов:
1. Сватовство (смотрины, лады).
2. Сговор (рукобитьё, договор, зарученье, пропой, пропивки). Сговор – это первое пированье в доме невесты. Здесь должен состояться договор о сроках, количестве гостей, приданом. В Тверской губернии такой договор составлялся на втором сиденье в доме жениха. Со сговора начиналась череда причитаний.
3. Девичник – прощальная вечеринка в доме невесты, накануне свадьбы, обряд прощания с девичеством.
4. Баня - наутро после девичника, могла быть символической, где должен состояться обряд прощания с девичьей косой.
5. Поезд жениха.
6. Торжественный выезд всех участников свадьбы к венцу.
7. Венчание.
8. Свадебный пир.
Во время свадьбы совершались различные магические обряды, суеверия с целью уберечь молодых от порчи, сглаза, обеспечить им долгую и счастливую жизнь, рождение здоровых детей.
Спецификой свадебного обряда является свадебная поэзия, к которой относятся свадебные песни (величальные, корильные, плясовые, лирические и др.), поэтически- иносказательная манера сватовства, причитания, различные заговоры.
Похоронный обряд
Вера в существование души и духов - анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистических культов (от латинского cultus — почитание) является сохранившийся до наших дней куль умерших предков. Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались понять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как пространственно — временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, чтобы они покровительствовали ему во всех начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторонний мир, прося их о милосердии и помощи. Формы проявления культа предков были очень разнообразны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потусторонний мир, мир мертвых, «тот свет». У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо гробами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен преодолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется. У некоторых народов жизнь в загробном мире представлялась как повторение земной, но в инверсии (с латинского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной. Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наоборот, обитали в стране изобилия. Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее подняться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий). Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные формы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому десятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками. Кроме того, человек верил в то, что существа иного мира довольно часто посещают мир живущих Контакты с миром умерших осмысливались как двусторонние и происходили в определенные времена года и в определенные дни. Для того чтобы такое общение было для человека безвредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат magia, rpe4.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии. Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью человека, которая давала ему пищу и помогала выжить (например, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действий и их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.(В.Ф.Зива)
Неизбежное завершение человеческой жизни - смерть издавна сопровождалась определенным ритуалом. До Х века погребальный обряд заключался в сооружении погребального костра и сожжении на нем покойного вместе с близкими людьми, слугами, конём, любимыми домашними животными, оружием, деньгами, напитками и явствами. Умерщвление живых людей с усопшим хозяином считалось этнической нормой того времени.
Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием христианства на Руси. Христианство выступало против сожжения умерших и утвердило обычай погребения, т.е. предания земле.
Похоронный обряд состоит из нескольких частей: подготовка к смерти, похороны, траур и поминовение.
Особое место в традиционной русской обрядности занимали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятию русских умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Страшились случайной смерти, умереть вдали от родных, ни с кем не простившись, без покаяния. Считалось очень важным быть заранее готовым к смерти.
В похоронной обрядности существовали такие традиции, созданные народом:
- обычаи - приготавливать себе смертную одежду, обмывать тело умершего у порога на соломе, ногами к печи, хоронить покойного после полудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего, бросать в могилу горсть земли и др.;
- суеверия – нести гроб не на руках, а на полотенцах, носилках, если гроб везли на санях, в дальнейшем сани перевертывали и оставляли в лесу, поле и больше не пользовались ими; закрывать зеркала в доме,
- предсказания, приметы;
- причитания и плачи;
- ритуальное блюдо (кутья, кисель, блины или пироги)
В похоронной обрядности обязательным является поминание покойного:
на 3-ий, 9-ый, 40-ой день.
Кроме того, существуют родительские субботы и праздник Радуница, когда поминают всех умерших.