Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС
ОУ__________________Класс____________Предмет____________Тема урока
________________________________________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев | – | ||
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний) | |||
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей) | |||
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке) | |||
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания) | |||
Всего по разделу | |||
Максимум по разделу |
Раздел 2. Информационное обеспечение | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели | – | ||
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) | – | ||
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет) | |||
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников | |||
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент | |||
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио) | |||
Целесообразность использования ИКТ | |||
Всего по разделу | |||
Максимум по разделу | |||
Раздел 3. Организация деятельности учеников | |||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет |
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность | |||
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности | |||
Есть технологическая карта урока | |||
Всего по разделу |
Раздел 4. Педагогические технологии | |||||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет | ||
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) | – | ||||
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах________________________________________ (подчеркнуть нужное или дописать) | |||||
Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие) | |||||
На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников | |||||
Всего по разделу | |||||
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия | |||||
Критерии оценки | Да | Частично | Нет | ||
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки | – | ||||
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла | |||||
Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им | |||||
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям | |||||
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям | |||||
Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке) | |||||
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) | |||||
Всего по разделу | |||||
Максимум по разделу | |||||
Рекомендации по использованию оценочного листа
Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.
Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.
По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).
Раздел 1. Целеполагание
Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.
Критерии оценки | Характеристики критериев |
Учитель объявляет цель урока | Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором |
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика | Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной |
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников | Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности |
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками | Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации |
Цели урока диагностичны, измеряемы | Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки |