В чем заключается теоретический вакуум в правовых исследованиях?
Новая государственно-правовая действительность предполагает и новое право. Переход от права наличного к праву необходимому неизменно происходит в любой стране в конкретный исторический период, и в течение этого периода необходимое право отсутствует и вновь возникшие общественные отношения, не регулируются. Это явление и называетсяправовым вакуумом. Образованию правового вакуума в России способствовали и геополитические причины, одна из которых – развал СССР. Одномоментно российские юристы стали перед проблемой применения норм несуществующего государства. Появилась острая необходимость в создании российского законодательства. Однако правотворчество, особенно в демократических государствах, – процесс длительный. Возникла такая ситуация, при которой нормы российского права еще не приняты, а законодательство союза ССР уже не пригодно для регулирования вновь возникших общественных отношений. Таким образом, правовой вакуум есть отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать неурегулированные ранее, но нуждающиеся в правовой регламентации, вновь возникшие общественные отношения. Возникает вопрос, целесообразно ли вообще выделять такое правовое явление, как правовой вакуум? Может все это охватывается таким понятием, как пробел в праве или законе? И пробел в праве и правовой вакуум – это результат отставания права от общественной жизни. Природа различий этих двух явлений заключается в том, что для восполнения пробела можно прибегнуть к аналогии права, а для заполнения правового вакуума – нет, поэтому ликвидировать правовой вакуум можно только путем правотворчества.
Дайте определение понятия «принципы познания».
Принципы познания - это основополагающие концепты, нормативные общие высказывания, содержащие определённые требования к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности.
Назовите и раскройте основные принципы правовых исследований.
1) Принцип историзма.
Изучение государственно правового комплекса в развитии: как возникают право и государство, какие основные эволюционные этапы проходят, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы
2) Принцип плюрализма.
Разнообразие взглядов на одно и то же государственное или правовое событие и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, будущем.
3) Принцип объективности.
Истинное отражение государственно – правовой действительности в научном знании, воспроизведение её такой, какая она существует реально.
4) Принцип конкретности.
Точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.
Раскройте понятия «методология» и «метод». Укажите основные характеристики научного метода.
Понятие " методология " образовано от греческих слов methodos – способ (путь) познания и logos – учение (мысль), слово - 1. Наука о методе. 2. Система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. 3. Совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
Выделяются несколько уровней методологии:
1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гносеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология делает акцент на процессуальных характеристиках познавательного процесса.
2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.
3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины.
Метод – путь к чему-либо, прием, способ или образ действия. Применительно к науке – это инструмент исследования, определяющий подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины.
В своей основе метод предназначен для решения главной задачи науки – познания объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.
В отличие от остальных форм общественного сознания (этического, эстетического, религиозного, политического, правового, философского), наука вырабатывает свой специфический метод, в котором различают два понятия: «метод науки» и «научный метод».
Научный метод - это система принципов, операций и процедур, правил и норм, обеспечивающая в научном исследовании генерацию нового знания, его проверку и подтверждение в процессе решения познавательных проблем и задач.
Тремя наиболее важными характеристиками научного метода являются контролируемость (наиболее важный элемент научной методологии, так как он позволяет идентифицировать причины и следствия наблюдений);
операциональное определение (определение, которое описывает явления в терминах операций или шагов, используемых для его измерения.Операциональное определение необходимо для того, чтобы сократить неопределенность смысла);
повторяемость ( если наблюдаемое явление невозможно повторить, то описания и объяснения ненадежны и, следовательно, бесполезны).
Научный метод отличается от других методов познания одним важным свойством, он включает обязательную обратную связь, т. е. самокорректировку. Эта корректировка подтверждает и контролирует деятельность и выводы исследователя. Даже если гипотеза получила подтверждение, ученый будет проверять также и другую, альтернативную гипотезу.
Научный метод считается состоятельным при условии выполнения им ряда общих требований. Наиболее значимые требования к методу:
- детерминированность метода, т.е. его обусловленность закономерностями объекта, познавательной деятельности и теоретических знаний, реализованных в нормативных средствах управления методом.
- заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями познавательной деятельности. Требование распространяется на все компоненты метода и подчеркивает активность исследователя.
- результативность и надежность метода: его разрешающая способность должна однозначно давать результаты с высокой степенью вероятности. Надежность зависит от каждого компонента метода и их структурной компоновки в системе метода.
- экономичность метода: затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследований, что обусловлено кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.
- ясность и эффективная распознаваемость метода: метод должен быть выражен в общезначимых терминах и понятиях и доступен любому подготовленному исследователю.
- воспроизводимость метода: возможность использования метода неограниченное число раз, включая и все его компоненты.
- обучаемость методу: в метод разрешается включать все то, чему можно обучить. Основой требования являются воспроизводимость и распознаваемость метода.