1-2.Речевая гимнастика, художественное слово, словесная игра «Я и мы». Практическая отработкаоттенков голоса (грусть, гнев, радушие,…).Тренинг «Диалог».
3.Артикуляционные упражнения для развития дикции, художественное слово.
4.Словесная дидактическая игра «Потому что…»
5.Речевая гимнастика, художественное слово (пересказ сказки).
6.Артикуляционная разминка, поиск и пересказ сюжета. Составление мини-пересказов.
7-8. Речевая разминка, художественное слово. Мини-сценки.
Форма проведения: закрепление способов пересказа, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный, игровой (объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практикум (тренировочные упражнения).
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Какой рассказ?»
Методическое обеспечение программы. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются учебные занятия. Учебный процесс сочетает в себе занятия разного вида: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые. При реализации программы предусматривается применение следующих методов:
- рассказ, беседа;
- загадки, стихи, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки;
- экскурсии, встречи;
- викторины и конкурсы.
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение программы:
- компьютер, магнитофон, видеотехника, аудиокассеты;
- ватман, альбомы, краски, карандаши;
- раздаточный изобразительный материал;
- информация об известных гражданах города; материалы, отражающие деятельность обучающихся (результаты анкет, социологических опросов, разработанные анкеты по различным темам);
- пакеты творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- пакеты тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- учебные пособия на электронных носителях.
Формы и средства контроля. Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- проверка знаний методом контрольных тестов и заданий;
- викторины по темам;
- выставки;
- наблюдение;
- творческие конкурсы, соревнования;
- творческие отчеты микрогрупп, анализ продуктов трудовой деятельности;
- самостоятельная работа по определенным заданиям.
Правильно выбранная форма контроля приводит к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.
Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
.Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание. – М., Просвещение, 1993, 271с.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.
С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф
Воспитание школьников.Теоретический инаучно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.
Для обучающихся:
Вахрушев А.А.,Бурский О.В.и др.Я и мир вокруг.Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.
(с.36 – Мир вокруг нас.)