Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Образовательная область: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, труд в помещении.
Форма организации: групповая.
Форма реализации детских видов деятельности: тематический досуг.
Оборудование: колоски пшеницы, мука ржаная, пшеничная, семена пшеницы, ржи, иллюстрации процесса выращивания зерновых культур, хлебобулочные изделия, горшочки с землей, лопатки, лейки с водой, стеки, салфетки, фартуки.
Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Образовательные:
· Систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
· Формировать у детей понятие о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
· продолжать знакомить детей с различными профессиями (хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь), с символом Саратовской области «Саратовским калачом», формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
· расширять и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).
2.Развивающие:
· Развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
· формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).
3.Воспитательные:
· воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.
· воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.
Предварительная работа:
· чтение художественной литературы:
«Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.
дидактические игры:
«Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
· Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Магазин».
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб»;
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.
В: Ребята, что это?
В: А как это все вместе называется?
Д: Хлебобулочные изделия.
В: Откуда появляется хлеб? Из чего его изготавливают?
В: Посмотрите, а это что такое?
Д: Зерно.
В: Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный,ароматный, мягкий хлебушек?
В: Предлагаю вам отправиться в путешествие по волшебным станциям. Согласны?
В Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово, то получите приз.
В: А на чем мы можем отправиться в путь? (Ответы детей).
В: Решили будем путешествовать на машине.
В: «Едем — едем не спеша и машина хороша.»
В «Вот мы приехали в поле.»
Первая станция «Посевная»
В: «Ребята, хотите узнать люди каких профессий выращивают зерно?
В: «А узнаем мы это отгадав загадки.»
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся... (Агроном)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист)
Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… (Комбайнеры.)
В: Этих людей называют хлеборобы.
В: Скажите люди сами выращивают зерно из которого изготавливают хлеб или им кто-то помогает?
Д: Людям помогают выращивать зерно машины.
В: Да, людям помогают выращивать и убирать зерно машины. А какие вы знаете машины оказывающие помощь человеку в уборке и выращивании зерна?
Д: Трактора, сеялки, комбайны, камазы, грузовики.
В: А в старину, когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. И посадим в контейнеры пшеницу.
Чтобы не испачкать одежду давайте наденем фартуки.
В: Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите.
В: Какое оно?
Д: Маленькое, твердое, желтое, овальное, легкое.
В: Чтобы посадить зерна, мы приготовили землю в контейнерах. Давайте сделаем бороздки, положим в каждую несколько зерен пшеницы.
В: Сделайте бороздки. Положите несколько зерен. Присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.
Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?
Д: Полить, поставить в теплое солнечное место.
В: Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна.
Уж ты, семечко — зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей взойди!
В: Что необходимо растению для роста?
Д: Солнечный свет, тепло, воздух и вода.
В: Мы поставим эти контейнеры в группе, будем ухаживать за ними и наблюдать.
В: Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.
В: «Предлагаю ехать дальше.»